Участники: Фелипе Масса (Ferrari), Михаэль Шумахер (Mercedes GP), Адриан Сутил (Force India), Рубенс Баррикелло (Williams), Нараин Картикеян (HRT), Ярно Трулли (Team Lotus)
Вопрос: Для начала – первые впечатления от Индии. Адриан, вы не раз бывали в этой стране и находитесь здесь почти целую неделю…
Адриан Сутил: Да, я в какой-то мере знаю эту страну. Организаторы неплохо поработали над трассой – утром я прогулялся по ней, проект выглядит завершенным, а конфигурация – весьма интересной. Правда, асфальт очень грязный, но посмотрим, какими будут условия завтра утром.
Надеюсь, нас ждет захватывающий Гран При. Из года в год наша команда неизменно прогрессировала, здесь её хорошо знают, и теперь мы должны представить Формулу 1 в Индии. За нами будет наблюдать невероятное множество болельщиков, я с нетерпением жду начала уик-энда!
Рубенс Баррикелло: По-моему, трасса удалась – организаторы проделали большую работу за короткий промежуток времени. Завтра мы впервые опробуем конфигурацию, как в случае с любой новой трассой, асфальт в начале уик-энда будет грязным, но это нормально. Пока мне нравится то, что я вижу.
Ярно Трулли: Я приехал в Индию только минувшей ночью, но должен сказать – трасса выглядит неплохо. Индийцы могут гордиться, они построили замечательный автодром, весьма важный для будущего национального автоспорта. Конфигурация интересная, но пока никто не знает, насколько грязным будет асфальт – утром я прокатился здесь на велосипеде, на траектории было много пыли. Надеюсь, организаторы смогут очистить полотно, а там посмотрим, насколько улучшится его состояние по ходу уик-энда. В любом случае, уже сейчас трасса кажется довольно неплохой.
Фелипе Масса: Я тоже рад приехать в Индию и, наконец, увидеть эту трассу. Многочисленные «шпильки» с широкими зонами торможения, в которых можно выбирать различные траектории, весьма интересны с точки зрения обгонов – думаю, конфигурация нам понравится!
Нараин Картикеян: Как я не раз говорил, я никогда не думал, что буду гоняться в Индии, однако мы здесь. Что касается трассы, да, в некоторых местах она довольно широкая, там возможны несколько вариантов прохождения поворотов и вполне вероятны обгоны. Конфигурация непростая, но зоны вылета тоже обширные – в общем, организаторы сработали неплохо.
Михаэль Шумахер: Согласен, результат действительно впечатляет. Конфигурация на самом деле интересная: мы уже наблюдали проезд машины безопасности, оценили перепад высот, наличие нескольких «слепых» апексов, быстрых и медленных поворотов – теперь я с нетерпением жду выезда на трассу..
Вопрос: Вы упомянули "слепые" апексы – очевидно, тот…
Михаэль Шумахер: В третьем повороте.
Вопрос: Да, на входе в "шпильку" – интересный элемент, не так ли?
Михаэль Шумахер: Именно. Это полностью соответствует новой философии обгонов. Вход в поворот делается очень широким, гонщик, защищающий позицию, может всего один раз сменить траекторию, и если ещё на подходе использует эту возможность, соперник займёт внешний радиус и получит шанс на атаку в конце следующей прямой. В итоге – неплохие тактические перспективы для команд и многообещающий уик-энд для индийских болельщиков.
Вопрос: Адриан, полагаю, все эти дни вы участвовали в различных рекламных мероприятиях – расскажите о них…
Адриан Сутил: Сперва я был в Дели, потом отправился в Мумбаи… Пресс-конференции, несколько презентаций Kingfisher и других привычных мероприятий – мне было приятно видеть такое количество болельщиков Force India! Их число росло из года в год, и каждый раз, когда я приезжал в Индию, я видел, что о нас знают чуть больше – надеюсь, предстоящий уик-энд позволит закрепить этот успех.
