В интервью пресс-службе Lotus Racing главный инженер команды Джоди Эддингтон рассказывает о своей карьере в автоспорте и о новой странице в биографии, начавшейся в 2010-м году...
Вопрос: Чем вы занимались до того, как стали главным инженером Lotus Racing?
Джоди Эддингтон: Последние четыре сезона я был гоночным инженером в Force India. В 2008-2009-м работал с машиной Джанкарло Физикеллы, и до этого – с разными гонщиками, в том числе с Саконом Ямамото, Кристианом Альберсом и Маркусом Винкельхоком. До Формулы 1 в компании Prodrive я занимался проектом машины Aston Martin DBR9 GT1, выступавшей в Ле-Мане и серии ALMS. А еще до этого пять лет работал в команде Opel, выступавшей в немецком чемпионате DTM.
Вопрос: Можно ли сравнить Формулу 1 с Ле-Маном? Или здесь нужны совсем другие подходы?
Джоди Эддингтон: Это две очень разные дисциплины. В Ле-Мане на машине ездят три гонщика, сменяя друг друга, и ее необходимо настроить так, чтобы это всех устраивало. Изначально надо искать компромиссы, поскольку у всех троих должна быть возможность показать максимально высокий результат.
Гонки могут проходить монотонно, и при этом вы в разных условиях должны поддерживать работоспособность машины, не теряя времени и сохраняя концентрацию.
Формула 1 требует иного подхода, поскольку гонки здесь короче, и вам не приходится искать так много компромиссов, чтобы добиться оптимальных настроек, поскольку вы работаете только с одним гонщиком. Но это не значит, что ваша задача упрощается.
У гонщиков тоже разный подход: в Ле-Мане и других гонках на выносливость главным фактором является стабильность и способность адаптироваться к меняющимся условиям. В частности, приходится ездить ночью по трассе, которая заметно остыла. В Формуле 1 необходимо работать с максимальным напряжением сил в течение относительно короткого промежутка времени. Впрочем, я уверен, что все гонки по-своему интересны.
Вопрос: Кого из пилотов, с которыми доводилось работать, вы цените выше всего?
Джоди Эддингтон: Трудно сказать. Многое зависит от исторических обстоятельств. Я никогда не работал с Марио Андретти, но, по-моему, он очень многого добился. Интересно, что в свое время он занимался тестами сликов, еще когда велась разработка этих шин, и при этом стал одним из самых успешных гонщиков в истории, выиграв Indy 500. А в 1982-м году, вернувшись в Формулу 1 на одну гонку в составе Ferrari, он выиграл поул-позицию в Монце.
Нельзя забыть достижения Михаэля Шумахера; Льюис Хэмилтон, по-моему, очень яркая личность. Он продолжает бороться до конца, даже если машина подводит, и всем это нравится. Сейчас в Lotus наши опытные гонщики, Ярно Трулли и Хейкки Ковалайнен, оказывают большую помощь новой команде, поскольку у них есть огромный объем технической информации. Инженерам это нравится. Когда работаешь с новичками, ситуация другая, поскольку ничего нельзя принимать на веру.
Вопрос: Гоночный инженер должен уметь анализировать происходящее на трассе. Для этого вы пользуетесь исключительно данными телеметрии?
Джоди Эддингтон: Гоночный инженер, по-моему, должен быть разносторонним человеком. Прежде всего, вам в известной степени пригодятся навыки менеджера, – это понадобится для общения с персоналом команды и с гонщиком. Надо быть чутким и точно понимать, что они тебе говорят. Необходимо выстроить такие отношения с гонщиком, чтобы понимать его с полуслова. Очень важно доверять друг другу.
Если же говорить о телеметрии, то всегда интересно наблюдать, как гонщик интерпретирует эти данные, а затем выезжает на трассу и в итоге улучшает свой результат.
У всех гонщиков есть свои сильные стороны, и свои слабости. Если вы разберетесь в характере гонщика, а он научится понимать вас, то добиться прогресса уже намного проще. В этом есть что-то от черной магии.
Мне доводилось слышать, что у инженеров бывают проблемы с гонщиками, так что, безусловно, на нашу работу влияют и человеческие отношения.
Вопрос: Как вы сработались с Хейкки и Ярно?
Джоди Эддингтон: Оба произвели на меня хорошее впечатление. Хейкки – сильный гонщик, он обеспечивает нас качественной информацией. Они с Трулли применяют очень взвешенный подход к работе, и это очень хорошо. Опыт Ярно нам пригодился еще в ходе зимних тестов, когда мы были недовольны машиной.
Даже тогда он выкладывался полностью, хотя мы прогрессировали медленнее, чем всем хотелось бы.
В общем, это хорошо, что у нас работают такие профессионалы. Оба командные игроки. Они знают, какие задачи стоят перед нами в этом году, и делают все, что в их силах.
Вопрос: Как вы полагаете, чего можно ждать от Lotus на таких трассах, как Спа и Монца?
Джоди Эддингтон: В прошлом году Ярно Трулли был в Спа быстрее всех. Хейкки тоже прекрасно знает, как надо работать на этой трассе, так что все должно быть нормально. Если говорить о задачах, которые стоят перед Lotus Racing, то мы хотим опередить остальные новые команды, и в тоже время сократить отставание от традиционных участников чемпионата.
В Спа на нашей машине появится ряд технических новинок, поэтому постараемся добиться максимально возможного результата.