На своем официальном сайте Фернандо Алонсо ответил на вопросы болельщиков, присланные через Twitter и Facebook. Во вступительном тексте испанец уверяет, что ничуть не изменился за те 11 лет, что прошли с момента его дебюта в Формуле 1.
«Я не считаю, что отличаюсь от других людей, – пишет Фернандо. – Я скучаю по своим близким, как и любой человек, кому приходится проводить вне дома 280 дней в году. Надевая комбинезон, я становлюсь спортсменом и бойцом, который готов сражаться до последнего круга. Когда я снимаю гоночное обмундирование, я такой же сын, брат и друг, как и любой из вас.
Мне присылают много вопросов о коллегах по команде. Я бы хотел пояснить, раз и навсегда, что я безоговорочно поддерживаю Стефано Доменикали и Фелипе Массу. Всегда легко хвалить, когда дела идут хорошо, но еще проще критиковать, когда ситуация складывается неудачно».
Вопрос: Какой поворот на трассах чемпионата мира вы считаете самым сложным?
Фернандо Алонсо: Пожалуй, 14-й поворот в Сепанге.
Вопрос: Откуда вы знаете, что проезжаете действительно хороший круг? Следите за хронометражем по таймеру, встроенному в рулевое колесо, или у вас есть какое-то шестое чувство?
Фернандо Алонсо: На табло выводится подробный хронометраж, и по нему видна разница во времени прохождения очередного круга с вашим лучшим результатом, который система запоминает. Например, когда я выезжаю на трассу во 2-й квалификационной сессии, я могу ориентироваться по времени лучшего круга, который проехал в 1-й сессии.
На прямых я обычно смотрю на табло, чтобы понять, как идут дела на этом круге, и прикинуть, сколько можно отыграть в последних поворотах.
Вопрос: Когда гонка проходит в дождь, вы едете позади других машин в условиях почти нулевой видимости. Вам бывает страшно?
Фернандо Алонсо: Я бы не сказал, что мне страшно, поскольку страх и гонки несовместимы. Разумеется, когда едешь по прямой со скоростью 300 км/час и ничего не видишь, но при этом не можешь сбросить газ, потому что тот, кто едет за тобой, тоже ничего не видит… Словом, это неприятно, можете мне поверить.
Вопрос: На сколько сантиметров уменьшается слой резины на шине по ходу гонки?
Фернандо Алонсо: На новой шине нет и одного сантиметра резины! Шины теряют около 4-5 миллиметров…
Вопрос: Вы бы смогли на машине Формулы 1 проехать круг по старому Нюрбургрингу?
Фернандо Алонсо: Конечно, почему бы и нет? Там есть участки и повороты, где у современной машины Формулы 1 будут проблемы, например, выбоины или бэнкинги, но вообще-то на ней можно проехать по любой трассе.
Вопрос: Если бы вам на скорости 300 км/час пришлось выбирать между торможением за пределами траектории на обочине, усыпанной фрагментами отработанной резины, и выездом на траву, что бы вы сделали?
Фернандо Алонсо: Наверное, ни в одном из этих случаев я бы не стал жестко тормозить. Скорее, попытался бы предпринять какой-то маневр, чтобы, все-таки, как-то проехать этот поворот и попытаться отыграться на следующих кругах. Но, скорее, я предпочел бы траву, чем грязную обочину.
Вопрос: В какие моменты вы испытываете наибольшее удовольствие за рулем машины Формулы 1? В поворотах или при разгонах?
Фернандо Алонсо: В поворотах и на торможениях. Самые мощные спорткары Ferrari при разгонах могут обеспечить вам ощущения, вполне сравнимые с теми, что испытываешь за рулем машины Ф1. Ни один из существующих автомобилей не может даже приблизиться к гоночным машинам, если говорить о прохождении поворотов и торможениях.
Вопрос: Когда вы тормозите, в это время уже не работаете газом? Или все-таки делаете перегазовки, переключая передачи?
Фернандо Алонсо: В этот момент я уже не работаю газом. Но в прошлом, в других гоночных категориях, приходилось это делать. В любом случае, в зависимости от поворота вы можете отрегулировать интенсивность торможения двигателем, пользуясь тысячей кнопок, расположенных на руле.
Вопрос: Путешествуя с гонки на гонку, вы пользуетесь обычными авиалиниями? Или летаете чартерами, заказанными Ferrari?
Фернандо Алонсо: Мы летаем обычными авиалиниями. На некоторые европейские гонки команда летает из Италии чартерами, которые заказывает вместе с Toro Rosso. И если я нахожусь в этот момент в Италии, я тоже к ним присоединяюсь!