Вопрос: На какой результат вы рассчитываете? В предыдущих Гран При команда была сильна в квалификации, но в гонке дела шли немного хуже…
Адриан Сутил: Да, в Корее мы успешно провели квалификацию, однако в гонке я столкнулся с сильной недостаточной поворачиваемостью и не смог заработать очки. Нужно разобраться с этим до старта Гран При Индии – мы подготовили кое-какие доработки, которые должны помочь. Я доволен скоростью машины, мы регулярно сражаемся в районе призовой десятки, но пока в квалификации выглядим лучше, чем в гонке. Посмотрим, что получится, но я чувствую себя вполне уверенно.
Вопрос: Рубенс, вы говорили, что изучали конфигурацию трассы на своем домашнем симуляторе. Не знаю, что имелось в виду, но каковы ощущения?
Рубенс Баррикелло: Я устроил себе небольшой гоночный симулятор и гоняюсь в Интернете, адаптируюсь к конфигурации.
Фелипе Масса: Он гоняется по семь часов в день!
Рубенс Баррикелло: А ты – по пять с половиной. Мы часто соперничаем друг с другом в сети, именно Фелипе «подсадил» меня на эту штуковину. Я не в претензии, но моя жена очень ворчит!
Фелипе Масса: Моя тоже.
Рубенс Баррикелло: Однако, мы не собираемся, в конце концов, бросить наших жен и поселиться в одном доме. Я пытался воссоздать в игре конфигурацию индийской трассы и позже «проехал» по ней почти сто кругов. Мне удалось оценить перепад высот, вход в третий поворот и выход из него – занятно! Команда очень ждёт реальной проверки на трассе, поскольку Пастор Мальдонадо тестировал конфигурацию на нашем заводском симуляторе, и результаты получились неодинаковыми. В следующий раз он будет сидеть дома и «тестировать» автодром, скажем, в Абу Даби.
Вопрос: Какое время на круге вы предполагаете?
Рубенс Баррикелло: В районе 1:26-1:27…
Вопрос: А Пастор?
Рубенс Баррикелло: На заводском симуляторе он не вышел из 1:29, однако вопрос не в том, кто прав – это просто забавное соперничество. Мне было интересно изучить траекторию, прикинуть возможную реакцию машины – на пыльном асфальте ощущения будут совершенно иными, но по ходу уик-энда состояние трассы должно улучшиться. Нечто подобное мы наблюдали в Корее, так что даже завтра у нас не будет полной картины происходящего.
Вопрос: Ярно, полагаю, местные болельщики надеялись увидеть в кокпите Каруна Чандхока. Насколько важно для команды выставить на уик-энд основных гонщиков?
Ярно Трулли: Команда старается обеспечить себе хорошие перспективы и уже вложила немало средств в разработки для следующего сезона в расчете пробиться в середину пелотона. Кроме того, мы не хотим упускать возможность закончить год на десятом месте в зачете Кубка Конструкторов – пожалуй, поэтому Каруну не был предоставлен второй шанс. Впрочем, не мне об этом судить – я думаю лишь о гонке.
Вопрос: Команда проводит активные преобразования, основные усилия уже направлены на следующий сезон? Вы не думаете каким-то образом сменить свой статус в команде?
Ярно Трулли: Нет, но мы действительно уже работаем над новой машиной и готовим решения, которые должны позволить Team Lotus стать конкурентоспособнее. Надеюсь, нам удастся сделать то, что не получилось в нынешнем сезоне. Мы рассчитывали побороться в середине пелотона и практически подобрались к этой цели, в следующем году мы планируем сделать очередной шаг вперед и уже заключили несколько важных контрактов, чтобы построить максимально быструю машину. Думаю, у нас все получится.
Вопрос: Вы говорите о шаге вперёд, а не о качественном скачке...
