Перевод: Владимир Родионов ("Русский мир Жака Вильнева")
Джок Клиа легко мог стать известным игроком в регби, это его давняя любовь, любовь с тех давних пор, когда Джок учился в Шотландском Университете и играл за одну из местных команд. Если появляется свободное время, то он не прочь тряхнуть стариной и погонять кожаный мяч. Отец Клиа был известным раллийным гонщиком, но Джок никогда и не помышлял о карьере пилота. Свое будущее он нашел на инженерном факультете университета. В 1988 Джок стал инженером Lola, потом французский эксперимент F1 Larousse и Benneton, а в 1991-м - Lotus - Джон Барнард, Джонни Херберт и Мика Хаккинен...
Вопрос: На протяжении 14 лет вы варитесь в котле "Формулы-1". Как изменился за это время чемпионат, с точки зрения инженера?
Джок Клиа: Очень многое изменилось с приходом больших денег. Есть деньги - есть новые разработки, движение вперед. Коробка передач из композитных материалов, карбоновые тормоза, новые материалы для обшивки болида - все это результат технического прогресса. С другой стороны есть вещи которые мешают полету инженерной мысли. Активная подвеска, к примеру, запрещена регламентом, а мне было бы очень интересно с ней поработать.
Вопрос: И все же главное - двигаясь вперед не забывать о безопасности...
Джок Клиа: Разумеется и в этом направлении за последние несколько лет сделан большой шаг вперед. В начале 90-х ситуация была катастрофической и "черный уик-энд в Имоле", в 1994 году, показал всем нам насколько далеко технологии и скорость оторвались от безопасности.
Вопрос: Но и сейчас машины едут все быстрее и быстрее...
Джок Клиа: И становятся при этом безопаснее.
Вопрос: Может ли повториться "черный уик-энд в Имоле"? Остались ли еще области в которых мы не очень хорошо ориентируемся, или не понимаем всей опасности?
Джок Клиа: Не могу дать определенного ответа на ваш вопрос, зная о чем-то подобном я сделал бы все возможное, чтобы ликвидировать опасность. Единственное слабое место в современной "Формуле-1" - дозаправка. Пилоты и механики при дозаправке серьезно рискуют и единственный выход - запрет заправки машины во время гонки, но тут мнения расходятся. Одни говорят, что отмена дозаправки никак не повлияет на "Формулу-1". Но..., ведь это во-первых своеобразное соревнование между командами, огромное количество обгонов совершается в тот момент, когда соперник стоит в боксах. Во-вторых, в начале гонки, баки залиты под завязку и с каждым кругом машина становится легче и поверьте мне это большое инженерное мастерство верно настроить машину. Все понимают риск при дозаправке, каждый механик, каждый инженер, каждый пилот. Все собраны и готовы к любой неожиданности.В 1994 году Джок стал гоночным инженером. Ему посчастливилось работать с Хербертом и Култхардом, с последним, он до сих пор поддерживает дружеские отношения. В конце 1996 года Джок стал работать с Жаком Вильневом, тогда еще в "Вильямс", с тех пор они неразлучны."Жак - один их лучших. Конечно, когда вы так близко и так долго работаете с одним пилотом, глупо считать, что ваше мнение будет объективным. Я работаю с Жаком больше пяти лет и совершенно не претендую на объективность своих суждений, но поверьте я говорю то, что думаю".Многие критики считают, что Жак Вильнев не был бы таким популярным и известным пилотом, если бы не слава его отца Жиля Вильнева, который трагически погиб в 1982 году... К этому можно добавить, что Жак сразу же попал в самую сильную команду чемпионата. Однако, Джок искренне считает, что достижения и рекорды канадца говорят сами за себя."Жак выиграл легендарную гонку "500 миль Индианаполиса", стал чемпионом в Indycar и "Формуле-1". Что бы вы не говорили - он величайший пилот. На земле не так уж много людей которым удалось добиться таких результатов... Славу Жака напрямую связывают с именем Жиля Вильнева и возможно он оказался в нужное время, в нужном месте, в самой сильной команде того периода. Но посмотрите, Култхард и Френтцен имели те же самые возможности, однако им не удалось ничего добиться. Достижения Жака говорят сами за себя. Мне он очень нравится. Считаю его гениальным пилотом. Не думаю, что кто-либо из пилотов может победить Жака, он очень силен и на трассе победит любого".У каждого из нас есть достоинства и недостатки. Джок говорит о том, что канадец не лишен и некоторых человеческих слабостей, но все они неотъемлемая часть его неординарной личности."У Жака конечно есть свои недостатки, он немного ленив, не любит тратить много времени на подготовку к гонке. В то же время он наделен острым умом и все схватывает на лету. То, для чего другим пилотам необходимы часы, канадец может схватить за несколько минут. Так что это обычный случай когда Жак покидает трек раньше других пилотов и проводит на тестах один день, а не три как все остальные. Он по-настоящему талантливый гонщик. Понимаете, Жак победил Михаэля Шумахера и это очень весомый аргумент, для всех скептиков. Жак особенный.""В 1997 году, в середине сезона Жак позволил себе небольшой отдых, он позволил себе забыть обо всем. Однако последние 4-е гонки чемпионата он провел на самом высоком уровне и стал чемпионом мира. Это талант, огромное умение точно рассчитывать свои силы и понимать что необходимо в определенной ситуации. Думаю это неотъемлемая черта сильной, уверенной в себе личности, чемпиона. Култхард, Монтойа очень сильные, быстрые пилоты, но им стоит поучиться у Жака, для того чтобы выиграть у Михаэля.Дело в том, что Жак очень быстро и точно реагирует на то, что происходит вокруг. Он все очень хорошо чувствует. Если что-то идет не так, он может очень легко расстроиться, если все хорошо, он быстро аккумулирует в себе положительный заряд. Могу сказать что канадец быстро собирается, если необходима концентрация. Он четко распоряжается своими временем и в любое дело вкладывает столько сил, сколько необходимо - ни больше, ни меньше.У Жака совершенно нет "стадного" чувства. Он никогда не будет делать что-то, только потому что это делает кто-то еще. Было время, когда Култхард отправлялся на тесты, а вслед за ним отправлялся Дэймон Хилл, наверное боялся потерять форму. Жака это совершенно не волнует. Если, например, Дженсон Баттон решит принять участие в тестах раньше времени Жак просто скажет: "Хорошо, желаю Дженсону удачи, я останусь дома. Раньше я уже решил что мне это не нужно, так что менять свое решение не намерен." Жак всегда очень точно рассчитывает свои силы. Поверьте, его работа - побеждать, выигрывать гонки, а не становиться вторым или третьим. Когда ему предоставляется возможность бороться за первые места, за чемпионский титул он преображается и в нем можно увидеть настоящего чемпиона."
Вопрос: Как обстоят дела в команде? Для того чтобы стать чемпионом необходима помощь и поддержка команды...
Джок Клиа: С одной стороны это очень забавно, с другой просто грустно. Понимаете, я уже говорил что Жак наделен очень острым умом и ему трудно работать с недалекими, не очень умными людьми. "Формула-1" - это мир высоких технологий. Жак очень требователен к тем, с кем он работает, он требует от них того же, что требует от самого себя. Именно поэтому иногда кажется что с Жаком трудно работать..."