В 2019-м в Toro Rosso дебютирует Александер Элбон, став первым за 65 лет гонщиком Гран При тайского происхождения. В интервью он рассказал, что значит для него возможность представлять Таиланд в Формуле 1, и чего он ждет от этого сезона.
Вопрос: Дебютанту Формулы 1 нужно во многом разобраться, ведь технологии в этом спорте отличаются от того, к чему вы привыкли. Как вы готовитесь к началу сезона?
Александер Элбон: Конечно, меня ждет долгий процесс обучения. Перед Гран При Австралии я поработаю на тестах всего четыре дня – времени на трассе не так много. Важно почувствовать себя комфортно за рулём и как можно быстрее обрести скорость. Посмотрим. Если говорить о моей личной подготовке, я постараюсь не подвергать себя излишнему прессингу, но с первого же дня напряженно работаю. Этот сезон – мой шанс показать всем, на что я способен.
Вопрос: Вы много тренировались на симуляторе, чтобы освоиться на трассах?
Александер Элбон: Да, Сейчас это мой приоритет. Я стараюсь как можно больше работать на симуляторе и проводить время с командой, чтобы как можно быстрее понять поведение машины – это поможет мне в Мельбурне.
Вопрос: В чём главное отличие Формулы 1 от Формулы 2? Гибридная силовая установка?
Александер Элбон: Пожалуй, да. Мне повезло немного поработать на тестах Формулы E – за это время я многое узнал о силовой установке. Удивительно, насколько они похожи. Не скажу, что технологии одинаковые, но везде надо экономить энергию и тому подобное. Эти тесты мне пригодились – будет легче ко всему привыкнуть.
Главное отличие – скорость машины. Современные машины Формулы 1 – самые быстрые в истории, хотя в этом году скорости немного снизятся. В Формуле 2 гораздо меньше прижимной силы. Думаю, я легко привыкну к большей скорости – скорее, нужно освоиться с шириной машины.
Во-вторых, и многие этого не понимают, отличие в количестве работающих на тебя людей, и все они хотят, чтобы машина получилась как можно более быстрой, поэтому здесь гонщик должен больше работать с командой. В Формуле 2 у меня было два инженера, один главный инженер и пара механиков, а в Toro Rosso почти 400 сотрудников, так что здесь совершенно другая ситуация, но я к ней привыкаю. Здорово иметь такую проблему!
Вопрос: Поговорим о личном: почему вы выбрали 23 в качестве номера для выступлений?
Александер Элбон: Я большой поклонник Михаэля Шумахера и Валентино Росси. В детстве в моей комнате было много красного в честь Ferrari, и мне всегда сопутствовала цифра 46 – я постоянно выступал под номером 46.
Кроме того, с одной стороны машины была надпись «The Doctor» – в честь Валентино Росси – он мне безумно нравился. Я помню, что когда мне было четыре или пять лет, если меня что-то расстраивало, моя мать находила для меня какое-нибудь видео конца сезона с участием Валентино Росси и трассу, где он побеждал. Она включала запись, я замирал перед экраном и успокаивался. Когда пришло время выбирать номер для выступлений в Формуле 1, я подумал, что не могу использовать 46, хотя бы по коммерческим соображениям.
Вопрос: Вы выбрали 23, потому что это половина номера Росси?
Александер Элбон: Да. Цифра 23 всегда приносила мне удачу. Я несколько раз использовал этот номер, и он мне нравится. Я не так долго размышлял об этом, но подумал, что лучше продолжить традицию и каким-то образом сохранить номер Росси.
Вопрос: Что значат для вас выступления под тайским флагом?
Александер Элбон: Мне очень важно представлять Таиланд. В Формуле 1 давно не было гонщиков из нашей страны, надеюсь, на родине мной будут гордиться.
Вопрос: Вы один из трёх дебютантов этого сезона…
Александер Элбон: В этом смысле нас ждет необычный сезон, ведь в Формулу 1 перешло много гонщиков из Формулы 2. Как известно, в Формуле 1 выступают лучшие в мире гонщики, и приятно осознавать, что почти половина пелотона – это те, с кем я гонялся в картинге или боролся в формулах, в том числе Джордж Расселл и Ландо Норрис. Здорово гоняться на высшем уровне вместе с теми, с кем я боролся на протяжении всей карьеры.
Вопрос: Почему вы выбрали именно такую расцветку шлема?
Александер Элбон: В Таиланде глубоко уважают королевскую семью, а король Рама IX был одним из самых уважаемых людей. Он занимался благотворительностью, многое делал для рабочих, но скончался в 2016 году. На шлеме я написал по-тайски девятку, ведь это часть его символа. Ещё одна отсылка к моей родной стране – это тайский флаг между моим именем и фамилией.
Вопрос: Поговорим немного о Таиланде. Есть ли там поклонники автоспорта?
Александер Элбон: Пожалуй, да, и на самом деле пару лет назад ходили разговоры о гонке Формулы 1. Там уже готова трасса, способная принять Гран При. Будет здорово провести там гонку.
В следующем году в календаре появится этап во Вьетнаме, а эта страна совсем рядом с Таиландом, поэтому мне хотелось бы думать, что я получу, по крайней мере, нечто похожее на домашнюю гонку. В Таиланде развивается автоспорт, и я надеюсь, что в этом году местные болельщики получат человека, за кого можно болеть.
Вопрос: Где вы будете жить в этом году?
Александер Элбон: В Милтон-Кинс – это удобно в плане работы на симуляторе. Я уже некоторое время там живу.
Вопрос: Что вы думаете о работе с итальянской командой?
Александер Элбон: Это всегда здорово. Я немного завидую тем, кто знает итальянский – например, Даниилу Квяту. Я не могу его выучить! Я прожил два года в Италии, но так и не смог разговаривать с командой на итальянском. Я немного его понимаю, но этого недостаточно. Я весь год буду его учить и постараюсь добиться прогресса.
Вопрос: Каких гонок вы больше всего ждете, потому что вам нравится трасса или по какой-то другой причине?
Александер Элбон: Пожалуй, Гран При Японии. Судя по всему, Сузука – потрясающая трасса. Когда смотришь на неё со стороны, тебя впечатляет число болельщиков и их страсть к автоспорту.
Кроме того, мне нравится эта страна. Я там был один раз. Сузука – сложная трасса старой школы, не прощающая ошибок. Там будет здорово гоняться.
Вопрос: Какие у вас цели на сезон?
Александер Элбон: Обычно я не ставлю целей – так было всю мою карьеру. Я всегда готовился к каждой гонке в отдельности, двигался постепенно, концентрировался и выступал на трассе – не важно, в тренировке, квалификации или гонке. Я принимал всё как есть. Если начинаешь ставить цели на будущее, то подвергаешь себя ненужному прессингу. Я сосредоточен на себе, и посмотрим, как всё пройдет.