В 2020-м Артём Маркелов выступает в Формуле 2, а его менеджер Светлана Стрельникова ведёт авторскую колонку на F1News.ru – сегодняшняя посвящена тестам в Бахрейне.
Гонки и коронавирус
Тема модная и многогранная. Но мы рассмотрим один аспект – путешествия и международные мероприятия.
Первые тесты сезона 2020 года в Формуле 2 проходят в Бахрейне.
И первая ласточка – все команды получили предупреждение: сообщить о людях, которые посещали Китай, Иран, Тайланд, Сингапур, Малайзию или Южную Корею за последние 14 дней. А буквально за неделю до этого закончился азиатский чемпионат Формулы 3, и финальный этап был в Таиланде! Уже потери в гоночных и командных составах.
Дальше – больше. Как вы догадываетесь, работа пилота состоит не только в том, что он гоняет на автодромах. Все они ещё упорно тренируются вне трассы. И одним из самых популярных мест для зимних тренировок считаются Канарские острова. Отличный климат, шикарные дороги для велосипедных тренировок, очень удобная инфраструктура для спорта – и из Европы лететь недалеко.
Гоночная академия Renault отправила своих пилотов в Тенерифе готовиться к заездам. И надо же такому случиться, что в этом отеле остановился врач из Италии, который был заражён коронавирусом. В итоге, все остались на Тенерифе на 14-дневный карантин…
А дальше была Италия. Не вся, а Ломбардия, Венето и Эмилия-Романья. Расположенная рядом с Пармой известная итальянская компания Dallara делает машины для Формулы 2 и Формулы 3. Есть две итальянские команды – Prema и Trident. Тесты были всё ближе, но непонятно, какое решение примут власти Бахрейна – пускать итальянцев или нет. Но мы летели в Бахрейн с оптимизмом!
Прилетели! Оптимизм поутих. В Бахрейне 33 случая коронавируса, так что даже Арабские Эмираты закрыли с ним своё сообщение. Маленький остров в Персидском заливе…
Итальянские команды после проверки пустили на тесты.
Ощущения странные. Прилетели в четверг вечером, а для них это конец недели, эквивалентно нашей пятнице. Обычно много народа и веселья. В этот раз все потише, аэропорт тоже немноголюден.
Заселились в гостиницу. Моем руки! Подумываем, не купить ли маски. Из отеля рекомендуют особо не выходить.
Команды немного нервничают из-за ограничений на въезд граждан разных стран и регионов. Команды Формулы 1, 2 и 3 многонациональные, кто-то может оказаться на гонке без ключевых людей и даже пилотов.
Отвлечемся от вируса.
Нас неожиданно узнают в пункте аренды автомобилей и в гостинице. Приятно. Много лет подряд мы приезжали два раза в год, но в прошлом году не были, да и много ли нас таких сумасшедших приезжает.
Пошли первые ласточки, самолёт с итальянцами держали до четырёх утра, проверяли всех. В итоге – пустили.
Кристиан Лундгард не приехал на тесты, он остался на карантине в Тенерифе. ART и Renault выпустили пресс-релиз, что датский пилот не сможет принять участие в тестах, но слава Богу здоров. На освободившееся место пригласили Сергея Сироткина – и у него появился шанс поработать с новой версией машины Формулы 2!
В команде Prema чуть было не лишились всех своих механиков – их держали 24 часа, но всё же в страну пустили.
Но не все итальянцы приехали. К примеру – Stilo Helmets. Много лет Артём использует шлемы этой марки. Компания присылает своих представителей на все этапы Формулы 2. Но сейчас они расположены в желтой зоне коронавируса – и их босс принял решение отменить все командировки. Так остались без дополнительных визоров.
А в паддоке только и говорят о коронавирусе – о своих приключениях, кто как добрался, кого и где досматривали.
Многие считают, что гонка в Бахрейне не состоится. Кто-то из-за закрытого авиасообщения между Дубаем и Бахрейном добирался до Саудовской Аравии, а потом по мосту на остров.
Но настал день тестов. Все забыли о сложностях путешествий по миру – и начали работать.
Первый день тестов
Тестируются вместе команды Формулы 3 и Формулы 2. Мы начинаем в 11.45 – хорошее время, если ты «сова» и любишь поспать.
Первый выезд на трассу, первые ощущения. В этом году в Формуле 2 шины другого размера. На 18-дюймовых колёсных дисках. Они стали больше и тяжелее. Основная задача на тесты – разобраться с «новой» машиной.
Первый день – сбор данных, информации о поведении машины, а дальше уже телеметрия будет работать. К примеру, задача – проехать 10 кругов одинаково, но каждый раз с немного другими настройками.
