Летом в паддоке ходило много разговоров о том, что в Ferrari заинтересованы в Валттери Боттасе и готовы выкупить его у Williams. В итоге, сделка не состоялась, обе команды сохранили прежний состав. В четверг в Монце заместитель руководителя Williams Клэр Уильямс комментировала продление контрактов с пилотами и говорила о коммерческих особенностях Формулы 1.
Вопрос: Решение о сохранении состава было для вас простым? Какие варианты вы рассматривали?
Клэр Уильямс: Мы хотели продолжить работу с Валттери и Фелипе в следующем году, так что да, это было простое решение. Оба гонщика – часть нашего долгосрочного плана реорганизации команды. Мы очень рады, что сегодня сделали заявление, это обеспечило нам необходимую стабильность и позволяет двигаться дальше. Всем известно, что у нас талантливые гонщики.
Вопрос: Вас беспокоил возможный уход Боттаса?
Клэр Уильямс: Не секрет, что в Ferrari присматривались к Валттери, к счастью нам удалось его оставить. Для нас это был лучший вариант.
Вопрос: Значит, это было ваше решение?
Клэр Уильямс: Я не хочу вдаваться в подробности наших дискуссий с Ferrari.
Вопрос: Ходили слухи, что вы можете продать Валттери Ferrari...
Клэр Уильямс: Зачем? Боттас – неотъемлемая часть наших преобразований, он провёл в Williams шесть лет. Мы говорили с акционерами и партнерами о том, что Валттери – часть долгосрочного плана. Наши усилия невозможно измерить в той сумме, которую можно получить в качестве компенсации.
Вопрос: Вы рассматривали вариант с долгосрочным контрактом?
Клэр Уильямс: Сегодня мы подтвердили контракты на 2016 год. Здорово, если Валттери останется дольше, но это зависит от нас – нужно построить конкурентоспособную машину, позволяющую ему раскрывать свой потенциал. Мне бы очень хотелось, чтобы карьера Валттери прошла в Williams, он очень талантлив, теперь дело за хорошей машиной.
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы команда продолжала двигаться вперед? Речь идет только об инвестициях? Если вы получите необходимую сумму, вы знаете, как ее потратить, чтобы добиться успеха?
Клэр Уильямс: У нас неплохая финансовая ситуация. Сейчас Williams занимает третью позицию в Кубке конструкторов, в прошлом году мы тоже закончили сезон в тройке – мы смогли доказать, что для этого необязательно иметь огромный бюджет.
Мы максимально выкладываемся, имея столько денег, сколько у нас есть, и это нас не сдерживает. Но если поговорить с инженерами, то им всегда нужно больше, и коммерческая служба должна их найти.
Вопрос: Что вы думаете о том, чтобы иметь соперника в лице Red Bull Racing с моторами Mercedes?
Клэр Уильямс: Это меня не радует.
Вопрос: Как возможный контракт Red Bull и Mercedes может изменить ваши отношения?
Клэр Уильямс: Это меня не радует, впрочем, как и всех остальных сотрудников Williams. Сейчас мы опережаем Red Bull Racing, но понимаем, что они не будут позади вечно. Если они получат двигатели Mercedes, нам придется с этим смириться. Мы не можем повлиять на диалог между Mercedes и Red Bull Racing. Следовательно, нам нужно построить лучшую машину. Не верю, что Red Bull Racing с двигателями Mercedes обязательно нас опередит. Только от нас зависит, сможем ли мы построить лучшее шасси.
Вопрос: Тот факт, что вы добиваетесь лучших результатов среди клиентов Mercedes, не дает вам преимущества в отношениях с мотористами?
Клэр Уильямс: Нет. У Mercedes одинаковый подход ко всем клиентам.
Вопрос: Ходили слухи о ваших переговорах с Aston Martin, многие считают, что они – отличный партнер для британской команды...
Клэр Уильямс: Всегда надо анализировать разные варианты. Aston Martin – известный британский бренд, такое партнерство могло бы получиться успешным. Кроме того, наш важный технический партнер – Mercedes, где бы мы оказались на стартовой решетке, если бы не их силовая установка?
Вопрос: У Williams партнерские отношения с Petrobras. Как повлияет на ваши договоренности коррупционный скандал, в котором замешана эта компания?
Клэр Уильямс: Судебные разбирательства всегда вызывают беспокойство, но сейчас это не влияет на наши отношения.
Вопрос: На прошлой неделе звучали пессимистичные комментарии Сьюзи Вольфф – она обеспокоена тем, что не может выступать в гонках. Каким вы видите ее будущее?
Клэр Уильямс: Мы пока не начали переговоры со Сьюзи. Очевидно, решив вопрос с Валттери и Фелипе мы можем сосредоточиться на остальных. У нас есть Алекс Линн, Адриан Сутил и Сьюзи Вольфф. Мы только начинаем размышлять над этим вопросом. Здорово, если Сьюзи захочет остаться в команде, но пока мы не обсудим эту ситуацию, я ничего не могу сказать.
Вопрос: У каждого из них контракт заканчивается в этом году?
Клэр Уильямс: Да.
Вопрос: Что изменилось в работе руководителя команды за последние 20 лет?
Клэр Уильямс: Я лишь заместитель руководителя, и не занимала эту должность 20 лет назад. Тогда я даже не была близка к управлению командой – работала в пресс-службе. Но сейчас командами больше не руководят в одиночку, руководителя окружает сильная группа менеджеров. Изменилась политическая ситуация, коммерческие задачи. Я помню как во времена BMW и HP мы получали от спонсоров десятки миллионов, а сейчас можем только мечтать о таких цифрах. Эти два аспекта – самые крупные изменения.
