После одного сезона в DTM Алекс Элбон вернулся в Формулу 1, выступает за Williams, и похоже, что его всё устраивает. В команде тоже довольны его работой и продлили с ним контракт на 2023 год. В интервью Auto Motor und Sport он признал, что сезон, проведённый в другом чемпионате, пошёл ему на пользу.
Вопрос: Вы дебютировали в Формуле 1 в 2019 году. Если бы была такая возможность, какой совет вы бы дали самому себе в то время, но с высоты сегодняшнего опыта?
Алекс Элбон: Тогда мне казалось, что я неплохо подготовлен. Но сейчас я бы сказал себе, что опыт не даётся так уж легко. На всё нужно время. Хотя я пропустил прошлый сезон, я чувствую, что сейчас лучше подготовлен к Формуле 1, чем в конце 2020 года. И когда я говорю об опыте, то имею в виду не только пилотирование машины.
Вопрос: В 2019-м вы опередили Джорджа Рассела и Ландо Норриса в споре за почётное звание «Новичок года». Но что пошло не так после этого?
Алекс Элбон: Я бы не стал говорить, что что-то пошло не так. Это было бы преувеличением. Всего через полгода в Формуле 1 меня сразу перевели в топ-команду, в Red Bull Racing (Элбон заменил Пьера Гасли). Так что 2019-й стал для меня удачным годом, но в 2020-м мне пришлось бороться с машиной.
Вопрос: С чем были связаны проблемы?
Алекс Элбон: Мне просто не хватило опыта. Можно вспомнить, что в начале прошлого сезона Серхио Перес уступал Максу Ферстаппену не меньше, чем я. Меня много критиковали за не слишком впечатляющие результаты, поэтому перерыв в выступлениях в Формуле 1 в 2021 году оказался очень кстати.
Когда ты сам не выступаешь в чемпионате, появляется возможность посмотреть на всё со стороны, и тебе вдруг открывается картина во всей её полноте. Я осознал, насколько важно добиваться максимума от машины. Иногда тебя не устраивают настройки, но тем не менее, это лучшие настройки из всех возможных в конкретный момент вариантов. Я не сразу это понял.
Вопрос: В течение года вы выступали в DTM. Вы верили тогда, что сможете вернуться в Формулу 1?
Алекс Элбон: Разумеется, гарантий не было. Но я всегда был настроен делать всё, что в моих силах, чтобы вернуться. У нас были и запасные варианты, но план A всегда был связан с Формулой 1. Мне очень понравилось выступать в DTM, но об Ф1 я мечтаю с пяти лет.
Вопрос: Насколько было сложно после DTM вновь переключиться на Формулу 1?
Алекс Элбон: В DTM совершенно другие машины. Забавно, что там у меня были сложности прежде всего с разными электронными системами, которые помогают в пилотировании. Формула 1 в этом плане ближе к «чистым» гонкам, ведь там только ты и твоя машина, тогда как в DTM по-прежнему применяются системы ABS и трэкшн-контроль.
Поэтому мне пришлось больше разбираться со всей этой электроникой, а не с машиной как таковой. Ты должен понимать, где тот предел, который задают электронные системы, а где предел сцепления, связанный с работой резины.
Вопрос: Какая из трасс DTM вам больше всего запомнилась?
Алекс Элбон: Лаузитцринг – отличный автодром. Если говорить об остальных трассах, то они мне знакомы ещё по молодёжным сериям. И самая лучшая из них – Нюрбургринг. Гонки DTM проходили на той же трассе, что использовалась в Формуле 1, но мы с Лиамом Лоусоуном, моим напарником, каждую свободную минуту проводили на Северной петле.
Сначала мы там гоняли на прокатных машинах, у меня был Citroen C3, у Лиама – WV Polo. Но потом в Red Bull предоставили нам две Porsche GT3 RS, и это было действительно круто! Мы получили невероятное удовольствие. Мы с Лиамом даже подумывали о покупке дома рядом с Северной петлёй, чтобы можно было на своих машинах гонять там хоть каждый день.
Вопрос: Как вы считаете, можно ли там проводить гонки Формулы 1?
Алекс Элбон: Это было бы классно! Конечно, для этого нужны жёсткие шины, устойчивые к перегреву. В остальном я особых сложностей не вижу. Разве что для поворота Karussell придётся что-то придумать. И надо, чтобы DRS можно было пользоваться на всей длинной прямой.
Вопрос: Вернёмся к сегодняшней Формуле 1: насколько сложно было после Red Bull перейти в Williams?
Алекс Элбон: Конечно, у Red Bull больше ресурсов, и это чувствуется даже сейчас, когда команды перешли на ограниченные бюджеты. Если говорить о структуре и методах работы, то обе команды вполне сравнимы. А какие-то особенности, атмосфера – всё это всегда зависит от конкретных личностей.
Вопрос: Но сейчас у вас нет возможности бороться за позиции в лидирующей группе…
Алекс Элбон: Это никак не сказывается на моей мотивации. Я хочу показать, на что способен. Конечно, цели передо мной стоят несколько иные, ведь когда удаётся зарабатывать очки, для нас это равноценно победам. Но к этому быстро привыкаешь, и я по-прежнему получаю удовольствие от гонок. Мы видим, что команда прогрессирует. Без этого было бы тяжелее.
Вопрос: Что скажете о Йосте Капито – насколько он жёсткий руководитель?
Алекс Элбон: Он очень харизматичный лидер, страстно любящий своё дело. Очень важно, что у него есть чёткое видение перспектив. А когда необходимо, он может действовать жёстко, и я отношусь к нему с большим уважением.
Вопрос: Будь вы руководителем команды, каких гонщиков пригласили бы?
Алекс Элбон: Если бы не надо было учитывать такой момент, как зарплаты, я, безусловно, взял бы Макса Ферстаппена. Он исключительно талантлив и всё умеет. Но с прицелом на будущее я также выбрал бы кого-нибудь из молодых пилотов. Думаю, что Williams отлично подошёл бы Ландо Норрис. Он отлично ладит с Максом. А если пригласить Макса и Джорджа Расселла, то, вероятно, это привело бы к конфликтам.
Вопрос: Вы теперь надолго останетесь в Williams?
Алекс Элбон: К этому надо относиться как к данности. Каждому гонщику выпадает возможность показать себя. У меня такая возможность была в самом начале карьеры.
Вопрос: Вы хотите сказать, что в Red Bull Racing вас позвали слишком рано?
Алекс Элбон: Нет, но с высоты нынешнего опыта я уже иначе воспринимаю ситуацию, в которой тогда оказался. Если говорить о других гонщиках, то я всех отлично знаю, они все очень талантливые. Мы все были соперниками ещё в картинге, и прогресс, которого они добились, по-настоящему впечатляет. Я считаю, что в Формуле 1 происходит смена поколений, и на самом деле мы теперь не такие уж молодые.