До бакинского Гран При Европы остаётся чуть больше месяца, и подготовка к этому масштабному событию переходит в завершающую фазу. Исполнительный директор компании Baku City Circuit заверил F1News.Ru, что всё идёт по плану.
Вопрос: В Баку с очередным визитом побывал гоночный директор FIA Чарли Уайтинг и, судя по всему, остался доволен увиденным. Можно ли поподробнее рассказать, что именно сейчас проверялось, и в какой стадии готовности находится трасса и все объекты инфраструктуры?
Ариф Рагимов: Мистер Уайтинг непосредственно отвечает за безопасность во время гонки, поэтому больше всего он уделял внимание этим вопросам. Мы специально для него построили образцы ограждений, он посмотрел, как всё это будет выглядеть во время Гран При, проверил все соединения и остался очень доволен.
Во время пресс-конференции и нам лично он говорил, что восхищён проделанной работой, её качеством, что ему всё очень нравится. Также мы ему показали здание дирекции гонки, комнату, откуда он будет наблюдать за ходом соревнований, показали трассу, и он прокомментировал, что качество уложенного асфальта – просто на высшем уровне. По его словам, он такого даже не ожидал.
В его предыдущий визит брусчатка на участках от 9-го до 12-го поворота вдоль стен старого города и между 15-м 16-м поворотами была ещё открыта, а сейчас мы там уже всё закрыли асфальтом. И когда Чарли Уайтинг увидел, с каким качеством выполнены все переходы, то он был очень удивлён.
Вопрос: Как правило в ходе таких проверок гоночный директор FIA высказывает свои замечания и рекомендации. Были ли какие-то недостатки, на которые Уайтинг обратил внимание? Что именно предстоит доделать в оставшийся месяц?
Ариф Рагимов: Пока мы ему показывали только образцы систем безопасности и какие-то определённые участки трассы, где они уже установлены, но эта работа ещё идёт. Ещё многое предстоит доделать, но можно сказать, что каких-то комментариев по безопасности у него не было. Мы этому очень удивились, потому что ждали от него каких-то дополнительных замечаний, но реально он не сделал ни одного. Он не отметил ничего, что бы ему не нравилось, или что он считает не до конца адекватным. Разве что дал пару эстетических рекомендаций, которые не относятся к вопросам безопасности.
Вопрос: В каком состоянии сейчас находится вся инфраструктура, связанная с гонкой?
Ариф Рагимов: Что касается этих объектов, то в основном сооружение пит-билдинга завершено, большинство зданий, где будут располагаться команды, уже полностью закончены вместе с отделкой, сооружение медицинского центра тоже закончено, и сейчас идут отделочные работы. Установлено 60% трибун, всё идёт по расписанию, никаких задержек нет. Продолжаются определённые инфраструктурные работы, например, завершена установка бетонной плиты под центр FOM, откуда будет идти телетрансляция гонки. Так что все здания и сооружения практически закончены, и сейчас мы занимается установкой на трассе систем безопасности.
По бетонным блокам и барьерам мы должны были начать работу в мае, и 2-го числа мы к ней приступили. Здесь тоже всё идёт по графику, нет никаких задержек, мы установили уже около 30% таких блоков. По сути, остаются только работы по монтажу всех электронных систем, но это всё делается уже в последний момент. Например, оборудование, предназначенное для помещения дирекции гонки, уже было собрано и проверено, хотя пока оно находится на складе – всё отлично работает.
Вопрос: В Баку есть опыт приёма больших групп российских и зарубежных гостей, достаточно вспомнить Евровидение-2012 и прошлогодние Европейские игры. Как идут дела сейчас? В какой мере гостиницы, сфера обслуживания и транспортная система города готовы к встрече команд, персонала Формулы 1, прессы и, разумеется, болельщиков?
