В интервью журналистам немецкого Auto Motor und Sport Дженсон Баттон говорил о проблемах McLaren, переменах в Формуле 1 и своих ожиданиях от сезона 2014 года…
Вопрос: Как вы оцениваете начало сезона?
Дженсон Баттон: Возможно, со стороны это не очень заметно, но мы прогрессируем. В первых гонках сложно было даже понять, почему мы оказались неконкурентоспособны, нам пришлось проделать серьёзную работу, которая позволила сделать несколько шагов вперёд – это произошло в Барселоне и Монако. К сожалению, из-за проблем с топливной системой на квалификации в Монако не удалось реализовать потенциал машины, хотя она позволяла бороться рядом с первой пятёркой.
В Монреаль мы тоже привезли несколько новинок – одни сработали, другие оказались недостаточно эффективны, но в целом мы прогрессируем. Не так быстро, как хотелось бы, но это очень непросто в современной Формуле 1 – в Ferrari и Red Bull Racing отлично справляются со своей работой.
Вопрос: В какой области McLaren особенно необходимо прибавить?
Дженсон Баттон: Есть несколько моментов. Пока не очень хорошо с динамикой разгона после медленных поворотов – надеюсь, скоро мы прибавим. Проблемы с дорожным просветом приводят к потере времени на круге – пока не все сложности удалось решить.
Вопрос: Не лучше ли остановить доработку шасси, переключившись на машину для следующего сезона?
Дженсон Баттон: В следующем году машины серьёзно изменятся, но крайне важно разобраться с сегодняшним шасси, чтобы добиться прогресса в 2014-м. Кроме того, мы хотели бы выиграть гонку в этом сезоне – на это настроена вся команда – такова цель.
Вопрос: Почему зимой в McLaren решились на столь радикальные перемены, ведь в прошлом году команда выиграла две последние гонки сезона?
Дженсон Баттон: Сейчас легко критиковать это решение, но мы хотели добиться большего, а с прошлогодней машиной было невозможно отыграть 5-6 десятых на круге во время зимнего перерыва, как мы рассчитывали.
Кроме того, мы считали, что многие выберут этот подход – разработку совершенной новой машины, а прошлогоднюю оставят разве что команды средней группы. В итоге выяснилось, что только мы выбрали этот путь, что в какой-то степени сыграло против нас.
Честно говоря, мы ждали большего от новой машины, ведь данные, полученные в аэродинамической трубе, обнадёживали. Думаю, команда поступила верно, ведь мы надеялись выигрывать гонки в этом году, а для этого нужно было что-то менять. Нам удалось увеличить эффективность аэродинамики в передней и задней части машины, но мы потеряли в другом, хотя не ждали подобных последствий.
Вопрос: Вы уже бывали в непростой ситуации, возможны ли какие-то параллели?
Дженсон Баттон: Сезон 2011 года складывался непросто, но я закончил его на второй строчке в личном зачёте. В этом году значительно сложнее. Мы серьёзно уступаем соперникам, сейчас команда работает с новинками в аэродинамической трубе, но я не могу назвать дату, к которой мы сможем переломить ситуацию. Мы не знаем, чего добьются соперники. Работа продолжается, я уже говорил – мы надеемся выигрывать гонки в этом году, так что цель осталась прежней.
Вопрос: Насколько непросто приезжать на Гран При с не самыми высокими ожиданиями?
Дженсон Баттон: Если я финиширую пятым, но с уверенностью в том, что добился максимума от машины, то буду доволен. Конечно, я бы с удовольствием поднялся на подиум, услышал бы национальный гимн и разделил радость победы с семьёй, друзьями и командой, но мы остаёмся реалистами.
