Когда в Формулу 1 пришли новые хозяева, Берни Экклстоун был вынужден сложить с себя полномочия главы менеджмента чемпионата – в Liberty Media ему предложили согласиться на роль почётного президента. По его словам, он не понимает, что это значит, но, по крайней мере, в 2017 году продолжит бывать на гонках.
Вопрос: На прошлой неделе Флавио Бриаторе преподнёс вам сюрприз, устроив торжество в вашу честь. Но, насколько известно, вы ведь не большой любитель подобных церемоний?
Берни Экклстоун: Нет, мне это не очень нравится, они это знали, поэтому не предупредили заранее. Даже моя жена держала это в секрете до момента, когда мы туда приехали. Но организаторы вечера приложили очень большие старания, и я им за это благодарен. А также благодарен тем, кто туда приехал, ведь некоторые прибыли издалека. Кто-то из Сингапура, кто-то из Бразилии, причём буквально на один день, и уже на следующий день они вернулись домой.
Вопрос: Ваше положение в Формуле 1 теперь называется «почётный президент». Вы готовы с этим согласиться?
Берни Экклстоун: Я не знаю, что это такое. Понятия не имею. Хотелось бы посмотреть какие-то правила, получить какое-то объяснение, что входит в круг моих обязанностей, а что не входит.
Вопрос: Чейз Кэри, новый исполнительный директор Формулы 1, говорил, что вас могут просить оказывать консультационные услуги…
Берни Экклстоун: Единственное, что он просил меня сделать – поскольку он знает, что на этой неделе я улетаю в Бразилию – так это поговорить с президентом страны и постараться убедить вложить какие-то деньги в проведение Гран При, в противном случае есть риск, что мы гонку потеряем. Мне бы не хотелось этого допустить, ведь 45 лет назад я приложил немало усилий, чтобы она появилась в календаре, и это хорошая гонка.
Вопрос: У вас есть какие-то сожаления по поводу того, что вы экспортировали Формулу 1 в такие страны, как Китай, в Россию? Ведь начиная с 80-х вы стремились, чтобы она проникла за Железный занавес…
Берни Экклстоун: Когда я организовал гонку в Венгрии в 1986-м, Железный занавес ещё существовал, и тогда мне фактически пришлось иметь дело с КГБ, но мне очень хотелось выйти за пределы Западной Европы, потому что мир ею не ограничивается, он несколько больше. По-моему, это хорошо, что мы проводим гонки в Сочи, в Баку и в других местах, понимаете? В прошлом году сезон состоял из 21 этапа. Вопрос надо ставить так: если в этих странах готовы платить такие же деньги, как европейцы, будем ли мы проводить там гонки? Ответ однозначно утвердительный. В этих странах довольны контрактами, которые мы заключили, и наши договорённости всех устраивают.
Вопрос: Похоже, новые хозяева чемпионата ожидают, что команды Формулы 1 будут готовы стать деловыми партнёрами, что они согласятся на уравнительный подход к распределению призового фонда. Вы полагаете, в Ferrari с лёгкостью откажутся от своего ежегодного бонуса, который составляет $100 млн. или даже больше?
Берни Экклстоун: Нет. Но давайте разберёмся, откуда вообще взялся этот бонус. Всё просто. Бывшие владельцы чемпионата, фонд CVC, планировали вывести акции Формулы 1 на биржу. Но перед этим мы хотели гарантировать, что команды останутся в чемпионате. Когда мы стали анализировать ситуацию и прикидывать, кто из них действительно будет выступать в Формуле 1 до 2020 года, то большинство команд подтвердили свою готовность подписать такие обязательства.
Но даже несмотря на подписанные договорённости они уже через неделю могли бы уйти из чемпионата, так что ничего по сути не менялось. Для того, чтобы крупные компании действительно взяли на себя долгосрочные обязательства, они должны были получить за это определённое вознаграждение.
Они дали понять, что рассчитывают на это, что было совершенно справедливо. Именно так всё и произошло.
Вопрос: Как вы считаете, Liberty Media будет сложно удержать все команды в чемпионате? Иногда казалось, что у вас тоже были подобные сложности, например, чуть больше года назад Red Bull угрожала уйти из Формулы 1… Смогут ли новые хозяева сохранить состав участников неизменным?
Берни Экклстоун: Недавно мне кто-то сказал, что за все годы существования Формулы 1 из чемпионата вынуждены были уйти более 70 команд – я даже не поверил. Но, видимо, это соответствует действительности. Так что нет ничего вечного, и ничего нельзя гарантировать. Если кто-то сильно обидит Ferrari, эта компания может расстаться с Формулой 1. Также нельзя исключать, что в Mercedes выиграют ещё пару чемпионатов и скажут, что они сделали своё дело и тоже могут уйти.
Вопрос: Вы собираетесь бывать на гонках в этом году?
Берни Экклстоун: Ко мне обратились и пригласили посетить большинство Гран При, так что я должен определиться. Но, вероятно, я приеду как минимум на половину гонок.