Ариф Рагимов: Что касается приёма гостей, которые прямо или косвенно связаны с Формулой 1, то этим тоже занимаемся мы. Мы очень активно работаем с аэропортом Баку, чтобы там были организованы дополнительные линии паспортного контроля, привлечено больше людей к выдаче виз и т.д. Аэропорт готов, там знают, что им предстоит делать. Могу добавить, что уже принято решение по облегчению процедуры выдачи виз для обладателей билетов и аккредитаций на гонку Формулы 1 – все они могут получить визу прямо в аэропорту, и думаю, что это тоже привлечёт зарубежную публику.
В центре Баку инфраструктура достаточно развита, город привык принимать крупные международные мероприятия, транспортная система очень сильно развилась во время Европейских игр 2015 года. Крупные компании, например, Baku Bus, располагают парком современных автобусов, городское такси ещё к Евровидению получило много лондонских кэбов, которые с комфортом довозят пассажиров в любые точки.
Дополнительные отели к гонке Формулы 1 не строились, но имеющийся гостиничный фонд достаточно развит, есть и люксовые варианты, и более бюджетные. В целом, и город, и люди готовы принимать гостей.
Вопрос: Сколь высок интерес к гонке? Как идут продажи билетов? Сбываются ли прогнозы?
Ариф Рагимов: Всё идёт достаточно хорошо, и последние шесть недель – это период, когда происходят основные продажи билетов, и когда мы планируем всё распродать. Порядка 50% билетов покупают именно иностранные болельщики – это именно тот процент, которого мы добивались. Среди зарубежных стран первое место по количеству приобретённых билетов занимает Россия, но мы, в принципе, так и прогнозировали. Также у нас есть продажи в другие страны СНГ, Западной Европы и даже в США. В общей сложности мы уже продали билеты в 32-х странах мира.
Вопрос: В какой мере на подготовке к гонке сказалась экономическая ситуация в Азербайджане, девальвация местной валюты? Были ли какие-то сложности?
Ариф Рагимов: На местном рынке это, конечно, сказалось, но только на продажах билетов. В остальном в нашей работе ничего не поменялось, потому что бюджет был расписан заранее. Но девальвация маната произошла как раз тогда, когда мы запустили продажу билетов, и первое время было достаточно сложно, поэтому в основном продажи шли в других странах. Но с декабря прошло уже пять месяцев, все уже привыкли к новому обменному курсу доллара и маната, ситуация стабилизировалась, люди уже планируют свои затраты, и за счёт этого продажи на местном рынке пошли вверх. Сейчас мы продаём значительное количество билетов именно в Азербайджане – больше, чем за рубежом. Конечно, нас это радует, потому что мы хотим, чтобы в нашей стране заинтересовались Формулой 1.
Вопрос: Как азербайджанская публика реагирует на предстоящее событие, каких гонщиков у вас больше поддерживают? Вероятно, общие симпатии на стороне Фернандо Алонсо, официального посла Гран При Европы?
Ариф Рагимов: Да, после того, как Фернандо в марте побывал в Баку, он, можно сказать, очаровал всех местных болельщиков, и сейчас его у нас принимают практически как азербайджанца! (смеётся) Из того, что мы видим по социальным сетям, по разговорам, чувствуется, что наши люди поддерживают именно Алонсо, и у многих вырос интерес к Формуле 1 после его визита. Так что тут у него огромная поддержка, мы с ним теперь общаемся, практически подружились, и я ему постоянно говорю: «За тебя болеет весь Азербайджан!»
Вопрос: Вы тоже пополнили армию болельщиков Алонсо и команды McLaren, у которой дела, похоже, постепенно налаживаются?
Ариф Рагимов: Я хорошо отношусь к нему как к человеку, но сам, в принципе, ни за кого не болею. Мне нравятся соревнования, нравится этот спорт, но не могу сказать, что я болею за кого-то одного конкретного гонщика или команду.
Вопрос: Уже перед самой гонкой Чарли Уайтинг вновь прилетит в Баку для окончательной проверки готовности трассы?
Ариф Рагимов: Да, он прилетает 6 июня, до Гран При Канады, и проведёт заключительную проверку. В это время трасса будет подготовлена уже на 95% или даже больше, за исключением нескольких участков, где городское движение будет перекрыто не в начале июня, а уже непосредственно перед гонкой.