В интервью немецкому Auto Motor und Sport руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольфф говорил о минувшем сезоне, достижениях команды и отношениях между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом…
Вопрос: В прошлом году команда Mercedes была почти непобедимой, а в 2015-м добилась ещё большего...
Тото Вольфф: Команда эволюционирует. Мы научились лучше анализировать ситуации, признаём свои недостатки и эффективно их решаем. В 2014-м результаты превзошли ожидания, а в этом году мы продолжили прогрессировать.
Вопрос: Обычно в условиях стабильного регламента соперники сокращают отставание от лидирующей команды, но в 2015-м этого не произошло. Вас это не удивляет?
Тото Вольфф: Меня удивил прогресс Ferrari – в 2014-м они были далеко позади, а в этом сезоне стали нашими главными соперниками. С другой стороны, меня удивил регресс Red Bull Racing. В первой половине сезона у них возникли проблемы не только с двигателем, но и с шасси, хотя затем команда смогла прибавить. В 2014-м соперники были не настолько конкурентоспособны, как Mercedes, поэтому вполне логично, что в прошедшем сезоне они добились большего прогресса в условиях стабильного регламента, чем мы.
Вопрос: В следующем году Ferrari сможет выйти на уровень Mercedes или у вас достаточно большое преимущество?
Тото Вольфф: Наша философия в том, чтобы скептически воспринимать ситуацию. Во всех областях команда определила цели, которых мы хотим достичь. Они достаточно амбициозные, но мы не можем считать, что соперники плохо справятся со своей работой. И Ferrari – главный кандидат на борьбу с нами за лидерство.
Вопрос: В Mercedes в этом году продемонстрировали все свои возможности? Иногда казалось, что в случае необходимости вы сможете прибавить…
Тото Вольфф: В некоторых гонках не было необходимости атаковать в полную силу, и мы этого не делали, но это скорее исключение, чем правило. В большинстве этапов нам приходилось максимально выкладываться, чтобы одержать победу. В Сингапуре мы увидели, что этого оказалось недостаточно – в Формуле 1 нет никаких гарантий успеха.
Вопрос: В 2014-м вы проигрывали соперникам только тогда, когда у вас возникали технические проблемы, а в 2015-м всё было иначе. Почему Mercedes не удалось победить в Малайзии, Венгрии и Сингапуре?
Тото Вольфф: Мы проиграли просто потому, что выступили недостаточно хорошо, но каждая из этих гонок важна для дальнейшего прогресса, поскольку поражения выявили слабые стороны, которые мы не смогли увидеть в прошлые годы.
Проанализировав произошедшее в Сингапуре, мы нашли новое направление для развития и поняли, что в некоторых аспектах ошибочно подошли к делу. Мы проанализировали собранные данные, чтобы через неделю в Сузуке не допустить повторения этих проблем. С точки зрения обучения проигранные этапы оказались полезными. В следующем году гонка в Сингапуре покажет, смогли ли мы действительно сделать правильные выводы.
Вопрос: Еще одна загадка сезона – прогресс Нико Росберга в финальных гонках. Благодаря чему он прибавил?
Тото Вольфф: На эту тему было много дискуссий. Многое зависит от психологии. Льюис добился цели – выиграл чемпионский титул, и немного успокоился. Он говорит, что это не так, но подсознательно Льюис мог расслабиться. Говоря это, я не преуменьшаю заслуги Нико. В последней гонке он был очень быстр и заслуженно одержал победу. Я считаю, что это хорошо, поскольку у нас есть два пилота, которые начнут следующий сезон на пике формы – это ключ к успеху. Они подталкивают друг друга добиваться большего, стремятся принести успех команде, даже если это и добавляет нам седых волос.
Вопрос: Вам было бы проще, если бы в команде выступали два Хэмилтона или два Росберга?
Тото Вольфф: Если бы у нас было два Хэмилтона, команда бы уже взорвалась. И с двумя Росбергами не было бы легче. У нас хорошее сочетание пилотов. Именно потому, что они такие разные, к ним нужен индивидуальный подход. Это помогает нам становиться лучше.
Вопрос: Вы как-то сказали, что готовы пересмотреть состав пилотов, если противостояние Льюиса и Нико выйдет за разумные рамки. Тем самым вы хотели еще сильнее надавить на своих гонщиков?
Тото Вольфф: Я могу еще раз пояснить свою позицию. Я намеренно сказал то, что сказал. Сражение на трассе важно, в нём и состоит суть Формулы 1. Последнее, чего я хочу, чтобы гонщики перестали бороться.
Наша философия всегда заключалась в том, что пилоты могут сражаться друг с другом, но не должны сталкиваться. Они должны уважать те огромные усилия и финансовые затраты, которые мы несем. Соперничество напарников – это нормально. Оно может быть жестким, но я не хочу, чтобы это соперничество продолжалось за пределами трассы и затрагивало всю команду. Я не хочу оказаться в ситуации, когда команда разделена на два противоборствующих лагеря.
Успех Mercedes – в товариществе и позитиве, нам нравится работать вместе. Эксперты, которые считают иначе, могут поставить себя на наше место. Мы пытаемся руководить двумя первыми номерами, предоставив им равные возможности. Это достаточно сложно.
Вопрос: Иными словами, ваша команда не может позволить своим пилотам бороться в том же ключе, как это делали в свое время Айртон Сенна и Ален Прост?
Тото Вольфф: Я не имею ничего против того, чтобы наши пилоты на пределе боролись друг с другом. Такой была ситуация, когда мы впервые претендовали на чемпионский титул, и команда должна была гарантировать победу в чемпионате. Теперь мы можем действовать более расслабленно. Это видно на примере Льюиса Хэмилтона – мы не ограничиваем его, предоставив достаточно свободы.
Все, что я при этом прошу – минимальное соблюдение интересов команды, которая стоит за этим. И наши пилоты делают то, о чём мы их просим. Я повторю ещё раз – оба пилота идеально нам подходят. Об их противостоянии много говорят, но мало кто задумывается, что это означает на самом деле.
Вопрос: Для команды наибольшую угрозу может представлять ситуация, когда кто-то недоволен своим положением. Что вы можете сделать, чтобы избежать этого?
Тото Вольфф: Каждая успешная команда должна быть готова к переменам. Если вы хотите выигрывать гонки, находясь в положении аутсайдера, нужен один подход, когда вы уже на вершине – другой. Я все время пытаюсь понять, как выстроить работу, чтобы все сотрудники действовали максимально эффективно.
Мы разработали систему, которая позволяет нам видеть, когда необходимы какие-то перемены. Критически важно быть в курсе всего происходящего. Когда у вас работает 1200 человек, это не всегда удается. Если ты потеряешь контакт с кем-то из сотрудников, это может привести к неприязни, с которой уже ничего нельзя сделать.
Всегда есть люди, которым нужен новый вызов, более высокая должность – и из-за этого они переходят в другую команду. В данный момент у нас всех есть стимул, который помогает команде оставаться единой. Надеюсь, со стороны заметно, насколько хорошие отношения у всех в команде. Мы добиваемся результатов, но при этом позволяем себе весело проводить время за пределами трассы. Я довольно часто общаюсь с нашими сотрудниками, и у нас хорошие отношения. Эта внутренняя энергия позволят нам побеждать.
Вопрос: Говорят, что в прошлом году на работу в Ferrari перешли пять мотористов Mercedes, и именно этим объясняются высокие результаты Скудерии. Это правда?
Тото Вольфф: Это глупость.