В интервью немецкому Auto Motor und Sport Берни Экклстоун говорил о своих впечатлениях от минувшего сезона, общей позиции Mercedes и Ferrari и о новом регламенте…
Вопрос: Что вам понравилось в прошедшем сезоне, а что нет?
Берни Экклстоун: Сначала, что не понравилось. Мне не хватало конкуренции в лидирующей группе. В Mercedes отлично справились со своей работой – с этим нет вопросов, но было бы здорово видеть большую борьбу хотя бы внутри команды – не только Льюиса на поулах и верхней ступеньке подиума, но чтобы и Росберг начал выигрывать раньше, чем в конце сезона. Было бы здорово видеть соперничество с Mercedes со стороны какой-то другой команды. В этом году я знал имя победителя ещё по дороге на автодром и мог бы спокойно ставить деньги на победу Хэмилтона.
Вопрос: В истории Формулы 1 мы часто видели доминирование одной команды, но сейчас болельщики воспринимают это иначе, чем когда побеждали McLaren или Williams?
Берни Экклстоун: Когда в McLaren выиграли 15 гонок из 16, оба гонщика этой команды побеждали, а не только один.
Вопрос: В конце сезона это Росберг проснулся или Хэмилтон сбавил темп?
Берни Экклстоун: Возможно и то, и другое. Я не могу это обсуждать, видя ситуацию только со стороны.
Вопрос: В Red Bull Racing и Toro Rosso в последний момент получили моторы на следующий сезон, а Lotus F1 едва не обанкротилась. Насколько серьёзным был этот кризис?
Берни Экклстоун: Формуле 1 ничего не угрожало. Даже если бы мы потеряли Red Bull и Lotus. Но я рад, что эти команды остались.
Мы поддержали Renault деньгами, чтобы они смогли купить Lotus и предоставить Red Bull свои моторы, хотя немного странно, что такая большая компания нуждается в нашей помощи. Надеюсь, теперь они возьмутся за дело и будут выигрывать гонки и титулы.
Вопрос: В этом году решать возникшие проблемы было сложнее, чем прежде?
Берни Экклстоун: Проблемы всегда были и будут. В этом году главная из них состояла в том, что производители моторов действовали только в собственных интересах. Не было никаких сложностей для Mercedes с тем, чтобы поставлять моторы Red Bull – они подписали контракт на поставку с Marussia, а лучше бы сделали это с Red Bull Racing. Они отказались только потому, что хотели предотвратить то, что мы и предлагаем болельщикам – соревнование.
Вопрос: Но в Ferrari тоже не захотели поставлять моторы Red Bull Racing…
Берни Экклстоун: Насколько я знаю, в Mercedes и Ferrari договорились действовать сообща. Они сейчас, как сиамские близнецы – один ничего не делает без другого. Не знаю, правда ли это, но мне говорили, что в Mercedes оказали техническую помощь Ferrari – с тех пор они в одной лодке.
Вопрос: А почему в Red Bull не получили моторы Honda?
Берни Экклстоун: В Honda были готовы поставлять им моторы, но Рон Деннис возражал. В контракте Honda с FIA и со мной сказано, что в первом сезоне они обязуются поставлять моторы одной команде, во втором – двум, в третьем – трём. Но бумаги были составлены так, что Деннис имел право вето. Он считает, что Red Bull может стать для него серьёзным соперником.
Вопрос: Команды стали слишком влиятельными?
Берни Экклстоун: Команды выступают в Формуле 1 потому, что хотят побеждать. Каждый думает только о своих интересах. Проблема не только в союзе Mercedes и Ferrari. Если мы ставим какой-то вопрос на голосование, то господа Вольфф и Маркионне с этим не соглашаются, а их клиенты, которым они поставляют свои моторы, голосуют так же. Они полностью зависимы.
Моторы стоят так дорого, что у многих клиентов задолженности перед производителями. По этой причине Всемирный Совет дал мне и Жану Тодту мандат на принятие важных решений без согласия команд. Они считают, что мы не можем отдавать Формулу 1 в руки двух команд.
Вопрос: Дни стратегической группы и Комиссии Формулы 1 сочтены?
Берни Экклстоун: Посмотрим, что производители предложат нам в январе. Мы ждём от них нового регламента, более простых и дешевых моторов. И независимый поставщик, вроде Cosworth, мог бы стать решением в этой ситуации.
Вопрос: В 2017-м должны появиться новые машины, а только в 2018-м новые моторы?
Берни Экклстоун: Мы хотим, чтобы новые моторы появились уже в 2017.
Вопрос: Чтобы больше не было доминирования одной команды?
