Вопрос: Как вы можете описать прошедший сезон? Преимущество "Феррари" было настолько серьезным, что организаторам чемпионата пришлось менять правила, чтобы попытаться остановить вас в следующем году...
Росс Браун: Конфликты были всегда. Давайте разделять спортивную и техническую сторону "Формулы-1". Сезон был действительно фантастический и мне понятно, почему интерес к нему упал после того, как Михаэль выиграл чемпионат. Но мы хотим сохранить и приумножить это преимущество. С одной стороны я энтузиаст автоспорта, с другой - технический директор "Феррари" и моя цель - обеспечить превосходство команды над соперниками.
Вопрос: Какой фактор вы считаете ключевым? Очевидно помогли особые отношения с "Бриджстоун", но ведь дело не только в этом?
Росс Браун: Ключевой фактор - давняя совместная работа. Я провел в "Феррари" шесть лет, Рори Берн - шесть, Жан Тодт - девять или десять, а Паоло Мартинелли - и того больше. Люди - это и есть секрет успеха "Феррари", мы никого не меняли, мы полагаемся друг на друга, доверяем, уважаем. Именно это и дает нам силу. Профессионалы высочайшего уровня вместе работают с пятой или шестой машиной подряд. Естественно она с каждым годом прибавляет. Команде не приходилось отступать назад из-за появления новых лиц.
Вопрос: Ваши гонщики тоже добились наибольшего успеха за свою карьеру...
Росс Браун: Да, это два отличных пилота, которым удается хорошо работать в паре. Может вы сочтете мои слова слишком громкими, но доверительные отношения между гонщиками и инженерами создают хорошую атмосферу в команде. Разумеется они настроены на борьбу, но это борьба в самом хорошем смысле этого слова. В прошедшем сезоне Михаэль и Рубенс сделали максимум, лучшей работы в их исполнении я не видел. Хочется надеяться, что дальше будет еще лучше.
Вопрос: Сезон был для вас приятным, 15 побед в 17 гонках. F2002 проиграла лишь дважды - Култхарду в Монако и Ральфу в Малайзии, но проблем добавила гонка в Австрии. Если оглянуться назад, в тот момент, когда вы на командном мостике отдавали приказ, вы бы поступили также?
Росс Браун: Да, конечно. Мы участвуем в конкурентной борьбе и стараемся использовать каждую ситуацию с максимальным эффектом. В этом наша работа, наша ответственность. Оптимизируется каждый элемент машины, каждый момент гонки и конечно, меняя гонщиков местами мы хотели эффективно воспользоваться ситуацией и не рассчитывали на такую общественную реакцию.Конечно, мы - энтузиасты, очень любим "Формулу-1" и ни в коем случае не хотим повредить репутации чемпионата. Мы анализировали ситуацию, сложившуюся на финише "Гран-при Австрии", пытались понять, как и почему это было воспринято именно так. В "Феррари" и раньше использовали командную тактику, но подобной реакции это не вызывало. Болельщики видели наше превосходство, а мы - нет, наверное все дело именно в этом. В "Феррари" работают параноики, которые никогда не поверят в преимущество, ведь оно в любой момент растаять.Команда сделала выводы и мы постарались учесть их в оставшихся гонках. А то, что случилось в Индианаполисе было глупой ошибкой, это совсем не то, что произошло в Австрии. Еще один урок для нас.
Вопрос: Давайте поговорим о переменах в чемпионате. Лука де Монтеземоло не в восторге от мер, которые могут остановить превосходство "Феррари". Что вы об этом думаете? Борьба будет напряженнее?
