В интервью Tagesspiegel заместитель руководителя Williams Клэр Уильямс говорила о роли женщин в автоспорте и бизнесе…
Вопрос: Недавно бывшая гонщица Элен Лор сказала, что автоспорт остаётся мужским делом. Это так?
Клэр Уильямс: Принято считать, что в автоспорте доминируют мужчины, но это не совсем верное определение – просто их действительно много в этом бизнесе. Впрочем, с этой точки зрения даже Формула 1 стала немного другой, чем пять или десять лет назад.
Сейчас в автоспорте занято много женщин, работающих на разных должностях, в том числе и за кулисами – поэтому их не знают, они редко попадают в объективы телекамер. 8% инженеров Williams – женщины, хотя ещё несколько лет назад этого не было. Ситуация постепенно меняется, но нужно время.
Вопрос: Вы чувствуете какую-то связь с другими женщинами в Формуле 1 – с Монишей Кальтенборн или вашим тест-пилотом Сьюзи Вольфф?
Клэр Уильямс: Вероятно, можно говорить, что мы испытываем схожие ощущения – к нам троим приковано большое внимание. Кристиана Хорнера или Тото Вольффа никто не спрашивает, сложно ли им руководить командой Формулы 1.
Вопрос: Но с женщинами в Формуле 1 вы общаетесь иначе, чем с мужчинами?
Клэр Уильямс: Вовсе нет, если мне нужно что-то выяснить у Мониши, я общаюсь с ней, как общалась бы с Кристианом или Тото.
Вопрос: Недавно в Монако парни вместо девушек стояли с номерами гонщиков на стартовом поле…
Клэр Уильямс: Девушки на стартовом поле – часть традиции, и я не знаю, стоит ли от неё отказываться. К тому же, они делают это по доброй воле.
Я вряд ли согласилась бы на такую работу, но я и не выгляжу, как Синди Кроуфорд. (смеётся) Мне бы никто за это не заплатил. Но если они хотят – почему нет, у нас демократия.
Вопрос: Женщины, занятые в бизнесе, часто говорят, что им приходится работать вдвое больше, чтобы зарабатывать наравне с мужчинами. В Формуле 1 этот принцип применим?
Клэр Уильямс: Нет. В Формуле 1 мне никогда не приходилось иметь дело с гендерной дискриминацией. Я считаю, что могу справляться со своей работой не хуже мужчин. Я не чувствую себя проигравшей из-за того, что я женщина.
С другой стороны, я понимаю, что мне повезло. На других должностях, в других видах бизнеса, интересы женщин часто ущемляются, да и разница в зарплатах весьма заметна.
Вопрос: Тем не менее, отец не сразу доверил вам руководящую роль в команде…
Клэр Уильямс: Здесь дело вовсе не в том, что я женщина. Единственная причина, по которой мне приходилось работать вдвое больше, в том, что я – дочь Фрэнка Уильямса. Он не из тех, кто поощряет семейственность. Люди не должны говорить, что я получила свою работу только благодаря родственным связям. Я должна была доказать, что заслуживаю её.
Вопрос: Есть два шаблона поведения женщин на руководящих постах. Одни думают только о себе, другие стараются открыть дверь в бизнес другим женщинам…
Клэр Уильямс: Я считаю, что должна быть примером для подражания. Я чувствую ответственность, выступаю в школах и институтах, говорю об этом на экономических форумах. Если я смогла этого добиться, смогут и другие.
При этом, я не ставлю перед собой какую-то конкретную цель, не стараюсь привлечь как можно больше женщин в наш спорт. Для меня нет никакой разницы в том, мужчина или женщина выполняют определённую работу – важно, чтобы это позволяло команде двигаться вперёд.
Вопрос: Спонсора для выступлений Сьюзи Вольфф найти не удалось, женские бренды не захотели её поддержать. Значит ли это, что нет интереса к женщинам-гонщицам?
Клэр Уильямс: Многим из наших партнеров нравится, что некоторые ключевые посты в команде занимают женщины, они используют это в своих интересах. Я не знаю, почему женские бренды не поддерживают карьеру гонщиц, мне это кажется интересным.
Вопрос: И всё же, мир автоспорта – это мужской мир…
Клэр Уильямс: Вовсе нет. 38% наших телезрителей – женщины. Если бы какой-то женский бренд пришел в Формулу 1, это было бы новаторское и очень перспективное решение.
Вопрос: Когда вы подписали контракт с Сьюзи Вольфф, все говорили, что это из-за её мужа, что она недостаточно быстра. Почему она работает в Williams?
Клэр Уильямс: Она получила контракт исключительно благодаря своим качествам. Если вы не верите мне, поговорите с её инженерами. Вместе с ними она работает на симуляторе, помогает совершенствовать нашу машину. Если бы мы не получали от неё должного эффекта, она не была бы членом команды.
Williams – чемпионская команда с огромными амбициями! Мы не готовы поступиться своими интересами, лишь бы посадить её за руль. Это бы глупо выглядело. Для меня Сьюзи – важный член нашей команды, выполняющий определенные задачи, с которыми она отлично справляется. Иначе бы её здесь не было.