В интервью пресс-службе команды технический директор Lotus Renault GP Джеймс Эллисон рассказал о подготовке к Гран При Бразилии и подвел итоги сезона...
Вопрос: Что бы вы могли сказать о Гран При Абу-Даби?
Джеймс Эллисон: Для нас это был непростой уик-энд – но мы ожидали сложностей, принимая во внимание характер трассы. Повороты, где требуется вторая передача и стабильность на разгонах, являются слабым местом R31.
Вопрос: Интерлагос похож на американские горки – какие главные технические задачи предстоит здесь решать?
Джеймс Эллисон: Скоростной участок, ведущий на подъем к первому повороту, довольно протяженный, здесь есть возможности для обгона, потому важно, чтобы максимальная скорость машины оказалась не слишком низкой. Однако, повороты второго сектора затяжные и довольно медленные, в них важно располагать высоким уровнем прижимной силы. Так что придется искать корректный компромисс между двумя этими требованиями.
Кроме этого, трасса довольно кочковатая, потому важно отыскать верные механические настройки. В Интерлагосе часто идет дождь, причем он начинается без предупреждения – кажется, что тучи совсем безобидные. Потому команде механиков всегда надо быть наготове.
Вопрос: Какое влияние оказали шины Pirelli, система KERS и подвижное заднее крыло на гонки 2011 года?
Джеймс Эллисон: Это довольно объемный вопрос. Можно говорить, что сочетание трёх этих компонентов подарило нам в прошедшем сезоне несколько очень интересных гонок. Давайте разбираться по порядку.
С шинами Pirelli оказалось очень интересно работать. В некоторых случаях они изнашивались столь стремительно, что развитие событий на трассе напоминало безумный роман. Даже небольшая разница в скорости износа приводила к огромному различию в скорости. По ходу сезона подбор шин для конкретных этапов становился более взвешенным, но тактическая борьба по-прежнему оставалась очень интересной, а большая часть обгонов стала возможна именно благодаря износу резины. Также стоит отметить, что обычно разрыв в характеристиках между составами оказывался весьма заметным.
Подвижное заднее крыло, с моей точки зрения, тоже позитивно отразилось на качестве спектакля. FIA выбирала зоны использования DRS по собственному усмотрению, и в результате там, где раньше обгонять нельзя было вовсе, такая возможность появилась – но совсем не стала формальностью. В первой части сезона многочисленные перестановки были следствием сильного износа шин, но затем именно роль подвижного крыла становилась всё более и более значимой, DRS позволяла разнообразить развитие событий.
Эффект KERS наиболее явно наблюдался тогда, когда эта система по какой-то причине выходила из строя. Если два пилота ведут борьбу, и каждый из них пользуется рекуператором кинетической энергии, это не столь заметно. Но как только KERS отказывает, это приводит к ощутимой потере времени, кроме того, пилоту становится намного сложнее отбивать атаки преследователей, чьи машины оснащены этой системой. Особенно заметно это было в начале чемпионата, когда у Red Bull Racing были определенные сложности с KERS, и порой они оказывались безоружны в поединках на трассе.
Вопрос: Если проанализировать весь сезон, как бы вы оценили R31?
Джеймс Эллисон: Я считаю, что это был смелый эксперимент, который в итоге провалился. Мы были единственной командой, применившей передний выхлоп: мы возлагали на него серьезные надежды, которые были подкреплены отличным показателями, полученными в аэродинамической трубе.
Сначала все было отлично, хотя с самых первых тестов стало ясно, что прижимная сила, которую генерирует шасси, не столь велика, как мы рассчитывали. И сезон оказался трудным для всех, кто работает на базе команды в Энстоуне.
Как выяснилось, при всей многообещающей конфигурации выхлопной системы (хотя, если бы она оказалась эффективной, её было бы практически невозможно скопировать), её оказалось крайне сложно модернизировать, и нашей главной слабостью весь год была скорость в медленных поворотах.
В 2012-м вступят в силу абсолютно новые требования технического регламента, касающиеся выхлопных систем, так что у нас будет шанс всё начать с чистого листа.
Вопрос: Что вы можете сказать о графике работ над новой машиной?
Джеймс Эллисон: Это крайне насыщенное время года. Уже сейчас мы работаем весьма напряженно, но интенсивность этого процесса будет постепенно нарастать и к январю достигнет безумного уровня.
Объем работы всегда превышает количество имеющегося в вашем распоряжении времени, и, тем не менее, каждый год вы успеваете всё сделать в срок, и новая машина выезжает на трассу на первые зимние тесты.
В этом году вступает в силу новое правило: машины всех команд должны пройти краш-тесты FIA еще до начала предсезонных тестов. Это сделает и без того трудный период еще более напряженным.