Судьба чемпионского титула решена, а второе место Дженсона Баттона не очень интересует. Тем не менее, он опередил таких гонщиков, как Фернандо Алонсо, Марк Уэббер и Льюис Хэмилтон, и готов смириться с участью вице-чемпиона. В интервью официальному сайту чемпионата Баттон рассказал о новом контракте с McLaren, о своем будущем в Формуле 1 и о том, чем он займется, когда закончит карьеру гонщика…
Вопрос: Вы можете закончить сезон в ранге вице-чемпиона. Имеет ли для вас какое-то значение знаменитая фраза Рона Денниса о том, что занявший второе место – это первый проигравший?
Дженсон Баттон: Вообще-то нет. Если бы у меня не было опыта побед в чемпионате, тогда может быть. Но на самом деле, нет. В 2004-м году я занял 3-е место и, конечно, выиграл титул в 2009-м, так что второе место не слишком много значит. Но цель на остаток сезона – выиграть оставшиеся гонки. Это самое важное, поскольку мы любим побеждать – ведь это значит, что ты сильнее всех твоих соперников.
Понятно, что Себастьян Феттель далеко впереди, но если мне удастся опередить остальных – Марка Уэббера, Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона – это будет означать, что я займу второе место в личном зачете. Это хорошо. Само по себе второе место меня не вдохновляет, но тот факт, что я одолел всех парней, чьи имена только что перечислил, – это здорово!
Вопрос: Что бы вы могли сказать об итогах года, если подойти к ним с вашей собственной меркой?
Дженсон Баттон: Думаю, год был действительно неплохим. В основном я доволен своими результатами. Разумеется, какие-то выступления были не слишком удачными, но в целом сезон был хорошим. Его итог меня не очень устраивает, но я чувствую, что вместе с командой мы неплохо поработали, и наши отношения стали намного теснее. Я бы сказал, что в большинстве случаев мне удавалось максимально использовать потенциал машины, так что мы заложили неплохую основу для 2012-го года.
Вопрос: Вы недавно подписали долгосрочный контракт с McLaren: возможно, вы закончите карьеру, выступая в этой команде. Однако ходили слухи, что вы обдумывали и другие варианты. Правда ли это, и если да, то почему вы прекратили поиски?
Дженсон Баттон: Ха! (смеется) Думаю, потому, что я знаю, что меня ждет в этой команде. Здесь отличная атмосфера, и уже после полутора лет работы в McLaren я чувствую себя, как дома. Это фантастическая команда, и именно в этом залог хороших результатов и успешной борьбы за победу в чемпионате.
Мы можем многого добиться, я это тоже знаю, и сейчас все идет в правильном направлении. Значительную часть карьеры я провел в команде, где, казалось, вообще не было направления развития. И как только оно было найдено, ситуация сразу начала меняться: когда в Honda пришел Росс Браун, команда получила необходимые ориентиры.
Это очень важно, если вы хотите добиться успеха в Формуле 1. Поэтому я доволен, что работаю в McLaren, ведь эта команда всегда борется за победу в чемпионате. Добиваемся ли мы этого или нет, зависит от всех нас, в том числе от меня. Но здесь у меня есть возможность бороться за победы.
Вопрос: Можете намекнуть, к каким еще командам вы присматривались?
Дженсон Баттон: Нет, но вы всегда задаете такие вопросы и пытаетесь выведать информацию о других командах. Безусловно, McLaren для меня – наилучший вариант.
Вопрос: Если вспомнить события двухлетней давности, когда стало ясно, что в команде Росса Брауна вы не останетесь: вы довольны тем, как все сложилось?
Дженсон Баттон: Начнем с того, что принять решение уйти из команды, в которой я так долго выступал, было непросто, ведь я только что выиграл чемпионат. Мы стремились к этому шесть лет и в итоге добились своего. Цель достигнута, и мне был нужен новый вызов: перейти в другую команду, где у меня был бы сильный напарник. Но это должна была быть команда, выигравшая не один чемпионат. Когда я рос, таких команд было три: McLaren, Ferrari и Williams. И именно в McLaren мне предоставили наилучшие возможности.
