Жерар Лопес, совладелец инвестиционного фонда Genii Capital, которому принадлежит команда Lotus F1, в интервью испанскому изданию El Confidencial рассказал о том, какие возможности для развития бизнеса представляет Формула 1, рассуждал о будущем чемпионата без Берни Экклстоуна и закрытии проекта HRT…
Вопрос: Что принесла Формула 1 Genii Capital?
Жерар Лопес: Прежде всего, выход на новые рынки, на которые мы стремились, но по определенным причинам не могли попасть. Я говорю про Индию, Юго-Восточную Азию, Китай, Бразилию. Сейчас мы активно работаем в этих странах.
Вопрос: Иными словами, число сделок вашей компании на этих рынках выросло?
Жерар Лопес: Мы стали проводить сотни сделок…
Вопрос: Одно из ваших достижений – заключение контракта с Coca-Cola и появление логотипа энергетического напитка на машинах Lotus. Насколько сложными были эти переговоры?
Жерар Лопес: Надеюсь, число наших партнеров будет расти. С нами уже сотрудничает Microsoft, раньше не присутствовавшая в Формуле 1, Coca-Cola, которая тоже не сотрудничала с Формулой 1, Unilever – мы привели в чемпионат трех крупных игроков мирового бизнеса. Мы считаем, что присутствие в Формуле 1 может многое дать компаниям – на этом строится наша бизнес-модель.
Однако мы не просто используем Формулу 1 в своих целях. Вы не найдете в паддоке человека, который любит машины больше, чем я. Одновременно с этим я представляю компанию, у которой есть интересы во всем мире. Мы считаем, что Формула 1 – это не только гонки, но и возможность для знакомства с людьми, которые в будущем могут стать нашими бизнес-партнерами. В чемпионате представлены компании из различных отраслей: строительство, мобильная связь, энергетика, нефтяной сектор. Все это расширяет возможности для ведения бизнеса.
Вернемся к компаниям, которые я уже упомянул. У нас замечательные отношения с Microsoft, Coca-Cola, Unilever, но большинство тем, которые мы обсуждаем, не связаны с Формулой 1.
Вопрос: Вас не беспокоит сегодняшняя финансовая модель Формулы 1, при которой многим командам приходится бороться за выживание?
Жерар Лопес: Я хочу заметить, что Genii не финансирует Lotus, у команды есть деньги. Формула 1 – глобальный чемпионат, но у него большие возможности для роста, ведь пока мы представлены не на всех развивающихся рынках, а на тех, где присутствуем, используем не все возможности.
К примеру, у Китая огромный потенциал, но Формула 1 не полностью его использует, США – крупнейший мировой рынок для любого вида спорта, но мы только пытаемся закрепиться в этой стране. Я считаю, что у чемпионата большие перспективы, но за последние семь-восемь лет мир сильно изменился. Если раньше для получения контракта было достаточно разместить рекламу на машине, то теперь необходимо тщательно продумывать организацию рекламной кампании. Не все команды это понимают, а те, кто понимает, не всегда могут сделать интересное предложение партнерам.
Я сильно упрощаю, но есть два способа не потерять деньги: тратить меньше или зарабатывать больше. Думаю, Формула 1 должна прийти к такой ситуации, когда расходы команды сократятся, а доходы – вырастут. У чемпионата есть возможности преодолевать трудности, с которыми сталкивается мировая экономика, ведь сама по себе Формула 1 очень успешна.
Вопрос: Команды думают о том, что станет с чемпионатом после ухода Берни Экклстоуна?
Жерар Лопес: Мы живем настоящим, и трудно думать о завтрашнем дне, потому что я не знаю, что будет дальше. Нас больше интересуют пункты контракта, чем имя конкретного человека, который будет всем руководить, но нельзя забывать, что Берни – это Берни. Трудно представить, что кто-то в полной мере сможет его заменить. Даже лучшие менеджеры с мировым именем не смогут его превзойти.
Вопрос: Команда HRT стала упущенной возможностью для Испании?
Жерар Лопес: Да, возможности были упущены с самого начала. Когда кто-то ставит перед собой цель представлять целую страну в Формуле 1, он должен продемонстрировать всему миру, что в Испании есть инновационные технологии, компании, способные добиться поставленных целей. Но ничего этого не произошло. Кроме того, если у вас нет финансовых возможностей развивать команду, это создает отрицательный имидж. В итоге, люди теряют к вам интерес, и ситуация только ухудшается.
Вопрос: Вам удалось подписать контракт с Кими Райкконеном. Какие отношения между ним и командой?
Жерар Лопес: Он уникальный пилот. Кроме того, мы с ним хорошие друзья.
Вопрос: Если бы вы могли пригласить в команду любых пилотов, которые когда-либо выступали в Формуле 1, кого бы вы выбрали?
Жерар Лопес: Из действующих гонщиков я бы никого не пригласил, потому что мы полностью довольны теми пилотами, которые выступают за нас. Если говорить про гонщиков прошлого, я бы пригласил Айртона Сенну. Его напарник? Возможно, Джеки Стюарт, потому что я очень хорошо знаю, как он работает.