Ариф Рагимов, исполнительный директор компании Baku City Circuit, прокомментировал шансы проведения Гран При Азербайджана в 2020 году…
Вопрос: Обычно в это время года в Баку или проводили этап Формулы 1, или были в процессе подготовки к соревнованию. Однако сейчас как у промоутеров, так как и у участников чемпионата вынужденный отпуск. Насколько вы соскучились по гонкам?
Ариф Рагимов: Да, всё верно. С 2014 года, когда правительство Азербайджана и Формула 1 подписали контракт на проведение Гран При в Баку, компания Baku City Circuit в этот период находилась либо в активной стадии подготовки к гоночному уик-энду, либо в стадии его проведения. В этом году впервые в связи с глобальной пандемией Covid-19 мы находимся в режиме ожидания и следим за ситуацией, чтобы понять, сможем ли мы провести гонку в этом году или нет.
Конечно, будучи болельщиком Формулы 1, я очень жду того дня, когда смогу увидеть первый этап Формулы 1 по телевизору, а затем уже принять команды и болельщиков чемпионата в Баку.
Вопрос: Сейчас FIA и FOM работают над составлением нового календаря чемпионата на 2020 год. Насколько вы оцениваете шансы Гран При Азербайджана на место в календаре?
Ариф Рагимов: Мы находимся в постоянном контакте с менеджментом Формулы 1 и пытаемся продумать сценарии, при которых сможем провести гонку в Баку. В первую очередь, во главе угла стоит выход страны из режима карантина и открытие границ. Если же страна останется в карантине на лето, то планировать и тем более проводить гонку будет невозможно.
Исходя из ситуации на сегодняшний день, делать какие-либо прогнозы не представляется возможным. Сложно сказать, насколько велики шансы, но я думаю, если сезон Формулы 1 состоится, то вполне вероятно, что Гран При Азербайджана окажется в календаре этого года.
Вопрос: На сегодняшний день ясно лишь то, что три этапа полностью отменены, тогда как семь, включая бакинский, перенесены на неопределенный срок. На фоне разговоров о том, что Австрия и Великобритания могут принять по две гонки, возможно ли проведение двух гонок в Баку в случае отсутствия карантина?
Ариф Рагимов: Да, мы слышали, что некоторые европейские гонки рассматривают возможность принятия у себя по два этапа Формулы 1. Такое могут себе позволить только стационарные трассы, то есть автодромы с готовой гоночной инфраструктурой, где процесс подготовки к гонке проходит гораздо легче, чем у городских трасс.
Как вы знаете, трасса Baku City Circuit проходит по центральным улицам города, и каждый год мы должны строить необходимую инфраструктуру, что создает определенные неудобства жителям столицы. Хотя Формула 1 привносит много положительного в развитие Баку, мы не думаем, что сможем принять больше одной гонки, так как это может негативно сказаться на качестве жизни бакинцев.
Вопрос: FIA и FOM находятся на связи с командами и промоутерами. При составлении календаря чьё мнение более весомое – команд или промоутеров?
Ариф Рагимов: Я думаю, что это тот редкий случай, когда промоутеры Формулы 1 имеют больше голоса, нежели команды. Если промоутер не может принять гонку, и он вправе это сделать, если ситуация не улучшится, то он, воспользовавшись соответствующим пунктом в контракте о форс-мажорных ситуациях, вполне может не участвовать в сезоне Формулы 1.
С другой стороны, команды горят желанием провести гонку, так как они участвуют в распределении призовых по итогам сезона, большая часть которых формируется из выплат со стороны организаторов гонок и телекомпаний. Таким образом, для команд отсутствие гонок означает огромные затраты, которые не окупаются в течение года, поэтому их желание провести чемпионат вполне понятно. Однако для промоутера приоритетным является здоровье и благополучие граждан, персонала и болельщиков.
Вопрос: В сложившейся ситуации FIA и FOM оказывают определенную финансовую помощь командам. Как обстоит дело с промоутерами? Обсуждаются ли какие-либо послабления или льготы для промоутеров?
Ариф Рагимов: На данном этапе мы не обсуждали с Формулой 1 финансовые вопросы, так как нет полной ясности, будет ли проведен гоночный этап в Азербайджане или нет. В первую очередь, мы хотим быть уверены, что будут максимально сняты карантинные меры, и Азербайджан, открыв границы, сможет принимать персонал и участников Формулы 1, а также зарубежных болельщиков в обычном режиме. Только после этого мы можем поднять вопрос о финансовых послаблениях по контракту.
