Глава технического департамента Team Lotus Майк Гаскойн в интервью малазийскому сайту paultan.org подвел итоги сезона, рассказал о задачах на 2011-й год и прокомментировал сложную ситуацию, сложившуюся вокруг имени команды…
Вопрос: Что вы можете сказать о дебютном сезоне Lotus Racing?
Майк Гаскойн: Начнем с того, что отработали мы неплохо. Допуск к участию в чемпионате был получен очень поздно, и у нас оставалось лишь пять месяцев, чтобы создать команду с нуля: по-моему, беспрецедентный случай для современной Формулы 1.
Думаю, было ясно, что никто из новичков не сможет конкурировать с традиционными командами чемпионата, – это нереально. Поэтому в 2010-м перед нами стояли две задачи. Во-первых, надо было стать лучшей из новых команд, ведь именно они – ваши прямые соперники.
По-моему, мы сразу четко сказали: Lotus Racing станет лучшим дебютантом, начиная с первой гонки, – и добились своего. Чемпионат команда завершила на 10-м месте, была самой надежной из новичков, так что, пожалуй, мы решили все задачи.
Нас несколько расстраивала ситуация с надежностью КПП и гидравлики, но эти проблемы были вне нашего контроля. Однако главные события в 2010-м году происходили не на трассе, а за ее пределами.
Вторая важнейшая задача состояла в том, что необходимо было выстроить команду, поскольку новичками вас считают только в первый год. В 2011-м мы уже будем сложившимся коллективом, нам предстоит бороться с традиционными командами Формулы 1 и зарабатывать очки. Если посмотреть, какие решения мы принимали, – а это смена поставщиков моторов (теперь нашим партнером будет Renault) и КПП (им стала компания Red Bull Technologies), строительство аэродинамической трубы, приглашение лучших специалистов (например, пост технического директора занял Марк Смит), – то становится понятно, что все это очень важно для развития команды в будущем.
Словом, в 2010-м мы сделали большой шаг, но в следующем году нам предстоит решать еще более сложные задачи.
Вопрос: Что вы думаете о выступлениях Ярно Трулли и Хейкки Ковалайнена в минувшем сезоне?
Майк Гаскойн: Думаю, акционеры команды пошли на достаточно смелый шаг, который можно трактовать, как заявление о намерениях: они пригласили двух опытных профессионалов с опытом побед в Формуле 1, а не рента-драйверов. Если вы так поступаете с самого начала, значит, безусловно, собираетесь продолжить эту политику и далее.
Наши гонщики тоже очень смелые люди: они знали, что окажутся в задних рядах стартового поля. Для опытных пилотов это непростая ситуация, но они верили в наш проект, верили Тони Фернандесу, акционерам, нашему техническому коллективу…
Думаю, они отлично поработали, и Lotus Racing всегда занимала 10-е место. Когда была возможность добиться результата, они его добивались. Ярно везло меньше, особенно в конце сезона, но в квалификациях он был очень быстр. Хейкки, по-моему, вновь начал получать удовольствие от гонок после двух трудных сезонов в McLaren, где он был напарником Льюиса Хэмилтона.
У нас очень сбалансированный состав команды, пилоты хорошо ладят, на трассе подгоняют друг друга, так что в следующем году, когда у них будет более быстрая машина, они оправдают все наши инвестиции.
Вопрос: Вы предполагаете, что после 2011-го года состав команды изменится, или планируете оставить обоих гонщиков?
Майк Гаскойн: Стабильность – это всегда хорошо. Но пока рано говорить о 2011-м годе.
Вопрос: Команда собирается приглашать новых тест-пилотов?
Майк Гаскойн: Мы собираемся взаимодействовать с командой Team Air Asia, выступающей в GP2, и, разумеется, хотим, чтобы ее гонщики в перспективе могли перейти в Team Lotus или стать тест-пилотами. Уверен, в будущем вы это увидите.
Вопрос: После того, как команда сменила поставщиков двигателей и коробок передач, каких успехов она добьется в следующем году?
Майк Гаскойн: Думаю, наши цели ясны: мы хотим, чтобы Team Lotus конкурировала с командами, занявшими в чемпионате с 6-го по 9-е места, т.е. Williams, Force India, Toro Rosso, Sauber. Будем к этому стремиться. В Формуле 1 сейчас очень острая конкуренция. В 2010-м мы проигрывали этой группе секунду и намерены сократить отставание. Если нам удастся занять 7-е или 8-е место – это будет фантастический прогресс.
Но с самой первой гонки мы хотим пробиваться во вторую квалификационную сессию. Безусловно, надо оставаться реалистом: за 18 месяцев нельзя создать команду, которая бы боролась с Ferrari, Red Bull, McLaren или Mercedes за победы. На это нужно три-четыре года, но в следующем сезоне мы хотим регулярно зарабатывать очки.
