В прошлом году пилоты Lotus 11 раз поднимались на подиум, а команда завершила сезон на четвертой строчке Кубка конструкторов. По итогам двух третей этого сезона Lotus заработала всего восемь очков и занимает восьмую строчку в общем зачёте. Совладелец и руководитель команды Жерар Лопес признает, что смирился с подобными результатами и сосредоточился на подготовке к следующему сезону, зная, что допущенные в этом году ошибки не повторятся.
Вопрос: Жерар, складывается впечатление, что каждый уик-энд получается драмой для Lotus. Когда закончится период неудач?
Жерар Лопес: Как только мы сможем добиваться более высоких результатов. В начале года у нас было много проблем с силовой установкой, а в середине сезона выяснилось, что есть просчёты в шасси, которые очень сложно ликвидировать в этом году. Но хорошо, что мы обнаружили это до того, как начали разработку новой машины. В оставшейся части сезона мы постараемся сделать всё, что можно, но в целом, финальные гонки тоже получатся сложными.
Вопрос: Со стороны кажется, что у Lotus три проблемных области: двигатель, гонщики и финансы. Что обременяет более всего?
Жерар Лопес: Начнём с последнего – финансов. Сейчас готовится к публикации годовая отчетность, и на этот раз команда в основном рентабельна и может даже принести доход. Таким образом, Lotus – одна из лучших команд в плане финансирования, так что ответить на этот вопрос несложно. Дождитесь нашего отчета, который мы опубликуем через одну или две недели.
Что касается гонщиков, нельзя сказать, что мы ими недовольны – просто мы дали им машину, которую сложно пилотировать. Как я только что сказал, примерно в середине сезона мы обнаружили проблемы с шасси, в частности в медленных поворотах, так что проблема в Е22. Это влияет на их уверенность в себе и осложняет работу.
В прошлом году мы видели, что Роман Грожан выступает на одном уровне с Кими Райкконеном, и никто в нём не сомневался. Пастор Мальдонадо – один из немногих молодых гонщиков, которым удавалось выиграть Гран При. Итак, у нас хорошие гонщики, но мы не смогли дать им машину, которая позволила бы выступать на свойственном им уровне. Мы уделяем особое внимание следующему сезону. Посмотрим, как будет развиваться ситуация.
Вопрос: Поговорим о Романе. Он страдает от того, что потерял человека, заменившего ему отца – бывшего руководителя команды Эрика Булье?
Жерар Лопес: Всё так, как было до того, как Эрик стал у нас работать – не только в команде, но и в Gravity – Роман был «сыном» Жан-Поля Дрио, Эрика и меня. Эрик занимался его менеджментом, но именно мы решили дать ему второй и третий шансы. Второй шанс – когда он вернулся в команду, а третий – после его многочисленных аварий. И это дало результаты.
Конечно, Роману предстоит работать над собой, чтобы стать гонщиком, способным взять на себя роль лидера. Но в конечном итоге, в этом году всё выглядит так плохо, потому что машина недостаточно конкурентоспособна. В результате вы начинаете задавать себе больше вопросов и сомневаться в конкурентоспособности. Если бы он поднимался на подиумы, то не задавал бы себе вопросов, и никто бы не задавал. В этом спорте вы настолько хороши, насколько высоки ваши результаты, и в этом году вопросы появились именно из-за низких результатов.
Вопрос: Разве Эрик не советовал гонщикам, как вести себя в той или иной ситуации? Кто занимается этим сейчас?
Жерар Лопес: Раньше этим в некоторой степени занимался Эрик. А также я, причём много – с Кими и Романом в последние годы. У меня есть практический опыт в этом вопросе, так что я продолжу заниматься этой проблемой. У нас с Романом очень тесные отношения – мы встречаемся вне гоночных уик-эндов.
То же самое можно сказать о Пасторе. Я провожу время с его семьей, так что это не просто рабочие отношения. Возможно, нам с Эриком и Романом проще понять друг друга в плане языка. И конечно, у меня не так много времени, ведь я не могу быть с командой ежедневно – вероятно, в этом самая большая разница. Но, как я уже говорил, многие из этих вопросов исчезли бы, если бы у нас была более конкурентоспособная машина и высокие результаты.
Вопрос: Ходило много слухов о том, что в следующем году Lotus может перейти на двигатели Mercedes. Контракт подписан? Как это повлияет на объём работы в межсезонье?