В настоящее время говорить об этом мы не считаем правильным, так как всё еще не можем гарантировать проведение гонки в Баку. Единственное, что мы с уверенностью можем сказать, так это то, что в случае, если Гран При Азербайджана не будет проведён в 2020 году, то азербайджанская сторона не понесёт никаких потерь. Оплаченный в этом году взнос на проведение гоночного этапа перенесётся на следующий год.
Вопрос: Представим, что Гран При Азербайджана запланирован на осень, и в стране отменят карантинные меры, но в то же время карантин сохранится в странах Европы, что негативно скажется на продаже билетов. Как вы думаете минимизировать потери от этого?
Ариф Рагимов: Как я уже сказал, в настоящее время сложно строить какие-либо прогнозы, и мне не хотелось бы спекулировать теми или иными исходами сложившейся ситуации. Мы будем планировать и разрабатывать план действий по мере изменения ситуации.
Несомненно, мы хотим заполнить наши трибуны и ожидаем, что если карантинный режим будет смягчен в стране, то в Европе он тоже будет ослаблен. Основная часть болельщиков, на которую мы делаем ставку, пользуется европейскими авиарейсами. Если Азербайджан сможет принимать международные рейсы, то многомиллионная армия болельщиков Формулы 1 с большой радостью приедет на Гран При Азербайджана. Вполне возможно, у нас даже может быть рекордное число болельщиков в случае, если мы проведем гонку.
Вопрос: В недавнем пресс-релизе Baku City Circuit утверждалось о намерении провести гонку со зрителями. Планируется ли развлекательная программа, и какие новшества можно ожидать?
Ариф Рагимов: Если мы примем решение проводить бакинский этап Формулы 1 в этом году, то, скорее всего, у нас будут определенные временные ограничения в процессе подготовки к гоночному уик-энду. В этом случае развлекательная программа пройдёт в сжатом формате, так как нам сложно будет договориться с международными звездами на предмет проведения ежедневных концертов после гоночных сессий.
К тому же, будет сокращен сам период подготовки к этапу. Если обычно на реализацию стандартного плана у нас уходило порядка восьми месяцев, то в сложившейся ситуации мы должны будем подготовиться в очень сжатые сроки – около трёх месяцев. К сожалению, даже при позитивном сценарии, то есть в случае принятия гонки ранней осенью, развлекательная программа будет немного сокращена по сравнению с предыдущими годами.
Вопрос: Справляется ли Liberty Media со сложившейся ситуацией?
Ариф Рагимов: Ситуация, в которой оказался весь мир из-за пандемии коронавируса, является форс-мажорной, и мало кто смог бы справиться с ней правильно на 100%. Мы являемся в своем роде пассажирами в большом автомобиле, и мало у кого есть рычаги контроля, чтобы изменить ситуацию. Особенно это видно по индустрии спортивных мероприятий. Очень многие чемпионаты наблюдают, как с этой ситуацией справляются конкуренты и даже чемпионаты в других видах спорта, чтобы перенять опыт и понять, как действовать дальше. Немалую роль здесь имеет процесс коммуникации.
Со своей стороны мы считаем, что Liberty Media действует очень правильно и чётко, периодически информируя болельщиков о процессах, происходящих в чемпионате. Кроме того, они организовали виртуальные гонки, которые проходят с большим успехом, и болельщики с удовольствием наблюдают за участием в них гонщиков Формулы 1.
Вопрос: Какие уроки компания Baku City Circuit вынесла из ситуации с пандемией?
Ариф Рагимов: Учитывая, что пандемия коронавируса неожиданно накрыла весь мир, поэтому как ко всякой форс-мажорной ситуации, мы не могли быть к ней готовы. К сожалению, никто не мог предсказать такое развитие событий, и нам ещё повезло, что мы не начали обширную подготовку к гоночному этапу.
Отмена Гран При Австралии произошла именно в тот момент, когда мы планировали начало строительных работ. Мы не потратили большие финансовые ресурсы до того, как гонка была перенесена. Я думаю, что мы всё сделали правильно, решив позже начать строительные работы. Если бы мы начали гораздо раньше, как это было в первые годы проведения гонки, когда мы только набирались опыта, то мы бы уже потратили достаточно много средств.