Джеймс Эллисон, технический директор Mercedes, ответил на вопросы болельщиков о Гран При Абу-Даби, финальной гонке сезона 2018 года, завершившейся победой Льюиса Хэмилтона.
Вопрос: Почему команда решила провести пит-стоп Льюиса на столь ранней стадии гонки?
Джеймс Эллисон: Действительно, это был очень ранний пит-стоп, поскольку мы выбрали очень агрессивную тактику. Но мы решили его провести, ведь в тот момент был введён режим Виртуального сейфти-кара (VSC). Влиять на это вы не можете, но когда объявляется такой режим, вы должны быстро определиться, есть у вас возможность провести пит-стоп или нет.
Потери времени при пит-стопе во время VSC гораздо меньше, чем обычно – примерно на 10 секунд. И если в нужный момент вы примете такое решение, а ваши соперники – нет, то отыграете у них порядка 10 секунд. Поэтому мы решили воспользоваться этой возможностью, за счёт чего получили преимущество. Но компромисс заключался в том, что после этого нам пришлось проехать очень длинный отрезок на одном комплекте резины.
Но Льюис прекрасно справился, и его лидерству на финише гонки ничто не угрожало.
Вопрос: Почему тогда вы не пригласили на пит-стоп Валттери Боттаса во время режима VSC, и для чего на поздней фазе гонки его позвали на второй пит-стоп?
Джеймс Эллисон: Позвать Льюиса на пит-стоп во время VSC имело смысл, поскольку он лидировал, и мы могли гарантировать, что он вернётся на трассу на хорошей позиции. Но Валттери, ехавший в трёх секундах позади Льюиса, был в иной ситуации. Если бы он остановился одновременно с лидером, то ему бы пришлось ждать в очереди позади машины Хэмилтона, а пока бы секунды бежали, весь пелотон проехал бы мимо, ведь на старте гонки интервалы между машинами минимальные.
И вместо того, чтобы вернуться на трассу на весьма выгодной позиции, как было в случае с Льюисом, Валттери бы оказался в середине пелотона, и ему бы пришлось пробиваться вперёд, обгонять более медленные машины – в этой ситуации он не получил бы того преимущества, которое подобная тактика обеспечивала Льюису.
Ещё одна причина, разумеется, была связана с распределением рисков. В случае с Льюисом надо было очень точно рассчитать, что шины выдержат до конца гонки, а с ними всегда есть некоторая неопределённость. Поскольку один гонщик следовал агрессивной тактике, а второй – оборонительной, мы знали, что подстраховались.
Что же касается второго пит-стопа Валттери, тот здесь всё проще. На 35-м круге он сильно заблокировал колёса, потеряв позицию по отношению к Себастьяну Феттелю, а затем пропустил и гонщиков Red Bull Racing. Мы были обеспокоены тем, что он повредил шины, и хотели, чтобы он был уверен в своей машине и мог безопасно добраться до финиша.
Риска, что его кто-то догонит, не было, поэтому на пит-стопе он не терял позицию, и мы решили поставить ему свежий комплект резины, чтобы Валттери без проблем провёл остаток гонки, что он и сделал.
Вопрос: У Боттаса были проблемы с тормозами? Почему он вдруг начал ошибаться на торможении и блокировать колёса?
Джеймс Эллисон: Думаю, все, кто смотрел гонку, видели, что Валттери очень сильно заблокировал колёса, потеряв вторую позицию, на которой в тот момент ехал, после чего его опередили и оба гонщика Red Bull Racing.
Конечно, это ему дорого обошлось. Мы не выявили никаких технических проблем, но Валттери не повезло из-за того, что как раз тогда поменялось направление ветра. Минут через сорок пять после старта начался слабый дождь, после чего погода резко изменилась. Если сначала было тепло и почти безветренно, то затем температуры резко пошли вниз, и поднялся ветер.
Когда Валттери заблокировал колёса, порывы ветра достигали 40 км/ч, и ему просто не повезло. Ветер может дестабилизировать машину, и в тот момент, когда Боттас тормозил на пределе, его настиг особенно сильный порыв ветра, что и привело к блокировке колёс.
В общем, это сильно сказалось на его гонке, и он не смог показать тот результат, которого заслуживал после очень уверенного выступления в квалификации.
Вопрос: Как Льюис смог добиться, чтобы его шины выдержали до финиша?
Джеймс Эллисон: Он провёл пит-стоп на 7-м круге, после чего в течение полутора часов до конца гонки ехал на одном комплекте, и это действительно впечатляет. Дело в том, что он пилотирует очень аккуратно и может ехать невероятно быстро, но при этом не подвергая шины чрезмерным нагрузкам.
Если вы допускаете скольжение машины, слишком загружая резину, или слишком жёстко тормозите, или излишне агрессивно проходите повороты, то всё это сказывается на резине. Она постепенно теряет скорость, и вы уже никогда не отыграете потери времени. Поэтому Льюис пилотировал предельно аккуратно – особенно в начале отрезка, по-настоящему прибавив только под конец гонки, когда по очереди с Феттелем показывал лучшие результаты прохождения кругов.
Вопрос: Вы ничего не имеете против того, что гонщики в конце сезона крутят «пончики»?
Джеймс Эллисон: На самом деле, нам это очень нравится. На каждой гонке крутить «пончики» нельзя, поскольку информация о реальном износе шин будет искажена. Когда задние колёса вот так вращаются, это приводит к сильному повреждению резины, и мы не сможем зафиксировать, в каком состоянии были шины на финише Гран При. Кроме того, это также вредно для коробки передач.
Но под конец сезона, когда позади многомесячный чемпионат, почему бы не похулиганить! Если вы слушали радиообмен по ходу гонки в Абу-Даби, то могли слышать, как Питер Боннингтон, гоночный инженер Льюиса, просил его выехать на старт-финишную прямую и выдать ещё одну серию «пончиков», чтобы мы смогли увидеть их своими глазами, а не на мониторах.
Вопрос: Какие задачи вы перед собой ставите в ходе подготовки к 2019 году? В каких областях пытаетесь добиться улучшений?
Джеймс Эллисон: Проще всего сказать, что мы пытаемся добиться улучшений во всех областях, поскольку не хотим оставаться на прежнем уровне. Как говорят в Формуле 1, если стоять на месте, то обязательно откатишься назад.
Всё меняется с огромной скоростью, поэтому ни одну область нельзя оставлять без внимания – речь не только о технической стороне, но и обо всех остальных сферах сложнейшей работы, которая идёт на базе команды. Если хотя бы какое-то из подразделений не будет продвигаться вперёд, вы начнёте проигрывать соперникам, которые очень хотят вас одолеть.
Одна из занятных особенностей нашего спорта в том, что вы можете блестяще провести очень сложный сезон, как это только что удалось Mercedes, но уже через пять минут после того, как всё закончилось, все уже начинают готовиться к следующему чемпионату и прикидывать, как надо действовать, чтобы принять новый вызов.