Берни Экклстоун: Формула 1 это переживёт, но как долго нас будут поддерживать болельщики? Поймут ли они, что наш спорт по-прежнему остаётся лучшим? В этом году мы увидели весьма напряженную борьбу в средней группе, но зрители уйдут, если лидер всё время будет только один.
Вопрос: На голосовании Всемирного Совета в Ferrari возражали против наделения вас особыми полномочиями. Они могут использовать право вето?
Берни Экклстоун: Это было голосование, а право вето применимо только в ограниченных случаях. Например, когда Ferrari пришлось бы из-за каких-то поправок перестраивать машину.
Вопрос: Они считают, что выиграли бы в арбитражном суде…
Берни Экклстоун: Если какие-то наши действия не понравятся командам, они могут обратиться в арбитраж, но мы его выиграем, поскольку делаем это не по коммерческим причинам, а чтобы защитить Формулу 1 и предоставить всем возможность бороться в более равных условиях. Сейчас этого нет.
Вопрос: Над новым регламентом на моторы вновь работают инженеры. Не боитесь, что они построят очередного монстра?
Берни Экклстоун: В действующем сейчас регламенте на моторы нет ничего плохого, просто инженеры оказались умнее тех, кто его составлял. Поэтому и появились эти монстры, но больше этого не произойдёт.
Вопрос: Сколько должен стоить новый мотор?
Берни Экклстоун: Команды говорят, что их устроила бы цена в семь миллионов евро – даже за сегодняшние моторы. Проблема в том, что производители хотят окупить свои расходы на разработку за четыре года. Но для кого они инвестировали эти средства? Для себя, чтобы в будущем использовать эти технологии в конструкции дорожных машин и использовать этот факт в своих маркетинговых интересах.
Вопрос: Формуле 1 не нужны гибридные технологии?
Берни Экклстоун: Силовая установка Mercedes – шедевр инженерного искусства, но я не думаю, что такие моторы нужны Формуле 1. Чтобы хорошо продавать наш спорт, мне нужно иметь хорошее шоу, зрители должны видеть интересную борьбу на трассе и не знать заранее, кто выиграет гонку.
Макс Мосли навязал нам эти правила. Он говорил, что компактные и эффективные моторы приведут в Формулу 1 автопроизводителей – такой была его цель, но никто тогда не подумал о возможных последствиях.
Вопрос: Почему не ввести лимитирование бюджетов?
Берни Экклстоун: Мы не должны говорить людям, сколько они могут тратить. Нужно так составить регламент, чтобы не было необходимости тратить много.
Вопрос: В 2017-м Формула 1 перейдёт на более широкие шины, в Pirelli готовы провести тесты, но ни одна из команд не готова предоставить им машину. Это может стать проблемой?
Берни Экклстоун: Мы хотим, чтобы машины стали быстрее и выглядели более агрессивно. Один из путей – переход на более широкие шины. Мы попросили Pirelli разработать такую резину. Это была не их идея. Тесты – предмет договорённости Pirelli с командами. Если они не получат машину, то будут и дальше поставлять прежнюю резину. Мы вполне можем использовать её и в будущем.
Вопрос: Болельщики критикуют Формулу 1 за то, что гонщиков слишком активно контролируют из боксов…
Берни Экклстоун: Мы приняли правила, которые ограничивают этот контроль. Команды больше не могут помогать гонщикам, как прежде, и я обещаю, что мы добьёмся исполнения этих правил.
Вопрос: Не лучше ли просто запретить передачу телеметрии?
Берни Экклстоун: Я не вижу проблем с тем, что в боксах знают о состоянии машины. Главное – не говорить об этом гонщику.
Вопрос: Как вы оцениваете перспективы Гран При Германии после 2016 года?
Берни Экклстоун: Я готов прямо сейчас подписать контракт, если они выполнят наши условия. Я надеялся, что новое руководство Нюрбургринга сможет это сделать, но пока ничего не произошло.
Вопрос: Значит, остаётся только Хоккенхаймринг?
Берни Экклстоун: Я не уверен, что в Хоккенхайме справятся. Сейчас у них очень мягкий контракт, но в будущем им придётся платить столько же, сколько платят другие европейские трассы.
Вопрос: С этапом в Остине тоже есть вопросы…
Берни Экклстоун: Остин – это Америка, а там сложно что-либо прогнозировать.
Вопрос: У них нет денег?
Берни Экклстоун: Они, несомненно, представляли уровень затрат, подписывая с нами контракт. Как и в любом бизнесе, если до принятия решения вы не думаете о том, можете ли себе это позволить, возникают проблемы.
Вопрос: Но скоро вы сможете найти замену, говорят, проект трассы в Калифорнии будет готов уже в 2016-м?
Берни Экклстоун: Нет, ещё слишком рано.