Пилоты Ferrari не могли победить на трассах Формулы 1 почти два года, но в Малайзии Себастьян Феттель прервал эту череду неудач. В интервью немецкому изданию Die Welt руководитель команды, Маурицио Арривабене, рассказал о том, как удалось добиться таких перемен в столь сжатые сроки.
Вопрос: Насколько важно для команды появление четырёхкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля – вместо Фернандо Алонсо?
Маурицио Арривабене: У Себастьяна возникли сложности в Red Bull. Поэтому он пришёл в Ferrari, где его страсть может найти лучшее применение. Теперь я ожидаю, что он будет играть ключевую роль в Ferrari. Он принёс нам свой огромный опыт, но пока только знакомится с командой. И если этот процесс пройдёт гладко, я думаю, что он выиграет для Ferrari титул чемпиона мира.
Вопрос: Вы цените его выше, чем такого авторитетного гонщика, как Алонсо?
Маурицио Арривабене: Факт состоит в том, что Себастьян выиграл четыре титула, а Фернандо – два. И хотя некоторые говорят, что в Red Bull Racing Себастьян выступал на лучшей машине, он демонстрировал при этом великолепную форму. В этой связи он напоминает мне Михаэля Шумахера.
Вопрос: Чем?
Маурицио Арривабене: У Михаэля тоже была прекрасная машина, но далеко не всегда. В итоге ему приходилось бороться за успех, чтобы доказать, что он лучший в мире, независимо от условий. Конечно, чемпион должен обладать отличной машиной, но по-настоящему исключительный гонщик может побеждать вновь и вновь благодаря своему уникальному отношению к делу и мотивации. Он может создавать преимущество своими силами, может делать больше, чем другие пилоты, независимо от того, насколько хороша их машина.
Вопрос: Что вы чувствуете, когда думаете о Михаэле Шумахере, который принёс вам столько титулов?
Маурицио Арривабене: Сильные эмоции. Я не хочу говорить о Михаэле, потому что работал с ним многие годы, и случившееся с ним глубоко тронуло меня.
Вопрос: В Германии многие надеются, что Феттель в Ferrari добьётся успеха как преемник Михаэля Шумахера.
Маурицио Арривабене: Если бы я мог в этой ситуации что-то посоветовать Себастьяну, то я бы ему сказал: Постарайся быть Себастьяном! Потому что Михаэль это Михаэль, а Себастьян – совсем другая история. Постарайся остаться самим собой!
Вопрос: Вернёмся к спорту: в 2014 году команда не смогла одержать ни одной победы. В чём была проблема?
Маурицио Арривабене: Когда я взялся за эту работу, самой большой проблемой была сама команда.
Вопрос: Простите?..
Маурицио Арривабене: Да, я сразу понял, что прежде всего эту команду нужно сплотить в единый коллектив, чтобы мы снова могли сконцентрироваться на своих задачах и без лишней суеты и паники начали сотрудничать друг с другом.
Вопрос: В какой степени вам уже удалось изменить ситуацию?
Маурицио Арривабене: Самым главным было добиться, чтобы отделы перестали возлагать вину за неудачи друг на друга. Эту цель мы достигли. Но нам нужно продолжать совершенствоваться практически во всех областях, даже если гонка в Мельбурне продемонстрировала, что двигатель стал значительно лучше.
Вопрос: Каким образом вам удалось сплотить команду?
Маурицио Арривабене: Я очень часто и очень интенсивно общался со всеми сотрудниками Ferrari в Маранелло. Было важно убедить их чаще разговаривать друг с другом, чтобы они не обособлялись и снова научились доверять коллегам. Я искал контакт с этими людьми, которые очень напряжённо работают, старался быть доступным для них. Другими словами – лучшая атмосфера приводит к более тесному сотрудничеству. Слушать, думать, чувствовать, принимать всерьез.
Вопрос: Насколько велик процент старого состава в новой Ferrari?
Маурицио Арривабене: Мы сохранили от 70% до 80% старой команды, но сейчас это не имеет значения.
Вопрос: Почему?
Маурицио Арривабене: Если вы соревнуетесь в беге на четырёхсотметровой дистанции, то только последние 100 метров определят, победите вы или проиграете. Для Ferrari это означает: важно то, что есть сейчас, а не то, что было раньше.
Вопрос: Какое влияние оказывает генеральный директор FIAT Серджио Маркионне, который с октября также отвечает за Ferrari, став наследником Луки ди Монтедземоло, на вашу работу и Скудерию?
Маурицио Арривабене: Как президент, он требует от команды, чтобы она побеждала. Поэтому он поддерживает нас, используя и своё имя, и свои возможности – и это при том, что у него есть множество других забот. Он демонстрирует очень большой интерес к происходящему. Наш президент – настоящий фанат Ferrari. Естественно, он не может заниматься этим постоянно и каждый день работать в команде. Поэтому он попросил меня взять на себя эту задачу.
Вопрос: Какая задача-минимум для Ferrari на 2015 год?
Маурицио Арривабене: Выиграть две гонки. Четыре было бы лучше, но, боюсь, пока расстояние между этой целью и реальностью такое же, как от Земли до Луны.
Вопрос: Насколько сложна ваша работа?
Маурицио Арривабене: По шкале от нуля до 10 – примерно 11.
Вопрос: Кто станет чемпионом в 2015 году, если не Ferrari?
Маурицио Арривабене: Вероятно, самый здравый и реалистичный ответ – Mercedes.