Вопрос: Чем вы занимаетесь после финиша Гран При? Куда идете?
Фернандо Алонсо: Когда гонка закончилась, сначала нужно взвеситься и пообщаться с разными телеканалами. Затем переодеваюсь, иду в душ, после чего отвечаю на вопросы журналистов из печатных СМИ. После этого можно перекусить и идти на послегоночный брифинг с инженерами, который обычно продолжается около часа, и там вы анализируете всю информацию, собранную во время Гран При. А потом надо ехать в аэропорт: иногда лечу домой, иногда на спонсорское мероприятие, иногда в Италию работать на симуляторе.
Вопрос: Вы занимаетесь физической подготовкой с двумя тренерами – с Фабрицио Борра и Эдоардо Бендинелли. В чем разница их методик?
Фернандо Алонсо: Я работаю с Фабрицио уже много лет. Он отвечает за мою физическую форму и за все медицинские вопросы. С Эдоардо мы больше занимаемся именно тренировками, используя специальные методики, чтобы организм всегда работал на 100% своего потенциала. Благодаря физической подготовке, которую обеспечивают два моих тренера, я могу быть не только гонщиком, но и заниматься любым видом спорта. В общем, можно сказать, что я в хороших руках.
Вопрос: Вы считаете себя осторожным гонщиком? Вам не кажется, что с годами вы теряете агрессивность?
Фернандо Алонсо: Не думаю, что я так уж осторожен на трассе. По-моему, я конкурентоспособный гонщик и сражаюсь до последнего круга каждого Гран При. Мне всегда был свойствен бойцовский дух. Вряд ли с годами я растерял агрессивность: в последние пару сезонов мне удавалось в ходе гонок совершать лучшие прорывы в моей жизни.
Вопрос: Вы по-прежнему делитесь призовыми деньгами, которые получаете за победу, с вашими механиками?
Фернандо Алонсо: Да. По-моему, вполне справедливо делиться с теми людьми, кто помог тебе подняться на подиум или выиграть гонку. И будет несправедливо, если эту заслугу я припишу только себе.
Вопрос: Все спортсмены получают травмы. Вам приходилось выступать в гонках с незалеченными травмами? И что это были за травмы?
Фернандо Алонсо: Да, иногда. Порой это повреждение мышц, полученное на тренировке, воспаление сухожилий или растяжение… Но это бывает в любом виде спорта. Думаю, хуже всего ситуация была в начале прошлого сезона, когда я страдал от травмы седалищного нерва, из-за чего ближе к финишу гонок нога болела очень сильно. Пару раз во время Гран При у меня была температура: под конец такой гонки я чувствовал, что силы буквально на исходе.
Вопрос: Как вам удается в дни гонок не думать о личных проблемах?
Фернандо Алонсо: Поверьте, садясь за руль машины Формулы 1, ты уже не можешь думать ни о чем другом.
Вопрос: Как вы считаете, сегодняшняя форма Фелипе Массы отвечает требованиям, которые предъявляются к гонщику Ferrari?
Фернандо Алонсо: Фелипе – один из лучших гонщиков мира, что он и демонстрирует в ходе всей своей карьеры. Легко хвалить человека, который выступает на хорошей машине, или критиковать его, когда машина плоха. Я уже был в подобных ситуациях в последние годы выступления за Renault: кое-кого из моих напарников тогда несправедливо критиковали, а сейчас опять хвалят.
Вопрос: Как вы думаете, в McLaren могли без вашего ведома что-то менять в вашей машине в гонках 2007-го года?
Фернандо Алонсо: Не знаю, но это сегодня не важно. Мне посчастливилось выступать в McLaren, и я делал все, что было в моих силах, чтобы помочь команде.
Вопрос: Как вы думаете, могла бы Ferrari добиться большего, если бы Флавио Бриаторе сменил Стефано Доменикали на посту руководителя команды?
Фернандо Алонсо: Стефано отлично работает, и я не могу представить лучшего руководителя. Я уже не раз объяснял, что критику от похвалы может отделять лишь одна гонка. С Флавио мы хорошие друзья и часто общаемся. Он один из самых умных людей, кого я знаю.
Вопрос: Какой Гран При был самым трудным в психологическом отношении и почему? Вы сомневались когда-либо в своем мастерстве гонщика?
Фернандо Алонсо: Гонка в Валенсии в 2009-м году. За несколько дней до нее умерла моя бабушка. Нет, я никогда в себе не сомневался.