Росс Браун: Квалификация наверняка станет интереснее, вы сможете следить за каждым быстрым кругом, слушать комментарии гонщиков. Быстрые гонщики не всегда будут стартовать с первых рядов из-за собственных ошибок или плохих настроек машины. Им придется прорываться вперед по ходу гонки, я думаю, что это здорово. Чемпионат станет интереснее, если команды будут ближе друг к другу. В прошлом году преимущество было у "Феррари" и я не думаю, что любые перемены в регламенте помешают нам, если соперники не смогут прибавить.Были сезоны, когда мы находились не в лучшей форме, но нужно было двигаться вперед, бороться с соперниками. Я не думаю, что мы должны нести ответственность за отсутствие интриги, отвечать должны "Вильямс" и "Макларен". Они недостаточно потрудились, знают об этом и собираются прибавить. Если в предстоящем сезоне они будут более конкурентоспособны, то мы просто станем одной их хороших команд. Надеюсь сезон будет интересным.
Вопрос: Давайте поговорим о командной тактике, запрет на использование которой вам придется соблюдать. Командная тактика всегда была частью политики "Феррари". Как вы теперь заставите Рубенса пропустить Михаэля? Что будете делать?
Росс Браун: Тут есть, что обсудить. Представьте себе ситуацию, когда ваши гонщики едут на третьей и четвертой позиции и четвертый не только быстрее третьего, но и может рассчитывать на победу. Разве неправильно было бы попросить того, кто едет третьим уступить позицию? Это нужно обговорить заранее.Запрет нацелен на повторение того, что случилось в Австрии, но необходимо рассмотреть несколько вариантов развития событий. Если у одного из гонщиков проблемы с тормозами и вы советуете ему сбросить скорость, чтобы пропустить другого, это как будет оцениваться? Это командная тактика или разумный подход к гонке? Повторять то, что произошло в Австрии не стоит, но нужно призвать на помощь логику.Я думаю, что нам нужно обсудить практическое применение этого запрета. Не стоит загонять ситуацию в подполье, заставлять команды использовать двунаправленную телеметрию, чтобы нажатием кнопки взорвать мотор у собственного гонщика. Этого никто не хочет. Никто не хочет, чтобы подобные мысли возникали у журналистов, поэтому все нужно обговорить очень тщательно.
Вопрос: После того, как вы сделали машину, способную выиграть 15 гонок из 17-ти наверное трудно двигаться вперед, ничего не теряя?
Росс Браун: Я был приятно удивлен реакцией персонала команды, Они добились успеха и хотят еще большего. Вы задаете вопрос о том, не привыкли ли мы к победам, а я вижу, что команда становится все сильнее и сильнее. Многие из них работали в "Феррари", когда мы не были столь успешны и это еще раз напоминает о том, что не все и не всегда бывает гладко. Я иногда говорю, что ожидание провала - отличный мотиватор, мы привыкли работать на высоком уровне и опускать планку нельзя, иначе нужно искать себе другое занятие.Все нацелены на серьезную работу - гонщики, инженеры, вся команда. Если мы выиграем меньше 15 гонок в следующем сезоне, то это вряд ли можно будет считать неудачей. Этот сезон был исключительным, можно выиграть несколько гонок и говорить о хорошем сезоне. Ключевой фактор - победа в чемпионате и наша цель состояла именно в этом. Если это удастся выиграть и следующий чемпионат, значит сезон был хорошим.
Вопрос: Машина, с которой вы провели прошлый сезон была огромным шагом вперед, может быть это было вызвано тем, что F2002 включилась в чемпионат с третьего этапа? Что будет с новой "Феррари", она начнет сезон в Мельбурне, или может быть в Бразилии или Имоле? Когда мы увидим новую машину?
Росс Браун: Окончательное решение пока не принято, но подобный вариант возможен, мы будем исповедовать прежнюю философию. Серьезных перемен в регламенте не было, а значит F2002 в состоянии проехать несколько гонок нового сезона. Это хорошая, надежная машина и нужно удостовериться в том, что новая машина лучше прежней. В ней нет никакого смысла, если она будет хуже F2002. Тесты с участием F2003 начнутся в начале февраля, а там - посмотрим. Команда будет готовить к старту чемпионата и прошлогоднюю машину, чтобы у нас был выбор.