Лучшим достижением Валттери Боттаса в дебютном сезоне стал третий результат в квалификации в Канаде, но в гонках ему не удавалось подняться выше 11-й позиции. Тем не менее, он зарекомендовал себя довольно стабильным гонщиком: лишь один раз он не смог добраться до финиша. Это было как раз в Венгрии, где он сошел с дистанции из-за проблем с гидравликой, приведших к отказу рулевого управления, а затем и двигателя. Хотя результаты первой половины сезона не оправдали ожиданий 23-летнего финна, своей работой он доволен.
Вопрос: Позади половина сезона. Как бы вы оценили свои результаты?
Валттери Боттас: Если не учитывать скорость машины, а анализировать собственные достижения, то я вполне доволен первой половиной сезона, ведь это мой дебютный год в Формуле 1. В большей или меньшей степени я соответствовал уровню Пастора Мальдонадо, наши результаты более или менее схожи – это хорошо. Пастор – отличный ориентир для меня, ведь всем известно, что он очень быстрый пилот. К тому же у него на счету уже есть одна победа. Но я постоянно набираюсь опыта и, оглядываясь назад, вы понимаете, что всегда в чем-то можно было сработать лучше. Впрочем, это часть процесса обучения, так что всё в порядке.
Вопрос: Вы сказали, что вам предстоит многому научиться. Что вы хотели бы улучшить во второй половине сезона?
Валттери Боттас: Я не могу назвать какую-то одну область. Мне кажется, мы можем добиться прогресса во всех областях: находить подходящие настройки для квалификации, лучше стартовать и проезжать первый круг, а также эффективнее работать с шинами – факторов так много! Пока не было сюрпризов или, скажем, проблемных областей, так что надо продолжать работу над всеми аспектами.
Вопрос: Должно быть, команда довольна вашим прогрессом?
Валттери Боттас: Думаю, да. По крайней мере, я слышал только положительные отзывы, и мне советовали продолжать в том же духе, а это всегда приятно слышать.
Вопрос: За счет чего Финляндия дала миру столько быстрых гонщиков: Кеке Росберга, Мику Хаккинена, Кими Райкконена? А теперь вас считают одним из перспективных молодых пилотов... У местной воды есть какие-то особенные свойства?
Валттери Боттас: В этой стране хорошо развит автоспорт, и картинг, похоже, находится на очень высоком уровне. Это единственное, что приходит мне в голову. Когда я занимался картингом, конкуренция была очень острой. Вместе со мной в нем выступало много перспективных гонщиков, и чемпионат Финляндии был очень сильным, поскольку все стремились друг друга опередить. Возможно, нам помогает наш менталитет – как правило, мы очень спокойные люди, а это играет свою роль в Формуле 1, где всегда много прессинга.
Вопрос: Когда вы только начинали карьеру в картинге, кого вы считали кумиром?
Валттери Боттас: Конечно, Мику Хаккинена.
Вопрос: А теперь вы с ним работаете…
Валттери Боттас: Вот именно! Он мне помогает уже пять лет. Это здорово!
Вопрос: Поговорим о машине для этого сезона. В прошлом году Williams выиграла гонку, значит, надеялась повторить это достижение в этом сезоне. Вы разочарованы, что FW35 не хватает скорости?
Валттери Боттас: «Разочарование» - это слишком сильно сказано. Мне кажется, дело в том, что никто на базе, в том числе и мы, гонщики, не ожидали оказаться в такой ситуации. Мы надеялись добиться прогресса по сравнению с прошлым годом, но этого не произошло. Всё, что мы можем сделать – это прилагать еще больше усилий, чтобы решить проблемы.
Вопрос: В чём заключаются основные сложности? В прошлом году вы часто участвовали в пятничных тренировках, а сейчас выступаете в гонках. Машина так сильно отличается от прошлогодней? Проблема в уверенности в технике, или всё дело в общей нехватке сцепления? Насколько изменился ваш стиль пилотирования в этом году?
Валттери Боттас: По-моему, иногда машиной сложно управлять – ее поведение бывает непредсказуемым. Однако по сравнению с прошлым годом мы находимся на том же уровне, даже немного выше. Дело в том, что остальные команды добились прогресса по сравнению с прошлым годом, а нам этого не удалось. Проблема в том, что мы не лучшим образом подготовились к началу сезона, в следующем году серьезно изменится регламент, и, надеюсь, у нас будет время догнать остальных.
Вопрос: В этом году одной из слабых сторон машины стал ее темп в квалификации. Согласитесь ли вы с тем, что новые шины помогут вам занимать чуть более высокие позиции и зарабатывать очки?
Валттери Боттас: Посмотрим. Мы на это надеемся. Мне кажется, изменения окажутся небольшими, но, судя по итогам тестов, переход на новые шины нам точно не помешает.
Вопрос: Позади половина сезона. Нет ли смысла остановить доработку машины и сконцентрироваться на следующем сезоне?
Валттери Боттас: В определенный момент надо будет сконцентрироваться на машине для следующего года, но это не мне решать – решение принимают другие люди, так что мне сложно судить. Я считаю, что важно продолжать работу с FW35 и стараться детальнее разобраться с машиной, но мне кажется, что команда определится уже скоро.