Ярно Трулли: Все зависит от ситуации – судя по результатам предыдущих гонок, в ряде случаев нам не требовался скачок. Соперники впереди лишь ненамного быстрее нас, соперники позади отстают довольно сильно – значит, для борьбы в середине пелотона нам достаточно сделать небольшой шаг вперед. Конечно, для побед требуется настоящий рывок, но прогресс должен быть постепенным. Рим не был построен за один день, а наша команда сформировалась всего лишь пару лет назад…
Вопрос: Фелипе, предыдущие несколько гонок получились довольно успешными для Ferrari. Ваше мнение о скорости машины?
Фелипе Масса: Со скоростью нет никаких проблем. В последнее время мы практически не дорабатывали машину, так что ее спецификация оставалась той же, что и четыре гонки назад, однако на отдельных трассах машина была конкурентоспособнее, чем на других. Скажем, в Японии и Корее мы выглядели сильнее, чем в Спа и Монце, так что многое зависит от конфигурации. Посмотрим, как пойдут дела здесь, в Индии, а затем в двух оставшихся гонках – надеюсь, мы сможем бороться за хорошие результаты.
Вопрос: Какая конфигурация подходит вашей машине? Автодромы в Индии, Абу Даби и Сан-Паулу обладают такими характеристиками?
Фелипе Масса: Сложно сказать. На некоторых трассах мы рассчитывали быть конкурентоспособными, однако выступали довольно слабо, и наоборот – там, где предполагали трудности, ехали в полную силу, как в Великобритании.
Вопрос: Нараин, на вас смотрит вся индийская нация! Насколько велики ожидания?
Нараин Картикеян: Я мог бы наговорить много разных вещей, но с нашей машиной можно нацеливаться только на финиш в гонке и постараться опередить напарника. На большее рассчитывать не приходится. Тем не менее, сам факт присутствия индийского гонщика на стартовой решетке Гран При Индии весьма символичен. За Формулой 1 здесь следят довольно давно, а в последующие годы количество болельщиков будет только увеличиваться. Сложно объяснить всё это словами, но ситуация именно такова. Мне хочется просто насладиться уик-эндом и сработать по максимуму.
Вопрос: Что вы чувствуете? Воодушевление?
Нараин Картикеян: Тысячи и тысячи надежд, которые нужно оправдать. Мне следует просто расслабиться, ведь уже завтра предстоит вывести машину на трассу. Хочется насладиться общей атмосферой. Сюда приедут моя семья, спонсоры – это исторический уик-энд для всего индийского автоспорта, так что первые несколько кругов будут совершенно особенными.
Вопрос: Какую поддержку вы получали в Индии?
Нараин Картикеян: С самого начала моих выступлений в британской F3 меня поддерживали крупнейшая индийская компания Tata Group и ещё несколько спонсоров. С приходом Формулы 1 для молодых индийских гонщиков и местного автоспорта открываются новые, поистине огромные перспективы. Индия не похожа на Китай, мы давно наблюдаем за Формулой 1, и, скажем, у Михаэля здесь миллионы поклонников. Прямые трансляции чемпионата начались еще в 1993-м году, а появление собственного Гран При лишь укрепит нашу привязанность.
Вопрос: Михаэль, Mercedes GP долго считали четвёртой по силе командой пелотона, но в недавних гонках она закрепилась в тройке лидеров. Можно ли ожидать дальнейшего прогресса в оставшихся Гран При?
Михаэль Шумахер: По-моему, всё дело в конфигурации трасс – некоторые из них лучше подходят нашей машине, поэтому в недавних гонках мы получили возможность вести борьбу в первых рядах, а не в районе седьмого-восьмого места. Индийский автодром подходит машине, квалификация, скорее всего, будет непростой, но в гонке мы, как правило, выглядим чуть сильнее, так что посмотрим, что получится.
Вопрос: А как насчет Абу Даби и Сан-Паулу?
Михаэль Шумахер: Я о них ещё не думал, давайте сосредоточимся на предстоящем Гран При.
Вопрос: В предыдущей гонке многие говорили о вашем новом переднем антикрыле. Вы заметили разницу в поведении машины?
Михаэль Шумахер: Оно было совершенным.
Вопрос: Совершенным? То есть, пространства для прогресса больше нет?
