3 сентября на подмосковной трассе Moscow Raceway состоится вторая четырехчасовая гонка Russian Endurance Challenge (REC) – ожидается, что на старт выйдет более тридцати машин различных гоночных классов. F1news.ru – один из партнеров гонки, и перед этапом мы встретились с её промоутером Игорем Ермилиным.
Вопрос: Российские гонки на выносливость – это новый формат автомобильных соревнований в нашей стране, расскажите о его особенностях...
Игорь Ермилин: Можно сказать, что история автоспорта начиналась именно с гонок на выносливость – длинные автопробеги, целью которых было не столько быстро ехать, сколько довести автомобиль до финиша. Практически это соревнования на выносливость техники. Затем автоспорт развивался, появились кольцевые дисциплины, ралли, различные пробеги и одним из исторически ранних и очень популярных событий стала гонка «24 часа Ле-Мана». В Европе, пожалуй, ни одно другое автоспортивное соревнование до сих пор не может сравниться с ней по посещаемости.
Вопрос: Почему, на Ваш взгляд, в России раньше не было подобных соревнований?
Игорь Ермилин: В конце девяностых – начале двухтысячных были попытки провести многочасовые соревнования на Невском кольце. По инициативе Андрея Артюшина участники кубка Honda Civic в течение нескольких лет проводили шестичасовые гонки. Но вместе с завершением этого чемпионата закончилась и история длинных гонок.
Вообще, организация любого чемпионата – достаточно сложная задача. Помимо решения организационных моментов и материально-финансовых вопросов, здесь очень важно представлять конечную цель и способы её достижения. Кроме того, нужно четко представлять, на кого ориентировано соревнование. У нас сегодня есть РСКГ, есть MaxPower Cars, есть RHHC, соревнования Porsche Club, MX5 Cup, серия Midget, но у каждого организатора свои собственные интересы, которые он, естественно, оберегает. У них нет мотивации объединяться для создания нового соревнования. Но это могут сделать люди, не связанные с этими сериями, опытные организаторы с четким видением конечного результата, у которых есть возможность объединить участников из различных российских гоночных чемпионатов.
Таким организатором и стал АСПАС. У нас опыт проведения более сорока пяти соревнований с 1992 г. Соревнования заметные, пользующиеся популярностью и у гонщиков, и у зрителей, и у СМИ. За это время накоплен огромный опыт работы как со спонсорами, так и различными партнерами. И, думаю, что ключевой момент – это наша давняя вовлеченность в российский автоспорт, которая позволяет на личном уровне быстро договариваться со всеми участниками процесса.
В прошлом году мы пригласили гонщиков из разных категорий, сказав им буквально следующее: «Ребята, всему, что отвечает требованиям безопасности машин с закрытыми колесами и приспособлено для участия в кольцевых гонках – зелёная улица! Приезжайте, будет весело!» И нам буквально за месяц удалось собрать пятнадцать экипажей и сорок четыре пилота, которые поехали в первой гонке REC и получили удовольствие от соревнования. А в этом году для этой гонки люди уже специально покупают автомобили.
Вопрос: В связи с длительностью гонки, какие специфические задачи предстоит решать командам и гонщикам во время соревнования? Есть ли специфические особенности в подготовке техники, дополнительные требования к физической подготовке гонщиков?
Игорь Ермилин: Вообще к гонкам на выносливость нужен особый подход. На передний план выходят стратегия и тактика ведения гонки, но натренированность персонала тоже существенно влияет на результат.
Если говорить о пилотах, то у нас действительно все соревнования сейчас достаточно короткие, большинство из них укладывается в тридцатиминутные заезды. Поэтому физическая форма в гонке на выносливость пройдет определённую проверку. Минимальное время нахождения пилота за рулем ограничено 45 минутами – это чуть больше, чем в остальных соревнованиях на кольце, но, скорее всего, все такую нагрузку выдержат. Максимальное время – 2 часа. Это уже для подготовленных водителей.
Что касается техники, то основная часть машин участников рассчитана на дистанцию 60-70 км. Но людям интересен наш формат, они специально готовят свою технику с учётом увеличения дистанции гонки и даже, как я уже говорил, специально приобретают автомобили.
У механиков тоже прибавится работы, причем она будет очень напряженная в случае поломок автомобиля во время заезда. Но это и определенный вызов, азарт – необходимо быстро исправить возникшую проблему – ведь и от них зависит итоговый результат.
Для стратегов появляется работа – они должны учесть множество факторов, включая скорость каждого пилота в экипаже, уровень подготовки, возможность пилота прогрессировать на дистанции, возможность показывать стабильно высокий результат, кого предпочтительнее выпускать в дождь, кого в сухую погоду, кого в тёмное время суток и так далее. Это дает возможность проявить себя людям с другими навыками, другими знаниями. Расширяет возможность вовлечения в автомобильный спорт аналитиков, интеллектуалов, специалистов в информационных технологиях, программистов.
Вопрос: Почему выбран четырехчасовой формат гонки?