Вопрос: Вероятно, обратная связь, которую предоставляют гонщики, играет важную роль в доработке шасси, но когда дело доходит до распределения ресурсов между машиной этого года и следующего, вы влияете на эти решения?
Валттери Боттас: Честно говоря, моя роль в этом невелика. Для нас, гонщиков, главное – комментировать поведение машины и ее работу, а также советовать, какие области следует улучшить, и, наконец, давать детальную оценку изменения настроек и поведения машины. Вот и всё. Остальное должны решать другие люди.
Вопрос: Теперь к Williams присоединился Пэт Симондс. Очевидно, это произошло слишком поздно, чтобы он мог серьезно повлиять на машину этого года, но в целом, что вы думаете о его будущей роли в Williams?
Валттери Боттас: Мне кажется, изменения, которые он может сделать, больше направлены на будущее, в частности, на следующий год. Будет интересно с ним работать. Я еще не пересекался с Пэтом, но мы должны встретиться в августе, когда он приступит к своим обязанностям. Симондс отлично себя зарекомендовал: – он добился успехов в Формуле 1, так что я с нетерпением этого жду.
Вопрос: Вас расстроил уход Майка Кофлэна из Williams, ведь прошлогодний успех – во многом его заслуга?
Валттери Боттас: Мне нравилось работать с Майком. Он очень сильная личность, к тому же он умел принимать решения, так что хорошо выполнял свою работу. Однако Майк решил покинуть команду. Я не могу сказать о нем ничего плохого, мне нравилось с ним сотрудничать.
Вопрос: За последний год руководящая структура Williams сильно изменилась. Вас волнуют эти перемены? Каждый новый человек приносит новые идеи, но из-за постоянных изменений в базовых подходах к разработке машины могут возникать проблемы со стабильностью, разве нет?
Валттери Боттас: Согласен, в частых переменах тоже есть минусы. Но мне кажется, команда заметила, что перемены действительно нужны. Как только у нас появится несколько новых специалистов, ситуация стабилизируется, и я надеюсь, что тогда мы сможем работать как единый коллектив и постараемся всё улучшить. Впрочем, я уверен, что те, кто принимает подобные решения, понимают, что делают.
Вопрос: Поговорим о вашем будущем. Останетесь ли вы в Williams в следующем году или надеетесь привлечь внимание более крупных команд?
Валттери Боттас: Я искренне надеюсь, что останусь в Williams. Полагаю, что доказал, что заслужил это, ведь мне очень нравится здесь работать. Я вижу, что у команды неплохой потенциал. У нас есть всё необходимое, чтобы машина прибавила в скорости. Словом, я считаю, что это место мне отлично подходит, так что будем надеяться на лучшее.
Вопрос: Вероятно, вы видели выступление Сьюзи Вольфф на молодежных тестах и ее результаты на круге. Некоторые гонщики, в частности Фелипе Масса, были приятно удивлены ее временем. Что вы думаете об этом?
Валттери Боттас: Сьюзи неплохо справилась. Я присутствовал на тестах и видел, как она пилотирует. Учитывая, что у неё не так много опыта в Формуле 1, всё прошло хорошо. Мне кажется, команда довольна ее работой. Здорово, что им удалось протестировать много деталей.
Вопрос: Согласитесь ли вы с тем, что она заслужила участие в нескольких пятничных тренировках?
Валттери Боттас: Сложно сказать. Опять же, не я принимаю это решение.
Вопрос: Увеличивается ли прессинг, когда вы переключаетесь с участия в пятничных тренировках на выступления в гонках? Скажем так: пилотируя машину в пятницу, вы должны доказать команде, что заслужили контракт основного гонщика, но оказавшись основным пилотом, вы получаете внимание журналистов и болельщиков, а любые неудачи становятся публичными. Велик ли прессинг, с которым приходится справляться?
Валттери Боттас: Конечно, всё меняется. По сравнению с остальными категориями Формула 1 – это совершенно другой уровень прессинга, но у меня никогда не было с этим проблем. Я всегда говорил себе: всё, что можно сделать – максимально выложиться, всё зависит только от тебя самого. Вопрос в том, обращаешь ли ты внимание на подобные вещи, в какой мере прислушиваешься к тому, что о тебе говорят. Мне кажется, правильнее всего концентрироваться на своей работе и как можно лучше с ней справляться, поскольку это зависит только от тебя.
Вопрос: Приближается летний перерыв. Вы хотите немного отдохнуть от Формулы 1?
Валттери Боттас: На самом деле, нет. Я хотел бы продолжать гоняться. Но полагаю, иногда надо устроить небольшой отпуск. Впрочем, я не люблю отдыхать, мне вполне достаточно одной недели. После этого я уже хочу вернуться за руль.
Вопрос: Какие у вас планы на август?
Валттери Боттас: Конечно, я вернусь в Финляндию, чтобы повидаться с семьей и друзьями, а также проведу какое-то время с подругой. Отдых обещает быть хорошим.
Вопрос: Нет ли у вас планов куда-нибудь поехать?
Валттери Боттас: На этой неделе я отправлюсь в Барселону. Моя подруга – профессиональная пловчиха, и она будет участвовать в чемпионате мира, так что мы вместе проведем несколько дней в Испании. Затем я точно съезжу в Финляндию, но у меня пока нет никаких конкретных планов.