Михаэль Шумахер: Честно говоря, мы не использовали новое переднее антикрыло – спецификация была такой же, как раньше.
Вопрос: Получается, никаких изменений?
Михаэль Шумахер: Никаких.
Вопрос: Вы уже бывали в Индии? Нараин сказал, у вас здесь немало поклонников – вы заметили ажиотаж вокруг своей персоны?
Михаэль Шумахер: Я прилетел только вчера и ещё не успел прогуляться по городу и встретиться с местными болельщиками, однако планирую сделать это по ходу уик-энда. Мне нравится приезжать в новые страны, всякий раз я стараюсь увидеть как можно больше вне автодрома. Сегодня меня встречали очень приветливо – утром мы совместно с Mercedes провели небольшую пресс-конференцию, интерес со стороны журналистов был огромным, и я с нетерпением жду главного события – выезда на трассу. Новая конфигурация – это всегда серьезный вызов, но намного важнее то, как отнесутся к Формуле 1 индийские болельщики, насколько им понравится гонка. Надеюсь, мы оправдаем их надежды!
Вопросы с мест
Вопрос: (Адил Джал Даруханвала – Zigwheels Racer) Михаэль и Адриан, в предыдущих двух гонках ни одному из вас не удавалось пробиться в финал квалификации, однако вы оба финишировали в первой десятке. В чем причина? Машина плохо работает с резиной?
Михаэль Шумахер: Кажется, только в прошлой гонке я не попал в финал квалификации из-за неудачного комплекта шин… Знаете, я отыграл всего десятую на более мягкой резине, которая, как правило, позволяет ехать на секунду быстрее. Да, у меня были кое-какие проблемы на прогревочном круге, но возможностей все равно хватало. Впрочем, наш темп соответствует разве что седьмой или восьмой позиции, что и являлось нашим привычным результатом в квалификации. В гонке, когда нам удавалось всё сделать верно, мы выступали намного сильнее – надеюсь, здесь все получится не хуже, а то и лучше.
Адриан Сутил: Для меня квалификация складывалась более удачно, однако в гонке контролировать износ шин было очень непросто. Кроме того, в Корее баланс настроек оказался не оптимальным – в этот уик-энд мы должны сработать эффективнее. В Сингапуре команда выступила очень сильно, в Сузуке дела также шли неплохо, но выезд машины безопасности помешал заработать очки, однако в целом машина ехала весьма стабильно. Иногда гонка складывается лучше, чем квалификация, иногда – наоборот, но в принципе беспокоиться не о чем.
Вопрос: (Марко Дегл'Иносенти – La Gazzetta dello Sport) Фелипе, каковы ваши цели и задачи команды в трёх оставшихся гонках? Вы нацелены на борьбу за очки и победы, или уже сосредоточены на подготовке к следующему сезону?
Фелипе Масса: И то, и другое. Разумеется, мы хотим побороться за подиум, а если возможно – за победу. Иногда это очень непросто, но подход не меняется. В то же время, мы активно работаем над новой машиной, стараемся опробовать новые идеи, добиться прогресса в тех областях, в которых сейчас недостаточно эффективны. Большинство сотрудников уже занято подготовкой к следующему сезону, однако оставшиеся гонки – неплохая возможность ещё раз все взвесить и оценить.
Вопрос: (Винаяк Пунде – Hindustan Times) Нараин, вне траектории асфальт наверняка останется очень грязным – насколько опасно обгонять в подобной ситуации, особенно с активированной DRS?
Нараин Картикеян: Да, вне траектории будет грязно, придётся искать оптимальное сцепление с трассой. Для нас будет большой проблемой смещаться в сторону, чтобы пропустить лидеров, но посмотрим, как всё сложится. Состояние трассы должно улучшиться…
Вопрос: (Талек Харрис – Agence France Presse) Михаэль, учитывая то, что судьба титула уже решена, а также принимая во внимание две трагических аварии в IndyCar и MotoGP, вам не кажется, что гонщики будут более осторожны на трассе?