Вопрос: Получается, из этих трех команд вы не выступали только в Ferrari…
Дженсон Баттон: Это верно, но нельзя же получить вообще всё – в жизни так не бывает! (смеется) Это великолепная команда со славным именем, но ты должен, прежде всего, думать о том, чтобы оказаться в правильном окружении и правильной ситуации. И все это я нашел в McLaren!
Вопрос: Когда вы переходили в эту команду, поговаривали, что вас ждут сложные времена, ведь Льюису Хэмилтону, давнему протеже McLaren, удалось выжить даже Фернандо Алонсо. Но вы уже были в схожей ситуации в B.A.R с Жаком Вильневом и сейчас, похоже, опять смогли втереться в доверие к напарнику. Как вам это удается?
Дженсон Баттон: (смеется) Нет, с Льюисом все по-другому. Он очень конкурентоспособный и сильный напарник, и одолеть его очень трудно. Но поэтому мне и нравится работать в McLaren. Я люблю, когда напарника сложно опередить, ведь это Формула 1. На самом деле, мы отлично сработались. Но мы также хотим померяться силами, и я готов принять этот вызов. Надеюсь, все это продлится еще много лет.
Вопрос: В наши дни дружба между гонщиками – редкое явление. Как проходят парады пилотов, когда вы все вместе стоите на открытой платформе? Бывают ли какие-то трения? Бывает ли, что кто-то кого-то игнорирует?
Дженсон Баттон: За пределами трассы я крайне редко провожу время с другими пилотами. В Японии мы пошли смотреть матч по бейсболу вместе с Марком Уэббером, но это единственный раз за долгое время, когда я куда-то отправился с другим гонщиком.
Когда мы вместе проезжаем круг по трассе во время парада пилотов, в этот момент у нас много общего: примерно одинаковый опыт, предстоящая гонка, так что нам есть, о чем поговорить. И в основном мы обсуждаем других гонщиков – в общем, сплетничаем (смеется). Парни этим тоже иногда занимаются!
Вопрос: Вы долго ждали, когда в Формуле 1 к вам придет успех. Нико Росберг, сменивший вас в команде Росса Брауна, находится сейчас в такой же ситуации, в какой вы были несколько лет назад. Что можете ему посоветовать?
Дженсон Баттон: Не думаю, что ему стоит волноваться по поводу собственных способностей. Он выступает в хорошей команде, и, уверен, в будущем он еще будет бороться за победы и подиумы. За годы, проведенные в Honda, у меня было несколько хороших сезонов. 2004-й был отличным, 2005-й – очень трудным, но в 2006-м я выиграл гонку и несколько раз поднимался на подиум.
Затем было еще два трудных сезона, но в 2009-м мы выиграли джек-пот. Были и сложные времена, но они только закаляют тебя как личность. Возможно, у меня такая закалка сильнее, чем у многих. (смеется)
Вопрос: Марк Уэббер недавно сказал, что не собирается в отставку. А вы что думаете? Сколько лет планируете выступать в гонках? И чем собираетесь заняться, завершив карьеру?
Дженсон Баттон: Когда я выиграл чемпионат, а мой контракт закончился, у меня были совершенно конкретные мысли о завершении карьеры. Но сейчас, спустя два года, я не думаю, что контракт с McLaren – мой последний в Формуле 1. Я видел многих гонщиков, кто заканчивал карьеру слишком рано – раньше, чем следовало, и потом они очень об этом сожалели.
Но я занимаюсь любимым делом, в котором добился неплохих результатов, а этим не каждый может похвастаться. Могу представить, что после завершения карьеры в Формуле 1 я займусь подготовкой молодых пилотов. Опытный гонщик, переживший и успехи, и неудачи, может реально помочь молодым ребятам осуществить их мечту. Не только научить их быстро ездить, а объяснить, как надо работать с инженерами, со всей командой, чтобы это принесло пользу всем.
Гонщик должен уяснить многие вещи – выработать режим тренировок, режим питания, возможно, ему тяжеловато слушать менеджера, который никогда не выступал в гонках. А у меня есть собственный опыт, которым я готов поделиться. И это мне интересно.
Я хотел бы выступать в триатлоне и гоняться в другой серии, например, в DTM или еще где-нибудь. Но совершенно точно, что я хочу гоняться и после завершения карьеры в Формуле 1.