В последнее время в Формуле 1 идёт активная дискуссия о том, как решать проблемы, связанные со слишком дорогими силовыми установками. Кристиан Хорнер недавно предложил использовать более простые технологии, тогда как Берни Экклстоун готов вернуть старые двигатели V8, поскольку они обходятся намного дешевле.
Своё мнение высказал и Сирил Абитебул, управляющий директор Renault Sport, который считает переход на гибридные силовые установки очень важным шагом – в том числе и потому, что они намного эффективнее.
Вопрос: Насколько важно для Renault и программы концерна, связанной с Формулой 1, стремление к повышению топливной эффективности?
Сирил Абитебул: Технологии, ориентированные на будущее – ключевой фактор в стратегии Renault, если говорить о перспективных разработках в области серийного автомобилестроения. Мы признаём, что должны взять на себя ответственность за сохранность окружающей среды, но также надо учитывать необратимые процессы, которые идут в автомобильной сфере. Поэтому нужно повсеместно добиваться повышения топливной или, скорее, энергетической эффективности техники.
Но как более эффективно использовать каждый литр топлива или каждый джоуль энергии с минимальными потерями? В последние годы мы наблюдаем переход к турбомоторам меньшего рабочего объёма, которые выдают ту же мощность при меньшем расходе топлива, и всё возрастающую важность электрических и других технологий, использование которых сокращает выбросы вредных веществ в атмосферу.
Прежде всего, новый регламент Формулы 1 и переход на гибридные силовые установки позволяют нам проверять передовые технические решения, соответствующие этой тенденции, и в будущем мы можем применять их в дорожных машинах.
Во-вторых, столь эффективная маркетинговая платформа, как Формула 1, даёт возможность продвигать эти новые технологии, ускорять их внедрение в глобальном масштабе, наглядно демонстрируя, что энергосбережение и высокие скорости – это не взаимоисключающие понятия.
Машины Формулы 1 в этом сезоне отличаются очень высокими характеристиками, хотя расходуют на 35% меньше топлива. Если бы технический регламент оставался без изменений, у нас бы не было возможности решать перечисленные задачи через Формулу 1.
Вопрос: Renault также играет ведущую роль в Формуле E. Каким в этой связи вам представляется развитие технологий в обеих сериях, и возможно ли в будущем их объединение?
Сирил Абитебул: Формула E пока находится на начальном этапе, но это амбициозный проект, и её организаторы стремятся оставить свой след в автоспорте. Понятно, что будущее - за электрическими технологиями, и мы стремимся получить максимальный опыт, участвуя в Формуле E, ведь и там и в Формуле 1 развернулась очень острая конкуренция.
Возможно, по мере развития технологий мы увидим, что Формула E будет как-то пересекаться с другими сериями, и не только с Формулой 1, но также с гонками на выносливость. Мы уже думаем над тем, как добиться правильного синергетического эффекта от работы групп технической поддержки, задействованных в разных программах.
Но если говорить о ближайшем будущем, по-моему, Формула E станет очень органичным дополнением к существующим чемпионатам. Когда она по-настоящему наберёт обороты, будет интересно посмотреть, внимание каких групп болельщиков она привлечёт, и сравнить это с Формулой 1, поскольку Renault должна работать там, где её клиенты, там, где публика.
Вопрос: Найдут ли в будущем топливные элементы применение в автоспорте? Renault вкладывает средства в эту технологию?
Сирил Абитебул: Топливный элемент – особая технология, позволяющая вырабатывать электричество непосредственно бортовыми системами автомобиля, обычно с применением водорода. Эта технология изучается уже на протяжении ряда лет, вызывая определённый интерес. В отдалённом будущем потенциально она может найти применение в автоспорте, но пока это не тот путь, который нас интересует.