Берни Экклстоун на протяжении десятилетий руководил Формулой 1, но в начале 2017-го новые владельцы чемпионата из Liberty Media отправили его в отставку. Берни продолжает следить за ситуацией в чемпионате и общаться с ключевыми людьми, поэтому интервью с ним всегда получаются интересными…
Вопрос: Что изменилось в современной Формуле 1 по сравнению с «вашей»?
Берни Экклстоун: Только люди. Трассы остались прежними, и даже выстроенная нами структура чемпионата не изменилась.
Вопрос: В последнее время говорят, что вы можете вернуться. Это правда?
Берни Экклстоун: Нет, было бы ошибкой возвращаться, даже если бы у меня была такая возможность. Почему я должен возвращаться и пытаться изменить то, что делают в Liberty?
Вопрос: В каком состоянии сейчас Формула 1?
Берни Экклстоун: Рейтинг телевизионных трансляций снизился, так что ситуация непростая.
Вопрос: Её можно исправить?
Берни Экклстоун: Да, если конкуренция обострится. В последние годы ещё до начала сезона было известно, что победит Льюис Хэмилтон. Как можно продать такой продукт? Всем известно, что Формула 1 – это Ferrari, а Ferrari – это Формула 1, поэтому титул Ferrari – лучшее, что может случиться с Формулой 1.
Ferrari должна была победить в прошлом году, но смерть Серджио Маркионне серьезно сказалась. Даже Себастьян Феттель чувствовал себя потерянным, он не был доволен тем, как руководили командой, и совершил ошибки, которые никогда бы не допустил в других условиях.
Вопрос: Что вы думаете о смене руководителя команды?
Берни Экклстоун: Маурицио Арривабене пытался многое изменить, но не все в Ferrari были с ним согласны. Маттиа Бинотто совсем другой, он 25 лет работает в команде, понимает компанию и коллег, быстро принимает решения.
Вопрос: Вы оптимистично оцениваете шансы Ferrari на титул?
Берни Экклстоун: Я надеюсь, что в этом году Ferrari победит вместе с Феттелем. Мне нравится атмосфера в команде и их машина. Хотя фаворитом остается Хэмилтон.
Вопрос: Почему вы так хорошо знаете Себастьяна?
Берни Экклстоун: Мы с ним друзья, часто общаемся. Мы вместе встречали Новый год в Швейцарии.
Вопрос: Каков он за пределами трассы?
Берни Экклстоун: Он очень умный, у него много интересов в разных областях. Он старается не афишировать свою личную жизнь. Как только гонки заканчиваются, он возвращается домой к жене и детям. Себастьян – полная противоположность Льюису. Знаете, что я ему предложил?
Вопрос: Что?
Берни Экклстоун: Показать публике себя настоящего. Себастьяну можно доверять, он «настоящий» человек. Лично я ему доверяю настолько, что готов дать ему подписанный чек с незаполненной суммой.
Вопрос: Что вы думаете о Шарле Леклере?
Берни Экклстоун: Прекрасный гонщик, но интересно, как он проявит себя на самом высоком уровне.
Вопрос: Хэмилтон больше похож на Сенну или Шумахера?
Берни Экклстоун: Он уникальный. Это и хорошо, и плохо для Формулы 1. Хорошо потому, что он как никто другой знает, как популяризировать Формулу 1. Плохо потому, что он отвлекает внимание от Формулы 1 на себя. Другие гонщики тоже должны проснуться и показать свою индивидуальность.
Вопрос: Фернандо Алонсо был яркой личностью…
Берни Экклстоун: Его уход – большая потеря. Возможно, он вернется в 2020-м в Ferrari! (смеется)
Вопрос: Почему McLaren и Williams оказались в кризисе?
Берни Экклстоун: Потому, что ими больше не руководят Рон Деннис и Фрэнк Уильямс. Чтобы вернуться в лидеры, этим командам нужно найти нового Рона и нового Фрэнка.
Вопрос: Что вы думаете о сотрудничестве Red Bull и Honda?
Берни Экклстоун: Я три года назад предложил Red Bull этот союз. Honda по своей природе конкурентоспособная компания – вы только посмотрите на их мотоциклы.
Вопрос: Если бы была такая возможность, что бы вы изменили в Формуле 1?
Берни Экклстоун: Я бы отменил все современные правила – они обходятся в целое состояние и не нужны. Что за чушь со штрафом за замену мотора? Кого волнует экономия топлива? Пусть гоняются.
Меня часто спрашивают, кто был лучшим гонщиком последних тридцати лет. Я называю Алена Проста. Он садился за руль и ехал, хотя у него были очень сильные напарники. Он абстрагировался от внешних факторов. Ален мог выиграть больше, но ему не везло.
Вопрос: Кто еще входит в ваш список лучших гонщиков?
Берни Экклстоун: Кими Райкконен. Годы идут, а он все так же борется в числе лидеров.
Вопрос: Вы продолжаете общаться с Жаном Тодтом?
Берни Экклстоун: Я слышал его недавно.
Вопрос: Почему FIA и Liberty Media работают сообща?
Берни Экклстоун: Жан хорошо сделал свою работу, убедив Liberty, что им нужна FIA для осуществления реформ. Однако Формула 1 может существовать и без FIA – команды и промоутер могут написать собственные правила и организовать чемпионат под другим названием. Лично я не за демократию, нам нужен диктатор, который скажет: «Вот правила». Если ты занимаешься балетом, то знаешь, какую обувь должен надеть.
Вопрос: Как вы оцениваете новый регламент на аэродинамику?
Берни Экклстоун: В одной команде мне сказали: «Мы впустую потратили 15 миллионов».
Вопрос: Mercedes останется в Формуле 1 после 2020 года?
Берни Экклстоун: Я не удивлюсь, если у них больше не будет заводской команды. Независимо от того, продолжит команда пользоваться поддержкой концерна или нет, у нее грамотное руководство, чтобы самостоятельно начать новую главу. Тото и Ники отлично справились.
Вопрос: Как дела у Ники Лауды?
Берни Экклстоун: Он – боец. Он один из тех людей, кто нужен Формуле 1 – он понимает суть гонок.
Вопрос: В чемпионат вернулась Alfa Romeo. Вы помните, как они поставляли моторы вашей команде Brabham?
Берни Экклстоун: Мы хорошо работали. Они не говорили по-английски, мы не понимали по-итальянски, поэтому никогда не ругались. Я рад за Alfa, это я посоветовал Маркионне вернуть бренд в Формулу 1.
Вопрос: Говорят, что вы в такой хорошей форме потому, что никогда не оглядываетесь назад и смотрите только вперед. Это правда?
Берни Экклстоун: Совершенно верно. Вчерашний день – уже история.