Михаэль Шумахер: Не думаю, что, управляя машиной, мы подвергаем себя опасности. Нам не привыкать выжимать из техники максимум, мы всегда старались добиться максимально возможной скорости и будем пытаться сделать это и в предстоящий уик-энд. Невозможно обеспечить 100% безопасность в любом аспекте жизни – да, гонки сопряжены с большим риском, а Формула 1, пожалуй, самый скоростной вид автоспорта в мире, но за последние годы уровень безопасности в чемпионате значительно вырос. Взгляните хотя бы на эту трассу с широкими зонами вылета, которые соответствуют самым высоким стандартам. Ну и в конце концов, если что-то все-таки случится, значит, такова воля судьбы, а с этим каждый из нас встретится, рано или поздно. Я крайне опечален гибелью Дэна Уэлдона и Марко Симончелли, но вынужден признать, что такова жизнь…
Вопрос: (Четан Нарулла) Михаэль, как сказал Нараин, в Индии у вас немало болельщиков, равно как немало их по всему миру. Насколько важно для вас в следующем сезоне вновь бороться за победы? Насколько важно для Mercedes предоставить вам конкурентоспособную машину?
Михаэль Шумахер: Это важно и для меня, и для команды, ради этого мы и выступаем в Формуле 1. Наши сотрудники знают, каково это – выигрывать гонки и чемпионаты. Да, сейчас нам приходится мириться с ситуацией, но единственный способ исправить положение дел – не паниковать и целиком сосредоточиться на работе, чем мы и занимаемся. Мы строим будущее Mercedes GP и надеемся рано или поздно увидеть плоды собственного труда, однако все усилия упираются в возможности, которые есть здесь и сейчас, и с этим тоже приходится считаться.
Вопрос: (Гэри Минаган – The National) За последние несколько лет Формула 1 открыла для себя несколько новых трасс, но, пожалуй, впервые за долгое время чемпионат приезжает в новую часть света – словно на другой континент. Заметили ли вы какую-то разницу? Есть ощущение, что спорт открывает новые горизонты?
Рубенс Баррикелло: Пожалуй, да. Здорово, что Формула 1 открывает для себя новые места – скажем, за свою долгую карьеру мне не доводилось гоняться в Индии, и я рад вместе с чемпионатом приехать в эту страну. А еще хорошо, что наш спорт возвращается в Соединенные Штаты – да, нам придется больше путешествовать, но это все-таки чемпионат мира, иначе и быть не может.
Ярно Трулли: Каждая новая трасса – открытие для чемпионата. Формула 1 – это не только спортивное мероприятие, это серьёзный бизнес, который, в то же время, несет важный посыл тем странам, которые посещает. Чемпионат должен расширять географию, за последние пять лет в календаре появились несколько новых Гран При, а совсем скоро он должен пополниться двумя этапами в США, что тоже символично – как для автопроизводителей, так и для всей Формулы 1, которую в Штатах традиционно недооценивали. Мы хотим приезжать в каждую страну, каждая страна мечтает принять у себя этап чемпионата, и для обеих сторон возможность провести гонку одинаково важна.
Вопрос: (Мридубха Кумар – ESPN) Михаэль, впервые после Сильверстоуна Pirelli привезла на гонку составы Soft и Hard. Чего можно ожидать от предстоящей гонки в плане износа резины?
Михаэль Шумахер: Шинный фактор будет одним из ключевых по ходу уик-энда, ведь новая конфигурация и свежий асфальт по-своему относятся к резине, и подойдут ли им составы Hard и Soft, ещё предстоит выяснить. В Pirelli поступили консервативно, решив привезти резину Hard, однако так даже интереснее, ведь эти шины эффективны в узком диапазоне температур. Нам в любом случае придется хотя бы раз использовать их по ходу гонки – нужно выбрать верный момент, принимая во внимание изменение состояния трассы, стратегию, настройки машины. Задача непростая, поэтому все с нетерпением ждут возможности покинуть боксы и во всем разобраться.
Перевод: Валерий Карташев