Первая половина сезона началась с серии сенсационных побед Дженсона Баттона, а завершилась ещё более сенсационной новостью о возвращении Михаэля Шумахера. На страницах британской The Telegraph ситуацию анализируют бывший гонщик, журналист BBC Дэвид Култхард, бывший босс Jordan, коллега Култхарда по BBC, Эдди Джордан, и босс Red Bull Racing Кристиан Хорнер...
Вопрос: Какой сезон! Более драматичную ситуацию сложно представить, а совсем недавно самый успешный гонщик в истории Формулы 1 объявил о возвращении. Вы были удивлены?
Дэвид Култхард: Нисколько. После ухода в отставку мы не раз слышали, что Михаэль участвует в мотогонках и соревнованиях по картингу. Не думаю, что он думал о возвращении в Формулу 1, но если такой шанс появился – почему нет? Он ничего не потеряет, Ferrari не выигрывала гонок в этом сезоне, не так ли?
Вопрос: Вы бы согласились вернуться в гонки, получив предложение от Ferrari?
Дэвид Култхард: Я уступал Кими, когда мы выступали за McLaren, так что сейчас у меня нет шансов.
Эдди Джордан: Возвращение Михаэля – это лучшая новость для Формулы 1 в этом сезоне. Очень немногие в спорте могли позволить себе вернуться в борьбу – Стив Редгрэйв, Лэнс Армстронг, Михаэль был очень серьёзным соперником, сегодня многие мечтают с ним сразиться. Болельщики хотят видеть борьбу Шумахера с Хэмилтоном, ведь Льюис – настоящий боец, один из немногих гонщиков, действительно умеющих обгонять. Я думаю, что в Валенсии Михаэль финиширует в пятерке лучших и добьётся победы в одном из Гран При этого сезона.
Кристиан Хорнер: Удивлён ли я? Нисколько! Если вы вспомните, чем он занимался после завершения карьеры – мотогонки, прыжки с парашютом, то поймёте – Михаэль не может без адреналина. Думаю, это здорово для Формулы 1, уверен – он будет конкурентоспособен и в сорок лет.
Со своей стороны мы испытываем некоторое волнение, ведь Михаэль поможет Ferrari добиться прогресса – в прошлом году я наблюдал за ним на тестах в Барселоне, когда уже через несколько кругов он поехал в отличном темпе. Не удивлюсь, если он выиграет гонку в этом году.
Вопрос: Кристиан, вас действительно беспокоит его возвращение?
Кристиан Хорнер: Я этого не говорил! У нас очень конкурентоспособная машина, и возвращение Михаэля только добавит интриги к великолепному сезону.
Вопрос: Оглядываясь назад, какие моменты сезона вы считаете самыми удачными и неудачными?
Дэвид Култхард: Нельзя игнорировать невероятную серию побед Дженсона Баттона, которые стали глотком свежего воздуха для Формулы 1. Дженсон достаточно зрел и опытен, чтобы выиграть титул.
Кристиан Хорнер: Я отмечу три момента. Первый – победный дубль в Шанхае, где мы доминировали на мокрой трассе. Второй – домашняя победа в Сильверстоуне, и мне не жаль своего сада, который был разгромлен во время праздничной вечеринки. И третий момент – первая победа Марка Уэббера в Германии.
Эдди Джордан: Для меня главным сюрпризом стала непредсказуемость квалификации. Я скептически относился к новому формату, но он себя оправдал. Кроме того, победа Brawn GP в Монако – действительно эмоциональный момент. Ну, и наконец – Льюис Хэмилтон. Мне не понравилось, когда в McLaren уволили Дэйва Райана – он был отличным парнем, и невероятно жаль, что его больше нет в Формуле 1, как и Рона Денниса. Но, справившись с непростой ситуацией, Льюис смог мотивировать команду, которая на прошлой неделе выиграла гонку. Для меня это основной момент первой половины сезона.
Вопрос: Вы считаете, что Льюис подвёл себя, солгав стюардам в Австралии?
Эдди Джордан: Каждый владелец или босс команды даёт указания гонщикам, что говорить, а что – нет, и McLaren – не исключение. Я не хочу его защищать, Льюис допустил ошибку и принёс извинения. Но, я не уверен, что, к примеру, Дэвид Култхард, смог бы пойти против команды в этой ситуации.
Дэвид Култхард: В подобной стадии карьеры я бы тоже попал в ловушку. Эдди прав – вы получаете инструкции от команды, от тех, кто вас окружает. Льюис – молодой парень, который отлично справляется с гоночной машиной, но когда она неконкурентоспособна, вы испытываете разочарование, и здесь самое важное – продолжать работу.
Вопрос: Были любопытные события и вне трассы. Максу и Берни удалось предотвратить угрозу ухода FOTA и раскола чемпионата, хотя Мосли придётся оставить свой пост этой осенью. Мы станем свидетелями конца эпохи?
Дэвид Култхард: Я никогда не понимал всей этой политики, но точно знаю, что это всегда вопрос денег. Я не понимаю, почему Формула 1 так боится ухода автопроизводителей, и с легкостью расстаётся, к примеру, с производителями резины.
