В BMW Sauber завершено расследование происшествия, случившегося в конце июля во время тестов в Хересе, и сегодня в этой связи пресс-служба команды распространила интервью с Маркусом Дюсманном, главой отдела разработки силовых агрегатов и трансмиссии.
Вопрос: Что же все-таки произошло в Хересе?
Маркус Дюсманн: Механика ударило током, когда он дотронулся до рулевого колеса и понтона машины. Между этими точками возникло высокочастотное переменное напряжение, связанное с блоком управления KERS, со спорадической емкостной утечкой из высоковольтной цепи в низковольтную. Это напряжение по 12-вольтовой бортовой цепи дошло до рулевого колеса и затем через карбоновое шасси вернулось к блоку управления.
Вопрос: Подвергались ли механик и гонщик серьезному риску?
Маркус Дюсманн: Нет, при емкостных утечках могут передаваться лишь небольшие количества энергии. Однако этой энергии достаточно, чтобы вызвать острую болевую реакцию. В случае с гонщиком роль изолятора сыграли комбинезон и перчатки, так что ему ничто не угрожало.
Вопрос: Почему расследование длилось так долго?
Маркус Дюсманн: Сначала мы не могли воспроизвести эффект емкостной утечки, поскольку проблема была вызвана случайной ошибкой в блоке управления KERS. Системы безопасности и телеметрии не зафиксировали эту ошибку, поскольку частота тока была чрезвычайно высока. В отсутствие данных нам пришлось провести системный анализ всех теоретически возможных причин.
Более того, эффект емкостной утечки возникает только при определенных условиях. У нас не было возможности вновь вывести на трассу ту самую машину, которую мы использовали в тот день на тестах в Хересе, так что эти условия нам пришлось реконструировать. А также надо было создать некий манекен, обладающий теми же токопроводящими характеристиками, что свойственны телу человека: этот манекен надо было установить между рулевым колесом и понтоном.
Вопрос: Какие меры применяются сегодня, чтобы решить эту проблему?
Маркус Дюсманн: В дополнение к необходимым оперативным мерам, которые надо было принять сразу, мы провели очень глубокий всесторонний анализ происшедшего. Это позволило выработать рекомендации, которые очень пригодятся в дальнейшем в ходе разработки электрических систем KERS.
В числе принятых мер – изменение конструкции блока управления KERS, что должно предотвратить емкостные утечки. Функции мониторинга состояния бортовых систем теперь распространяются и на высокочастотные токи, а между компонентами шасси предусмотрены токопроводящие соединения, чтобы не возникали электрические потенциалы.
Вопрос: Как вы распорядитесь результатами вашего расследования?
Маркус Дюсманн: Отчет вместе с перечнем принятых мер и рекомендациями по безопасности мы уже передали FIA. На следующем заседании Технической рабочей группы вся эта информация будет доступна и другим командам.
Вопрос: Когда вы планируете провести следующее испытание систем KERS?
Маркус Дюсманн: Мы возобновим тестовую программу, когда в нашу концепцию безопасности будут внесены все необходимые коррективы. Думаем, это произойдет осенью.