Через три дня после Гран При Италии Ferrari подтвердила двухлетний контракт с Кими Райкконеном, а на пресс-конференции перед сингапурским этапом финн заявил, что покидает Lotus F1, потому что ему не платят зарплату, после чего отлично провел гонку, заработав очередной подиум. Об этом и о многом другом шла речь в интервью руководителя команды Lotus Эрика Булье официальному сайту чемпионата…
Вопрос: Эрик, команда Lotus предоставила Кими шанс и быструю машину, что и сделало его возвращение в Формулу 1 столь ярким. Но когда появился более интересный вариант, он решил уйти, но вы всё-таки говорите, что не слишком расстроены. А какие чувства вы испытываете? Вас же должно было это задеть…
Эрик Булье. Разочарование. Но мы не злимся. Надо считаться с фактами и не предаваться безосновательным ожиданиям. Мы бы хотели удержать Кими, чтобы славная история, начатая два года назад, продолжалась, однако приходится считаться с реальностью.
Вопрос: В Lotus не пытались удержать его, предложив более выгодные условия?
Эрик Булье: Нет. Кими хотел получить определенные гарантии. Но давайте посмотрим на вещи шире. Стратегия Lotus состоит в том, чтобы вернуться в число топ-команд. Фонд Genii предоставляет нам средства, которые позволяют этого добиться, но, разумеется, чтобы выйти на следующий уровень, необходимы дополнительные ресурсы, и не секрет, что уже какое-то время владельцы команды ищут новых партнёров, чтобы она получила больше денег, чтобы у неё было больше спонсоров.
Нам требуются спонсоры, поскольку это единственный путь к развитию. В Формуле 1 очень многое зависит от конкретных людей, а для того, чтобы привлекать лучших специалистов, нужны деньги, нужно выстроить долгосрочную стратегию. План состоял в том, чтобы за пять лет вывести команду в лидеры, что мы и пытаемся сделать, но чтобы сделать следующий шаг, нужно составить новый пятилетний план, над которым уже идёт работа.
Вопрос: Насколько потеря Кими стала для вас болезненной, ведь он был одним из основных активов вашей команды?
Эрик Булье: Его потеря болезненна для нашего имиджа, поскольку сочетание Кими и Lotus F1 было идеальным, вплоть до нашего фирменного чёрного цвета. Кими – яркая личность, он харизматичный персонаж и отличный гонщик, который умеет по воскресеньям добиваться успеха. Но, повторюсь, сейчас мы оперируем категориями одного сезона, а надо смотреть на пять лет вперед, и в этом плане потеря Кими, наверное, не столь критична.
Вопрос: Ваше мнение о причинах его ухода? Он говорит, что ему всегда нравилась атмосфера в Lotus. Вариант с Ferrari, разумеется, привлекательный, но там придётся считаться с присутствием в команде такого напарника, как Алонсо…
Эрик Булье: Что ж, теперь все знают, что мы задерживали выплаты Кими, и он обиделся. Наличность становится проблемой, когда вы имеете дело с фиксированным уровнем затрат и при этом хотите поддерживать темпы модернизации машины. Причем, дело не в деньгах как таковых или бюджете команды, который обеспечен Genii, по крайней мере, в значительной степени обеспечен, поскольку наши доходы не позволяют существовать независимо от этого фонда.
Приходится выбирать, на что вы хотите потратить деньги. И наш приоритет, пожалуй, не Кими, а поставщики команды и ключевые специалисты, которые занимаются разработкой машины. Но Кими был в аналогичной ситуации в прошлом сезоне, и тогда к концу года всё было улажено. У Genii были планы поступить так и на этот раз.
Вопрос: Вы отлично знаете Кими. Что так привлекает его в Ferrari? Ведь в 2009-м году они расстались не самым лучшим образом…
Эрик Булье: Вы должны его спросить. Полагаю, его интересовала материальная сторона, но также в этом что-то есть и от желания отомстить: тогда ему показали на дверь, а сейчас позвали снова. Но это лишь мои предположения.
Вопрос: Теперь вам предстоит найти замену Райкконену, причем, это должен быть гонщик с именем. Талантливый пилот у вас уже есть – это Роман Грожан…
Эрик Булье: Да, нам нужен гонщик с именем, и если мы не сможем найти его к следующему сезону, значит, надо работать на перспективу и вырастить такого гонщика самим.
Вопрос: Ходит много разговоров о том, что место в команде может достаться либо Фелипе Массе, либо Нико Хюлкенбергу. В чем, по-вашему, плюсы и минусы обоих вариантов?
Эрик Булье: Оба очень быстрые гонщики. Карьера Фелипе, скорее, уже подходит к концу, но однажды он едва не выиграл чемпионат мира – в течение половины круга он был чемпионом! У него большой опыт, что очень ценно. Хюлкенберг очень высоко котируется в паддоке. Вопрос в том, какой путь избрать, консервативный, пригласив опытного гонщика, учитывая, что в следующем году нам предстоит переход на новые силовые установки – или рискнуть и сделать ставку на молодость?
Вопрос: Вы игрок?