Кристиан Хорнер: Пришло время забыть о политике, сосредоточившись на спорте. Очень здорово, что Михаэль Шумахер возвращается в гонки, а подписанный недавно Договор Согласия придаст чемпионату стабильность.
Эдди Джордан: Не могу гарантировать, но уверен – Берни сыграл важную роль в возвращении Михаэля. Экклстоун – отличный стратег. Я бы хотел, чтобы он остался, не могу себе представить, кто бы мог его заменить. У Берни есть свои плюсы и минусы, но я с ним на одной стороне. Кто бы ни был в данную минуту оппонентом Берни, он всегда стоит за интересы спорта и готов платить по счетам. Это два крайне важных качества.
Что касается Макса, то любовь иди ненависть здесь не имеют значения. Мосли проделал невероятную работу, чтобы сделать наш спорт безопаснее. Все видели, в сколь тяжелую аварию попал Фелипе Масса в прошлый уик-энд, а сейчас он уже мечтает о возвращении. Мы должны быть благодарны Мосли за эти усилия.
Вопрос: Вы считаете, что Ferrari и McLaren способны вернуться к борьбе за победу и их борьба повлияет на судьбу титула?
Кристиан Хорнер: Наличие KERS у Ferrari и McLaren делает остальных уязвимыми на первых пятистах метрах дистанции. В Спа, Монце и Сузуке преимущество может быть очень серьёзным, хотя и в Валенсии KERS принесёт эффект. Мы хотели бы иметь на старте «прослойку» из Williams и Renault между нами и ими.
Дэвид Култхард: Я не считаю гонку в Венгрии показательной, эта трасса способствовала реализации сильных сторон McLaren и Ferrari. На других автодромах преимущество Red Bull будет более очевидным, и я не уверен в том, что гонщики McLaren и Ferrari смогут бороться за победы. Скорее в лидирующую группу вернутся Дженсон Баттон и Brawn GP – у них есть всё, чтобы добиться успеха.
Эдди Джордан: Я в этом не уверен. У Brawn GP действительно неплохая машина, и участие в борьбе Хэмилтона, Шумахера и Алонсо может сработать в пользу Дженсона, если Баттон сможет соответствовать скорости машин Red Bull. Очевидно, в командах должны сделать ставку на одного из пилотов, не позволяя им отбирать очки друг у друга.
Вопрос: Эдди, а на кого бы вы поставили в Red Bull?
Эдди Джордан: Сердце говорит – на Марка, голова – на Себастьяна. Он действительно быстр, но я ещё должен увидеть, может ли он сделать большее, чем просто удерживать позицию. Я хочу увидеть обгоны в исполнении Феттеля.
Дэвид Култхард: Нужно оставить гонки гонками, пусть всё идёт так, как идёт – не так важно, кто зарабатывает больше очков, если они опережают Дженсона. Если один побеждает, а другой финиширует вторым, то потеря невелика – лишь два очка. В какой-то момент и эта разница может иметь критическое значение, но пока гонщиков нужно оставить в покое.
Кристиан Хорнер: Мы уже говорили о том, что используем равный подход к гонщикам, они смогут бороться друг с другом на трассе.
Вопрос: С чем связан регресс Brawn GP, причина в недостатке финансирования или в технических проблемах?
Дэвид Култхард: Я не думаю, что дело в деньгах, но было бы интересно услышать мнение Эдди. Скорее это вопрос развития машины. Они начали сезон с большим преимуществом над соперниками, благодаря времени и усилиям, затраченным на новую машину, но не смогли его удержать.
Эдди Джордан: Во-первых, я думаю, что им действительно повезло. Не только с Honda, которая не закрыла команду, выделив ей сто миллионов долларов, не только с Агури Сузуки, который построил эту аэродинамику. Интереснее увидеть, как они будут справляться дальше.
Если в Brawn GP хотят привлечь сильнейших гонщиков и инженеров, им нужно уметь быстро перестраиваться. Росс Браун – без сомнений, настоящая мегазвезда, но сейчас в его команде нет единства, и есть определённый недостаток финансирования. В ситуации, когда ваше преимущество тает с каждой гонкой в результате успехов Red Bull, может возникнуть паника.
Вопрос: Кто, по-вашему, выиграет чемпионат?
Эдди Джордан: Следующая гонка, на уличной трассе в Валенсии, в условиях запрета на тесты, может сыграть критически важную роль. Кто выиграет? Тот, кто наберёт больше очков. Дженсон одержал шесть побед, у него фантастически надежная машина – это важно. Феттель четыре раза не смог финишировать. Вы не можете выиграть чемпионат, если не финишировали в четырёх гонках.
Дэвид Култхард: По поводу очков я согласен с Эдди, но нужно помнить, что Кими смог отыграть подобное отставание за две гонки в 2007-м. Машины Red Bull наверняка будут опережать Баттона в семи финальных гонках, Дженсону важно стабильно добираться до финиша.
Кристиан Хорнер: Мы сократили отставание в Кубке Конструкторов с 40 очков до 15 – это минимальный отрыв после Мельбурна. Нужно довести до конца эту работу.