В первой сессии мы сделали много рутинной работы – за себя, и за того парня – у Алези возникли проблемы с электроникой.
Вторая часть тестов – вечерняя. Гонщики стали атаковать, но нам «повезло» – едва Артём пошёл на свой первый быстрый круг, сессия была прервана – чей-то вылет и красные флаги.
В вечерней сессии сразу пять красных флагов. Жаль, что это время не компенсируется. Сессия не продлевается.
В общем, первый день прошёл успешно, без особых проблем с машиной.
Тем временем, коронавирус начал влиять на проведение спортивных соревнований. Отменили первый этап Moto GP в Катаре, просто потому, что Катар запретил въезд гражданам Италии на свою территорию.
Второй день тестов
Работа идёт своим чередом. Разговор с итальянцами часто начинается с того, что люди в ступоре встают перед ними после приветствия – и не знают, пожать ли руку…
Тогда парни отвечают: «Меня при въезде проверили на коронавирус – у меня его нет». Разговор продолжается, но ситуация неловкая... Нам, не итальянцам, стыдно...
Руководители команд дают задание своим логистам бронировать на гонки не те отели, в которых сотрудники традиционно останавливаются многие годы, а чуть-чуть изменить критерии: небольшие, не сетевые и желательно с балконом. Никто не хочет быть запертым на карантин на неопределённое время в огромном многоэтажном здании из бетона.
Кстати, в масках нет ни одного человека, ни в командах, ни среди работников трассы.
Сегодня ветрено, мелкий песочек стоит в воздухе, вернее перемещается. Сцепление с трассой будет поменьше. Так и есть, машина ведёт себя нестабильно, все едут не быстро и практически сразу красные флаги.
Потом, все дружно выезжают на трассу – и вот он настоящий паровозик. Типичный пример воскресной гонки Формулы 2.
Тяжело контролировать машину и тем более снимать объективную информацию.
Но, с другой стороны, для Бахрейна это типичная погода. Ветер, песок! Правда, во время гоночного уик-энда будет значительно теплее.
Обходится без технических поломок, гонщики четко работают по намеченной программе.
Утреннюю сессию Артем закончил третьим, и хотя сейчас время на круге – не показатель, всё равно приятно. Наша вечерняя сессия – длинные серии по 15 кругов. Вторую закончить не удалось, красные флаги и на этот раз не просто вылет, а настоящая авария.
И ещё одни красные флаги и наша программа на сегодня завершена. Другие команды работают по своему плану, кто-то уже на мягкой резине штампует быстрые круги. Но самое интересное будет завтра.
Третий день тестов
Ветер по-прежнему бушует, но по какой-то причине песок не поднимает. Воздух чист, небо голубое, никакой дымки и песочной извести.
Все опять разделились, кто гонял быстрые круги, а кто делал длинные заезды. Есть некоторое неудобство, так как разница в скорости на круге – пять секунд. Тут нужно быть особенно внимательным на трассе.
И снова красные флаги, но на этот раз никакой аварии не произошло, все пилоты в боксах.
Из-за неразберихи на пит-лейн пострадал механик Артема. Приехала «скорая помощь», оперативно сделали все необходимое и забрали беднягу. Нельзя забывать, что автоспорт опасен, и не только для пилотов и членов команды, но и для всех присутствующих на автодроме. Бдительность терять нельзя ни на секунду.
Менеджер команды поехал в больницу вместе с механиком для дальнейшего медицинского обследования. Будем надеяться, что перелома не было, а только сильный ушиб.
Тем временем вечереет, начинается заключительная сессия предсезонных тестов в Бахрейне. Сегодня имитация гонки с настоящим пит-стопом.
Представитель команды возвращается из госпиталя. Отличные новости, с механиком все в порядке!
На трассе вновь красные флаги. Загорелась машина Маркуса Армстронга. Выезжают чистящие машины. Сессия возобновится, как только трасса будет готова.
Остаётся 38 минут и все ринулись в бой!
30 минут до конца тестов и снова красные флаги.
Остаётся 20 минут...
Самое простое в данной ситуации - тренировка стартов.
Но мы не ищем легких путей, продолжаем доезжать нашу «гонку».
19.45 – конец.
Тут нужно было бы сказать: увидимся на вторых тестах в Барселоне, но нет. В этот раз предсезонные тесты одни, всего три дня в Бахрейне, дальше нас ждёт гонка здесь же, и только потом вторые тесты в Барселоне.
Не очень логично, но тем не менее это так.
Светлана Стрельникова, специально для F1News.Ru