Жерар Лопес: Я ничего не могу сказать на этот счёт.
Вопрос: Можно ли сказать, что финансовое положение Red Bull Racing помогает им преодолеть многие недостатки силовой установки Renault, а Lotus отстала в этом плане?
Жерар Лопес: Мне кажется, здесь несколько аспектов. Прежде всего, это шасси. Red Bull Racing была лучшей командой последних пяти лет, в том числе в этом году…
Вопрос: Но в прошлом году у Lotus было неплохое шасси. Вы всё это растеряли за зиму?
Жерар Лопес: Да, у нас всё было отлично, но мы допустили ошибку. Мы сделали один конструктивный просчёт, хотя надеялись, что это нам поможет. Команда оказалась в той же ситуации, что три года назад, когда создала «передний выхлоп», но сезон получился крайне неудачным.
Нынешняя ситуация во многом похожа: мы сделали выбор, но он не даёт результатов – даже наоборот. Это ошибочный выбор, и в результате сезон складывается для нас неудачно, независимо от двигателя. Когда Renault официально объявила о том, что заводской командой станет Red Bull Racing – это тоже осложнило нашу работу.
Вопрос: Итак, вы говорите, что заводской командой Renault стала Red Bull Racing. Кроме того, французская компания поставляет моторы их младшей команде Toro Rosso. Вы не можете довольствоваться тем, что будете третьей командой, особенно если вы ничего не знаете об их прогрессе в следующем сезоне. Разве это не вынуждает вас искать варианты?
Жерар Лопес: Я не буду это комментировать. Но некоторые команды доказали, что другие двигатели могут принести успех.
Вопрос: Как влияет на работу с машиной следующего года неопределенная ситуация с двигателем?
Жерар Лопес: Как я сказал, я не буду комментировать ситуацию с двигателем, но работа с новой машиной началась в середине мая, когда мы сделали выводы из существующих проблем с шасси. И я не скажу, какой мотор будет стоять на новой машине (смеётся).
Вопрос: Значит, несмотря на ошибки, в этом сезоне вам придется продолжать работать с той машиной, которая у вас есть?
Жерар Лопес: Во многом – да. Мы ограничены во времени работы в аэродинамической трубе, но решающую роль играет не это, а тесты, время работы на трассе. Если бы регламент позволял разумный объем доработок, а не нечто революционное – и возможность их испытывать, – тогда мы могли бы двигаться вперед.
На данный момент мы привозим на гонки около 20 вариантов обвеса за сезон. Это много и требует больших затрат, но мы всё равно не добились хороших результатов. Причина в следующем: когда вы привозите новинку на Гран При, то узнаёте, что решение не работает, только в пятницу – это контрпродуктивно.
Вопрос: Сейчас вы исполняющий обязанности руководителя команды – тот, кто заменит вас на этом посту на постоянной основе снова будет настоящим фанатом гонок?
Жерар Лопес: Я отвечу да. Сейчас мы занимаемся этой проблемой. Решение должно быть принято в ближайшее время, чтобы этот человек полностью интегрировался в команду в 2015-м.
Вопрос: Мы его знаем?
Жерар Лопес: Да, такая вероятность существует (смеётся).
Вопрос: Сейчас Lotus занимает восьмую позицию в Кубке конструкторов, и вам потребуются огромные усилия, чтобы подняться на седьмую. Всё-таки это не самая лучшая ситуация…
Жерар Лопес: Как я уже говорил, в этом сезоне всё останется как есть. Нынешняя позиция не соответствует нашему потенциалу. У нас большая команда: на базе работает около 470 человек. У нас есть аэродинамическая труба и CFD, которым всего два года – у нас есть всё необходимое для борьбы. Мы оказались в нынешней ситуации из-за ошибки в шасси и совершенно точно не хотим повторить подобный просчёт. Я не говорю, что в следующем году Lotus поборется за титул, но мы должны вернуться на позиции, которые занимали два предыдущих сезона.
Вопрос: Вы сохраните нынешний состав пилотов в следующем сезоне?
Жерар Лопес: Вероятность этого высока. Мы уже подтвердили контракт с одним из них – с Пастором. У Романа есть оговорка в контракте – ни для кого не секрет, что, учитывая наши результаты, он может его расторгнуть, но я уверен, что состав пилотов останется прежним.