Эрик Булье: Все мы игроки. Но с риском сопряжены оба варианта! (смеётся)
Вопрос: В какой мере для вас важен гонщик, за плечами которого опыт побед?
Эрик Булье: У гонщиков, имеющих такой опыт, выше уверенность в своих силах. Это одно из достоинств Фелипе.
Вопрос: Как вы полагаете, две неудачных гонки в Бельгии и Италии могли повлиять на решение Кими?
Эрик Булье: Не думаю, что это как-то повлияло. Мы знаем, что наша машина хороша на трассах, требующих высокого уровня прижимной силы, а там, где нужен не столь сильный прижим, нам не хватает скорости, так что Кими знал, что на некоторых трассах у нас будут проблемы.
Вопрос: Когда вы узнали о его уходе?
Эрик Булье: Незадолго до официального заявления Ferrari. Мы посидели за чашкой кофе и обсудили ситуацию…
Вопрос: Когда вы собираетесь объявить имя второго гонщика Lotus?
Эрик Булье: Мы не торопимся. Оцениваем все возможные варианты, сверяя их со стратегией развития команды. Мы можем себе позволить не спешить, поскольку из оставшихся на следующий сезон вакансий место в Lotus – самое востребованное.
Вопрос: Имеет ли значение, располагает ли гонщик спонсорским бюджетом?
Эрик Булье: Ни малейшего. Это не повлияет на наше решение. Я хочу выбрать гонщика за его профессиональные качества, а не за деньги.
Вопрос: В Ferrari вслед за Джеймсом Эллисоном и Кими переходит глава отдела аэродинамики Lotus Дирк де Бир. Но из Маранелло к вам приходит Николя Эннель, тоже специалист по аэродинамике? Это адекватная замена?
Эрик Булье: Разница между нами и Ferrari состоит в том, что мы никогда не предаём огласке имена людей, которые к нам приходят. К нам переходит не один человек.
Вопрос: Ходит много слухов о финансовой ситуации Lotus, о том, что у команды большие долги. Как обстоит дело в реальности?
Эрик Булье: Посмотрите на некоторые другие команды, например, на Red Bull или Mercedes: их поддерживают одноименные компании. У фонда Genii другая тактика – он одолжил нам эти деньги. Частично стратегия основана на том, что в команду приходят новые партнеры, и инвестиции возвращаются Genii. Долги фонду составляют 75% задолженности Lotus.
В Genii могли бы хоть завтра списать этот кредит, назвав его спонсорским вкладом, и тогда наш долг резко уменьшится. Обычная задолженность не превышает уровень большинства других команд. Если взять пример концерна Mercedes, то там тоже могут сказать, что деньги, инвестированные в команду Формулы 1 – лишь кредит. И тогда долг Mercedes AMG будет намного выше, чем у нас.
Вопрос: Насколько команды обеспокоены уровнем затрат, связанных с переменами, которые всех ждут в 2014 году? В какой мере успех будет зависеть от хитрой интерпретации нового технического регламента?
Эрик Булье: Да, затраты превысят наш уровень доходов, поэтому финансовый дисбаланс только усугубится. Но если у вас есть необходимая поддержка – а у Genii есть возможность нам помочь – тогда можно смотреть в будущее. Разумеется, план состоит в том, чтобы сделать следующий шаг и увеличить уровень доходов команды.
Вопрос: Вы говорите о возможных спонсорах?
Эрик Булье: Да. Больше ничего пока добавить не могу.
Вопрос: В какой мере уход Кими повлиял на эти переговоры?
Эрик Булье: Нельзя разрабатывать стратегию, привязываясь к одному конкретному человеку, который может остаться в команде, а может и нет. Нет, это никак не отразилось.
Вопрос: В двух гонках, предшествовавших Сингапуру, команда выступила не лучшим образом. Вам удастся восстановить ту форму, что была в начале сезона?
Эрик Булье: Да, гонки в Спа, Монце, Сильверстоуне и Канаде были для нас не самыми удачными, но это связано с конфигурацией этих трасс. Я уже говорил, что трассы, требующие низкого уровня прижимной силы, нам не подходят. Но теперь мы вновь должны быть в неплохой форме, поскольку все оставшиеся трассы, вплоть до бразильской, где пройдет финал сезона, должны нас устроить.
Вопрос: В этом сезоне вы практически обеспечили себе 4-е место в Кубке конструкторов. Какие планы на следующий год?
Эрик Булье: Возможно, произойдут изменения в расстановке сил. Успех в гонке во многом будет зависеть от того, как вы используете энергию силовой установки. Какие-то моторы и трансмиссии позволят блистать в квалификации, но в гонках картина будет совершенно иной. В вашем распоряжении будет ограниченный запас энергии, что связано с ограниченным количеством топлива, и то, как вы со всеми этими факторами будете справляться, повлияет на ваш уровень конкурентоспособности.
Вопрос: Будет ли преимущество у тех команд, кто самостоятельно строит и шасси, и двигатели?
Эрик Булье: Теоретически, да. Я верю в то, что Renault сможет рассчитывать на успех двух команд – Red Bull Racing и Lotus.