Игорь Ермилин: Если говорить о классике, то это 24-х часовые гонки. Также стандартные форматы – это 12 часов, дистанция 1000 км, и затем 6 часов. Мы решили начать с 4-х часов, чтобы гонка была не слишком дорогой для команд с одной стороны, с другой – чтобы все-таки сохранить интерес для участников.
Исходили из того, что средний экипаж четыре человека, в среднем каждый по часу за рулем. Кроме того, у большей части автомобилей топливные баки изначально рассчитаны приблизительно на час езды. Получается, час отъездил, дозаправка, смена пилота, поехали дальше.
Думаю, со временем мы придем к более стандартным форматам. Очень надеемся, что нам удастся повторить собственный опыт, полученный при организации национальной гоночной серии «АвтоВАЗ», когда событие было такого уровня, что в команды приходили спонсоры и готовы были их поддерживать специально для участия в этой серии.
Если мы эту задачу решим, и команды будут получать поддержку извне, это позволит вывести соревнование на качественно новый уровень. У команд появится стимул инвестировать больше своих средств. Тогда можно будет и удлинять дистанцию гонки, и увеличивать количество самих соревнований, проводить их на различных автодромах, чтобы эти вложения были оправданы.
Вопрос: Заявки на участие в REC принимаются фактически до последнего момента, включая 2 сентября, но можно ли уже сейчас сказать какие автомобили мы увидим на старте?
Игорь Ермилин: Стартовая решетка будет очень разнообразна. У нас будет 5-6 автомобилей, принимающих участие в Moscow Classic Grand Prix, в основном это Жигули, примерно столько же автомобилей из класса “Национальный” чемпионата РСКГ, будет пять экипажей из Mazda MX5 Cup. Кстати, за рулем одной из машин поедет известный российский гонщик Алексей Дудукало.
Будут машины из более старших классов РСКГ, машины, подготовленные по требованиям международных гонок на выносливость – BMW M3 и Audi R8. Российская версия Lotus Super 7, будет несколько машин Porsche GT3, Lamborghini Gallardo GT3 с довольно сильным экипажем в составе Рустема Терегулова, Германа и Карстена Тильке, а также спортпрототипы, включая Fenix, который выиграл гонку в абсолютном зачете в прошлом году.
Вопрос: Финиш гонки планируется в темноте. Насколько известно, автодром Moscow Raceway не оборудован для проведения ночных соревнований. Какие сложности в связи с этим ожидают участников?
Игорь Ермилин: Сложности ровно такие же, как и в Ле-Мане, Спа, на Нюрбургринге – никто специального освещения на трассе не устанавливает, все едут со своими фарами. Участникам нужно самим позаботиться о хорошем освещении – кому необходимо, заменить лампы на более мощные, можно установить дополнительные световые приборы. Заранее позаботиться об эффективном очищении лобового стекла во время гонки.
Кроме того, на самой трассе Moscow Raceway предпринимаются определенные усилия, чтобы стало немного полегче – добавится света в паддоке, на стартовой прямой, в других частях трека. Сервисные дорожки освещены. Ну и, конечно, участие в гонке владельца автодрома и его главного проектировщика способствует решению подобных задач.
Вопрос: Монопольным поставщиком бензина для соревнования стал ELF – бренд компании Total. Почему выбор пал именно на этого производителя?
Игорь Ермилин: Ситуация достаточно простая – в данном случае совпали интересы производителя топлива и организаторов гонки. Total выводит на российский рынок гоночное топливо ELF Race 102. Топливо хорошее, на сегодня, вероятно, это лучшее предложение на российском рынке. Сделано во Франции, привезено специально для этой гонки на очень хороших ценовых условиях.
Много вопросов было от участников, выступающих на классических автомобилях, самый распространенный из которых – не прогорят ли из-за этого топлива клапана? Мы получили официальный ответ от производителя, что топливо никак не повредит моторам, никаких негативных последствий не будет. Наоборот, при правильной настройке автомобили получат существенное увеличение мощности.
Учитывая, что бренды ELF и Total хорошо известны в автоспорте на всех уровнях, включая Формулу 1, переговоры были очень конструктивными и быстрыми. После согласования всех деталей, буквально через месяц топливо уже было доступно в Москве, чтобы участники REC могли настраивать и тестировать свою технику.
Вопрос: В соревновании выступит спортпрототип Fenix, разработанный при Вашем участии и выигравший в прошлом году гонку в абсолютном зачёте. Насколько сложно будет повторить прошлогодний результат, и кого вы видите своими конкурентами в этом году?
Игорь Ермилин: Чтобы бороться в этом году, нам пришлось Fenix дорабатывать – облегчать, дорабатывать аэродинамику, модернизировать двигатель, и благодаря нашему партнеру U-Power, мы установили новую выхлопную систему, которая тоже должна обеспечить прибавку мощности.
Будет сложно. Если говорить о конкурентах в классе, это спорт-прототип Ligier, который также с нами будет претендовать на победу и в абсолютном зачете. Из других классов в первую очередь – это Lamborghini.