В паддоке Гран При Сингапура журналисты испанской газеты Marca встретились с руководителем Ferrari Стефано Доменикали, чтобы обсудить самые популярные темы последних недель – переход Кими Райкконена и Джеймса Эллисона в команду из Маранелло, ситуацию в чемпионате и подготовку к следующему сезону.
Вопрос: Первый вопрос напрашивается сам собой. Почему вы расстались с Кими Райкконеном в конце 2009 года, и что привлекло вас в нем сейчас?
Стефано Доменикали: Вы делаете выбор в надежде улучшить ситуацию и повысить уровень выступлений. Мы объявили о контракте сейчас, поскольку не хотели затягивать с принятием решения и надеялись положить конец распространяемым кем-то из наших соперников слухам, которые не соответствовали действительности.
Я хочу сказать, что решение было принято не для того, чтобы навредить Фернандо, а для того, чтобы сделать команду более конкурентоспособной. Алонсо останется ориентиром для нас, мы хотим вместе добиться успеха. Это совершенно ясно, а если многие пытались создать проблемы, значит, соперники начинают волноваться и стараются оказать на нас психологическое давление. Это не так просто, поскольку я не обращаю внимания на то, что говорят остальные. Зная Фернандо и Кими, я не сомневаюсь, что они будут мотивировать друг друга и улучшат ситуацию.
Вопрос: В любом случае, впервые за много лет философия Ferrari изменилась.
Стефано Доменикали: Позвольте спросить, в чем это проявляется?
Вопрос: Президент Ferrari Лука ди Монтедземоло всегда говорил, что идеальный состав пилотов – чемпион мира и молодой гонщик, который ему помогал бы...
Стефано Доменикали: Фелипе не так уж молод.
Вопрос: Да, но когда он пришел в команду…
Стефано Доменикали: Я тоже пришел в Ferrari в молодости.
Вопрос: Ничего не изменилось?
Стефано Доменикали: Абсолютно ничего. Философия Ferrari осталась прежней: мы всегда стараемся получить конкурентоспособных гонщиков, чтобы добиться успеха. Интересы команды – самое важное для нас. Я полностью уверен, что теперь Фернандо станет ещё сильнее.
Вопрос: В команде уже 60 лет не выступали два чемпиона, так что кое-что изменилось…
Стефано Доменикали: Не забывайте, что я считаю Фелипе чемпионом, но, к несчастью, он был им только 30 секунд. Он очень сильный гонщик, но по нескольким причинам ему не удалось добиться желаемых результатов. Мы многому научились у него, ведь он всегда был командным игроком.
Вопрос: Появление Кими в Ferrari как-то отразится на внутренней гармонии в команде?
Стефано Доменикали: Нет-нет. Я думаю, что это вызывает беспокойство у соперников, а это не так плохо.
Вопрос: Радиообмен с командой будет интересным…
Стефано Доменикали: На самом деле, вы слышите только половину радиообмена и не знаете, что происходит. Мы очень много говорим. Но оказывать прессинг – это часть игры. Почему в Абу-Даби все смеялись, когда Кими сказал: «Оставьте меня в покое, я знаю, что делаю», а когда Фернандо сказал то же самое – нет? Существует два способа смотреть на ситуацию, можно все видеть в плохом свете, но я стараюсь концентрироваться на положительных моментах.
Вопрос: Ваши отношения с Фернандо не изменились с первого дня совместной работы?
Стефано Доменикали: Конечно. Я считаю, что он главный помощник команды, и это правда. Я точно знаю, что в нашем проигрыше двух титулов нет вины команды или Фернандо. Мы настроены вместе добиться успеха.
Даже если Фернандо финиширует вторым, он остается популярнее, чем тот гонщик, который выигрывает титул, поскольку ясно, что он делает это ради нашей команды. Есть что-то особенное в том, чтобы быть гонщиком Ferrari, и именно поэтому мы хотим и должны вместе добиться успеха.
Вопрос: Последнее время ходило много разговоров о серьезных изменениях в команде во всех областях. Насколько глубоки эти изменения?
Стефано Доменикали: За последние пару лет мы добились прогресса во многих областях, но по-прежнему уступаем в темпе доработки машины. В команде появляются новые люди, меняется методика работы, хотя это ничуть не умаляет достоинств тех, кто работал день и ночь, чтобы добиться прогресса, в частности, в работе с симулятором или в аэродинамической трубе. Сейчас у нас очень сильная структура, которая сыграет решающую роль в будущем.
Вопрос: Расскажите детальнее об этих изменениях?