Если удаётся добиться максимума от машины, есть повод чувствовать удовлетворение, но в борьбе за победу участвует несколько команд, а мы пока не входим в их число. Я уже тринадцать лет выступаю в Формуле 1, провел 234 гонки и чувствую себя одним из счастливейших людей на планете. Я зарабатываю себе на жизнь и не могу сказать, что всем недоволен. Жизнь продолжается, иногда приходится переживать непростые времена, но нужно двигаться дальше.
Вопрос: В 2014-м машины станут ещё сложнее. Вам нравится Формула 1, в которой от гонщика требуется больше, чем скорость?
Дженсон Баттон: Думаю, так и должно быть. Думающий гонщик способен победить за счёт умелого пилотирования, а не только за счёт скорости. В 2014-м ситуация изменится, уже сейчас нужно контролировать множество факторов, следить за износом шин, и в этом мне приходится сложнее – я никогда прежде этим не занимался.
В следующем году переменных станет ещё больше – новые двигатели, новая аэродинамика, новая система рекуперации, поэтому многое зависит от опыта. Надеюсь, новые моторы будут мощнее 800 сил – в нашем спорте важны мощные двигатели и минимальное лобовое сопротивление. Я сожалел, когда Формула 1 отказалась от моторов V10 – звук был замечательным, но их уже не вернуть. Нас ждут самые значительные перемены в истории Формулы 1, и к ним предстоит адаптироваться.
Вопрос: Вы выступаете с 2000 года, что больше всего изменилось для гонщиков за это время?
Дженсон Баттон: Сейчас нужно смотреть шире, а не просто ехать максимально быстро. Мне это нравится. Когда я пришел в гонки, было достаточно иметь талант. Сейчас этого мало.
Вопрос: В прошлом вы всегда славились умением беречь резину. После перехода на резину Pirelli ваше преимущество уже не так велико?
Дженсон Баттон: На сухой трассе – да, а на мокрой или при переменчивых условиях мне по-прежнему всё очень нравится. Я люблю, когда не знаешь, что тебя ждёт в следующем повороте.
Вопрос: Шины Pirelli быстро изнашиваются, вам это должно было подходить, но этого не произошло…
Дженсон Баттон: Проблема в том, что эта резина недостаточно стабильна. Вы чувствуете уровень сцепления, но стоит температуре измениться на несколько градусов, как ситуация меняется – вы либо прибавляете в темпе, либо откатываетесь назад. Я умею чувствовать состояние трассы, но, увы, не температуру шин.
Вопрос: Одна из команд проехала 1000 километров на частных тестах Pirelli. Как вы считаете, они получили преимущество?
Дженсон Баттон: Оба гонщика этой команды говорят, что преимущества нет. Либо нужно им верить, либо они лгут. Я им верю.
Вопрос: Что вы думаете о действиях Серхио Переса в Монако?
Дженсон Баттон: Ничего не думаю. Есть правила, а если у него возникли проблемы с Кими, им нужно решить их между собой.
Вопрос: У вас с ним тоже возникали спорные ситуации…
Дженсон Баттон: Мы – напарники по команде и сотрудничаем друг с другом. Если возникает спорная ситуация, нужно собраться и вместе её обсудить. Каждый из нас стремится добиться от машины большего, потом мы сравниваем телеметрию, чтобы понять, в чём ещё можно прибавить.
Я никогда особенно не дружил с напарниками, и в сегодняшней Формуле 1 это нормально. Я и с Льюисом редко общался вне трассы. Он – отличный гонщик, но это не значит, что мы должны вместе проводить время. У нас разные вкусы, разные друзья, разные интересы.
Вопрос: Почему у Льюиса возникли проблемы в борьбе с Нико Росбергом, особенно в квалификации?
Дженсон Баттон: Будем корректны – Льюис заработал больше очков, чем Нико, он невероятно быстр. Когда баланс машины не соответствует вашим ожиданиям и привычкам, накопленным за долгие годы выступлений в другой команде, это очень непросто. Безусловно, Нико тоже быстр, но Льюис не потерял своей скорости. Скоро он вернётся и вновь удивит!