Вопрос: Как вы прокомментируете разногласия с Group Lotus по поводу названия команды?
Майк Гаскойн: Все это вызывает большое сожаление. Тони Фернандес говорил коллективу Team Lotus, что дело не в имени команды, а в людях, которые в ней работают. Смена названия ничего не меняет. Мы создали команду, которую поддерживают болельщики во всем мире.
Я инженер, и с моей точки зрения, цвет и название машины никак не могут повлиять на результаты первых тестов. Однако я горжусь достижениями Lotus Racing, ведь мы вернули это имя в Формулу 1.
У знаменитого бренда славная история, и для меня Lotus ассоциируется с разработкой и созданием гоночных машин, и участием в Гран При. Именно этим исторически занималась Team Lotus, именно это делаем мы.
Вопрос: Group Lotus стала спонсором Renault F1, которая теперь будет называться Lotus Renault GP: что вы об этом думаете?
Майк Гаскойн: Думаю, что болельщикам очень трудно разобраться в ситуации. Лично я не понимаю, ради чего Group Lotus решила пойти на столь серьезные инвестиции, если в случае с нашей командой она и так все получала бесплатно. Но я инженер, и не хочу ввязываться в политику…
Поймите, провести ребрендинг – несложно. В конце февраля мы можем покрасить машину в любой цвет, и она выйдет на старт. Есть лишь небольшая проблема, связанная с тем, что все материалы и оборудование, предназначенные для первых гонок, команда морем отправляет уже в январе. В том числе все плакаты, которые должны висеть в боксах, мебель для гостевой зоны… И подушки на креслах будут зелёные с желтым, все плакаты – зеленые. Если предстоит менять цвета команды, все это надо переделать в ближайшие две недели. Так что у служб маркетинга и логистики будет очень много работы.
Вопрос: Если у команды отберут право на использование названия Lotus, как это скажется на настроениях коллектива?
Майк Гаскойн: Не думаю, что это как-то повлияет. Хотя какая-то досада останется. Люди вложили столько труда и теперь не понимают, почему у команды могут отнять имя. Многие переехали в Норфолк вместе с семьями – именно потому, что хотели участвовать в проекте Lotus.
Если это имя у нас отберут, думаю, будет обидно, но затем появится злость и желание отомстить. В одном можно быть уверенным: никто не собирается опускать руки. Боевой дух команды будет только выше, и мы постараемся как можно скорее опередить всех соперников на трассе.
Вопрос: Если ситуация будет развиваться так, как хочет Group Lotus, и вы не сможете использовать имя Team Lotus, какие могут быть варианты названия?
Майк Гаскойн: За это отвечают акционеры команды и маркетологи. Тони Фернандес лучше всех разбирается в том, что такое ценность бренда. Но коллектив эта ситуация не слишком беспокоит.
Вопрос: Вы говорили, что вскоре у команды появится своя аэродинамическая труба? Когда это произойдет, в следующем году?
Майк Гаскойн: Нет. Говоря «вскоре» я имел в виду 18 месяцев или два года. В настоящий момент идет стадия проектирования.
Если вспомнить пример Red Bull Racing, только что выигравшей свой первый чемпионат, то на это ей потребовалось семь лет. Причем, Red Bull в свое время купила команду Jaguar, которая изначально была Stewart GP. В 2001-м, когда я пришел в Benetton, чтобы вернуть Renault в Формулу 1, это тоже была вполне зрелая команда: сначала мы были в хвосте пелотона, но уже в 2003-м Фернандо Алонсо выиграл Гран При Венгрии, а в 2005-м завоевал чемпионский титул.
Даже команде с прочной репутацией, такой как Renault, выигрывавшей чемпионаты, потребовалось пять лет, чтобы завоевать титул. Надо понимать, что это долгий процесс. Развитие Team Lotus идет сейчас по всем направлениям. Мы становимся все сильнее, и не забывайте, что в Формуле 1 проводится политика сокращения затрат: команды, в которых раньше работало по 600 человек, должны вдвое уменьшить штат. Так что им придется ужаться до нашего размера. У нас есть пятилетний план, и акционеры команды настроены вполне реалистично. Мы неплохо стартовали, но пока сделан только первый шаг.
Вопрос: Какие задачи вы ставите перед гонщиками?
Майк Гаскойн: Конкретных целей не ставим, поскольку это зависит от скорости машины. Самое главное, гонщики не должны допускать ошибок. Их задача – добиться максимальных результатов в квалификациях и стабильно выступать в гонках. Мы не говорим, «вы должны занять такое-то место в квалификации», поскольку это зависит не только от них, а от того, насколько хороша машина. И наша задача – создать максимально быстрое шасси…