Стефано Доменикали: Например, новая аэродинамическая труба должна быть готова уже к концу октября. Мы сможем тестировать модели в 60% от натуральной величины – это очень важно, ведь раньше у нас не было такой возможности, и мы за это поплатились. Подобные перемены невозможно произвести за один день, но они будут работать несколько лет. К счастью, сейчас мы находимся на этом пути.
Вопрос: В Монце вы описали произошедшее с Ferrari в июле, как помутнение. Как можно изменить ситуацию и добиться того, чтобы с новой аэродинамической трубой всё сработало?
Стефано Доменикали: Когда вы хотите в чем-то добиться прогресса, надо учитывать множество факторов. Сначала изменились шины – я не хочу останавливаться на этом. Мы за это поплатились. Кроме того, наши наработки не работали. Почему? Всё очень просто: работая с машиной, найти оптимальный баланс крайне сложно, и сложно объяснить, почему результаты тестов в аэродинамической трубе не проявлялись на трассе. С другой стороны, с этим сталкиваются все.
До июля мы были конкурентоспособны в гонке и неплохо выглядели в квалификации, хотя не были лучшими. После изменения шин мы не смогли это сохранить. Июльские гонки складывались для нас неудачно, мы потеряли много очков. Мы добились прогресса в Спа и Монце, но мне кажется, что Red Bull Racing останется сильным соперником.
Вопрос: Сложности возникли только в июле?
Стефано Доменикали: Да. Сложность Формулы 1 в том, что необходимо учитывать все параметры. Но мы продолжаем борьбу за титул и должны быть готовы воспользоваться любым шансом отыграть очки.
Вопрос: Теперь вам нужно чудо или отсутствие очков у Себастьяна?
Стефано Доменикали: Конечно, нам необходимо, чтобы он не зарабатывал очков, но нельзя забывать, что в прошлом году Алонсо тоже опережал соперников примерно на 50 очков. Мы думали: «Хорошо, надо сохранять спокойствие, быть осторожными и избегать аварий». Но в его машину дважды врезались соперники, так что мы ничего не смогли сделать. Я знаю, что добиться успеха нелегко, но команда мотивирована и будет бороться до конца.
Вопрос: Если Феттель сойдет с дистанции, то Фернандо всё равно предстоит отыграть много очков. Как это отразится на подготовке к 2014 году?
Стефано Доменикали: Мы максимально выкладываемся, но, конечно, стараемся сохранить необходимый баланс, поскольку проект следующего года крайне сложный. Мы вложили много усилий в работу с новой машиной, а Гран При Сингапура покажет, сможем ли мы полностью переключиться на новую машину, или часть команды продолжит работать над F138. Не забывайте, у нас еще есть кое-какие новинки для двух следующих гонок, но гонка в Сингапуре станет решающей.
Вопрос: Вы пригласили многих специалистов по аэродинамике. Вы считаете, что эта область будет играть решающую роль в следующем году?
Стефано Доменикали: Она сохранит важность, но ключевым фактором окажется надежность двигателя и коробки передач. Я надеюсь, что мы спокойно продолжим работать, пока все спорят, что лучше. Наш приоритет в 2014-м – это надежность в первых гонках, а затем доработка машины.
Вопрос: Всем будет нелегко разобраться во всех этих изменениях...
Стефано Доменикали: Пресса, болельщики… Даже в паддоке много тех, кто не вполне понимает, что следующий сезон станет настоящей лотереей. Кроме того, придется заботиться об экономичности двигателя, ведь нам придется проезжать дистанцию гонки с 100 кг топлива. Ситуация серьезно изменится.
Вопрос: Вы предсказываете лотерею. Можно ли допустить, что некоторые команды отыграют две или три позиции по сравнению с нынешними?
Стефано Доменикали: Нет, я не ожидаю, что какая-нибудь небольшая команда добьется серьезного прогресса, поскольку это очень сложно.
Вопрос: Ни одно ваше интервью не обходится без вопроса о Эдриане Ньюи. Вы снова старались переманить его в команду?
Стефано Доменикали: Я только что встретил его на входе в паддок, и мы вместе прошли через турникеты (смеётся). Эдриан Ньюи – ориентир для всех, но сейчас у нас работает группа специалистов, которым мы доверяем, и я уверен, что они лучше него выполнят свою работу.
Себастьян Феттель в Ferrari в 2016-м? Я уже читал в прошлом году, что многие гонщики присматриваются к Ferrari. Это здорово! Я читал, что даже Марк Уэббер не исключил перехода в нашу команду. Честно говоря, мне нечего сказать – ничего не произошло. Любой может говорить, что хочет – это часть игры, своеобразная особенность этого спорта.