Вопрос: Почему Формула 1 уже не столь привлекательна для спонсоров?
Клэр Уильямс: На это повлияла экономическая ситуация, но Формула 1 и сегодня позволяет достичь множества бизнес-целей: у нее огромная аудитория, это гламурный и престижный чемпионат. Но есть и аспект соперничества. За последние 20 лет заметно выросла конкуренция за деньги спонсоров. В результате у бизнеса появляется много вариантов, которые могут оказаться не менее эффективны, но обходятся дешевле.
Вопрос: Как работают отношения: отец – дочь, руководитель команды – заместитель руководителя команды? Можете ли вы повлиять на Фрэнка?
Клэр Уильямс: У нас отличные отношения, они всегда были очень близкими. Фрэнк позволяет мне выполнять свою работу, но всё равно всё контролирует. У нас есть совет директоров, мы руководим командой все вместе.
Как я уже говорила, сейчас нет такого, чтобы командой руководил один человек, и мы очень тесно сотрудничаем с Пэтом Симондсом. Все знают, что делают остальные. Мы принимаем решения сообща. Фрэнк участвует в работе команды, на высшем уровне всё проходит через него. Дело не в том, что я должна получать у него одобрение по любым вопросам – он позволяет нам самостоятельно с этим разобраться.
Вопрос: У Фрэнка репутация жесткого собеседника на переговорах. У вас тоже?
Клэр Уильямс: Сложно сказать. Спросите у тех, с кем я веду переговоры.
Вопрос: Он дал вам много советов?
Клэр Уильямс: Да, хотя порой у нас разный взгляд на ситуацию. Он способен найти совершенно иное, простое и эффективное решение любой проблемы. Все знают, что Фрэнк – замечательный человек. Он жестко ведёт себя на переговорах, но с ним приятно работать и ежедневно общаться.
Вопрос: Что вы думаете о результатах команды? В конце прошлого года у вас было больше всего шансов навязать борьбу Mercedes, но сейчас вы уступаете Ferrari, а теперь ещё и Red Bull Racing...
Клэр Уильямс: Этот год отличается от прошлого: в Red Bull Racing, особенно в Ferrari сокращают отставание. Мы чувствуем себя менее комфортно, но я горжусь работой команды, я знаю, сколько усилий мы прикладываем.
Возможно, несколько гонок назад мой ответ был бы немного другим, но мы допустили ряд ошибок. Мы проанализировали причины и постараемся не повторить. Команда стремится к победам в гонках и чемпионатах, поэтому мы не должны так ошибаться. Но важно помнить, что мы почти 10 лет не добивались успехов, не понимали, как бороться за высокие результаты. Есть очень много аспектов, которые надо довести до совершенства, чтобы бороться за лидирующие позиции. Проблема в том, что нам еще предстоит выполнить работу над ошибками, подобными тем, что мы видели почти две недели назад в Спа.
И всё же в этом году позиции команды заметно укрепились, и мы можем сражаться с соперниками, обладающими гораздо большим бюджетом. Команда отлично поработала, но мы понимаем, что предстоит еще многое сделать, чтобы достичь всех целей.
Вопрос: Вы можете добиться прогресса, чтобы навязать борьбу Mercedes и Red Bull Racing? Возможен ли в этом бизнесе подобный сценарий?
Клэр Уильямс: Я не говорила, что мы их опередим, но надо верить, что такое возможно. Мы уже доказывали это прежде, выиграв 16 титулов и сражаясь с командами с гораздо большим бюджетом. Дело не в том, сколько у вас денег, а в том, как вы ими распоряжаетесь, какие люди у вас работают. Я считаю, что у нас талантливые сотрудники.
Вопрос: Можно ли опередить Mercedes, будучи клиентской командой?
Клэр Уильямс: Почему нет? Ведь Формула 1 – это не только двигатель, но и шасси, а также много других компонентов. Если вы всё сделаете правильно, то почему не сможете опередить заводскую команду?
Вопрос: Насколько велико отставание?
Клэр Уильямс: Полторы секунды. Мне кажется, в Mercedes превосходно выполнили свою работу, а задача всех остальных – сократить отставание. Однако в Mercedes не стоят на месте, поэтому потребуется много ресурсов, чтобы их догнать. Впрочем, в истории Формулы 1 лидеры постоянно менялись. Я думаю, что лидер скоро сменится.
Вопрос: Вы говорили о глупых ошибках. Очевидно, что инцидент на пит-стопе Валттери в Спа – одна из них. Что произошло?
Клэр Уильямс: Мы изменили систему расположения шин: раньше они располагались вертикально, теперь – горизонтально. Мы недостаточно подготовились к этому. Но все допускают ошибки. Мы никого не виним.
Вопрос: Вы сказали, что уступаете в среднем полторы секунды лидерам. Больший бюджет помог бы вам отыграть это отставание?
Клэр Уильямс: Конечно, мы не стали бы отказываться от дополнительных 10, 20, 30 миллионов. Но сейчас у нас их нет. Мы должны работать с тем, что есть. Как я уже сказала, дело не только в деньгах.
Вопрос: Если посмотреть на команды, которые вас опережают, у них есть эти 10, 20, 30 миллионов. Разве не в этом разница?
Клэр Уильямс: Можно потратить и сотню миллионов, но нет гарантии, что вы отыграете за счет этого полторы секунды. У Williams отличное соотношение очков к бюджету.