Федерико Гастальди не позавидуешь. Прошлогодний сезон Lotus начала с победы Кими Райкконена в Австралии, на протяжении всего чемпионата команда боролась с Mercedes AMG и Ferrari за второе место в Кубке конструкторов, а её пилоты продолжали регулярно подниматься на подиум. В этом сезоне ситуация изменилась кардинально. В прессе не утихают слухи о финансовых проблемах, Lotus позже всех представила свою машину, а инженеры едва ли не до конца весны лечили её от детских болезней. Сейчас на счету команды всего восемь очков, и опережает она лишь Marussia, Sauber и Caterham.
Подобные проблемы – прямое следствие произошедшей реструктуризации. Команду покинули многие, в том числе и Эрик Булье. Должность руководителя команды на себя пришлось взять Жерару Лопесу, но заниматься оперативными делами он просто не в состоянии.
Работавший ранее в должности директора по развитию бизнеса Гастальди был назван заместителем руководителя коллектива в середине марта. Спустя четыре месяца в интервью F1News.Ru Федерико говорил о том, как привыкает к новой для себя роли, о проблемах Формулы 1 и о бизнесе…
Вопрос: Федерико, как вы чувствуете себя в роли руководителя команды?
Федерико Гастальди: Здорово быть частью группы настолько талантливых и целеустремленных людей. В то же время я не могу не отметить, что разочарован тем, что эти люди, работая так напряженно, не получают отдачи в виде результатов. Я знаю, к каким стандартам они привыкли, знаю их ожидания, но пока мы не можем показывать те результаты, на которые мы рассчитываем.
Вопрос: Марко Маттиаччи сказал, что когда ему позвонил Лука ди Монтедземоло и сказал о назначении, он подумал, что это шутка. Для вас новость о назначении была неожиданной?
Федерико Гастальди: У меня было время подумать. Мне предлагали эту должность давно, но я полагал, что на эту роль можно найти кого-то более опытного, более подготовленного и знакомого со спецификой работы человека.
Я работаю в этом спорте на протяжении 25 лет. Но это не делает меня хорошим руководителем команды. Такие люди, как Ален Прост или Жиль де Ферран, наверное, подошли бы на эту роль лучше. В то же время я уже очень долго работаю в этой команде, я знаю её изнутри. Это потрясающая команда. Группа воинов, опытных и отлично подготовленных. Я не сомневался – они своего руководителя не подведут. Это помогло мне принять решение.
Возвращаясь к вашему вопросу: честно говоря, я даже не задумывался о том, насколько неожиданно все произошло. Когда меня спросили в первый раз, я просто попытался подыскать кого-то более подготовленного.
Вопрос: Надо быть фанатом Формулы 1, чтобы работать в этом спорте четверть века?
Федерико Гастальди: В моем случае всё было немного не так. Фанатом спорта я никогда не был. Я начал работать с Benetton в текстильной промышленности, затем был вовлечен в несколько проектов с командой Формулы 1. Потом с моей семьей мы организовывали Гран При Аргентины и несколько других соревнований, в том числе Moto GP. Можно было использовать связи, которые появились за время работы с Берни Экклстоуном и Benetton.
Потом я вернулся в паддок, в команду, когда ее возглавлял Рокко Бенеттон, Джанкарло Физикелла и Алекс Вурц были пилотами. Но у меня всегда было много проектов. Я много времени проводил в Майами, пытаясь организовать гонку и там. Так что, нет. Я не был фанатом. Да, мне повезло встретиться с Хуаном-Мануэлем Фанхио, я хорошо знаю его племянника. Я встречался, когда был молод, с Карлосом Ройтеманом. Я всегда знал, что такое Формула 1, но болельщиком не был.
Вопрос: Тем не менее, за годы, что вы следите за этим спортом, за годы, что вы провели в паддоке, вы видели, как этот спорт менялся. Сейчас многое говорится о том, что шоу должно быть более интересным. Вы согласны?
Федерико Гастальди: Вопрос в том, нужно ли нам улучшить шоу? Я думаю, мы должны думать о новом поколении. Сейчас, если говорить о сфере развлечений, молодому поколению есть из чего выбирать. Мы должны быть конкурентоспособны, более доступны для новой аудитории, по каналам, которые для неё наиболее привычны. Мы должны адаптироваться.
Если говорить как раз о болельщиках: мне кажется, настоящие фанаты, фанаты спорта, Формулы 1 – это фанаты из прошлого. Люди старшего поколения. Это они пристально следили за спортом. Сейчас люди предпочитают следить за шоу. Если оно недостаточно хорошо, они перестают интересоваться.
Вопрос: Как Формула 1 изменилась за четверть века с точки зрения бизнеса?
Федерико Гастальди: Для меня бизнес в Формуле 1 всегда был одним из главных звеньев общей цепи. Но сейчас Формула 1 ориентирована на бизнес ещё сильнее. Даже если говорить о пилотах: раньше у них было больше возможностей самостоятельно доказать, что они достойны места в машине, а сейчас необходимы деньги. Командам нужны средства, чтобы оставаться на плаву. Сейчас Формула 1 – это по большей части бизнес, а не спорт. Мы пытаемся создать больше возможностей для спонсоров, сделать шоу еще более привлекательным для них.
Вопрос: Lotus в последнее время привела много новых компаний в этот спорт…
Федерико Гастальди: Я не хочу сравнивать нас с другими командами, но мне кажется, в этом отношении мы добились в последнее время очень хороших результатов. Мы успешно провели переговоры с Coca-Cola, Microsoft, Unilever, Total, PDVSA, Avanade. Мы проделали огромную работу. Но дело не заканчивается после того, как вы ударили по рукам, поставили подписи. В Формуле 1 всегда необходимо думать, как сделать сотрудничество выгодным для спонсора, как создать ему больше возможностей для развития бизнеса. Это непростая задача. Она требует креативного подхода, напряженной работы, но во главе угла всё равно стоят результаты. Чем лучше у вас результаты, тем проще работать со спонсорами. В этом отношении ничего не изменилось.
Вопрос: Насколько важен для команды был Кими Райкконен? Команда могла использовать его имидж, он приносил результат...
Федерико Гастальди: Конечно, имя Кими – ценный актив для любой команды. Но его результаты – сумма нескольких слагаемых. У нас отличная команда, отличная машина, сильные инженеры и сильная пара гонщиков. Чтобы показывать хорошие результаты, Кими нужна хорошая машина. Плюс, у нас есть Роман. Он продемонстрировал потрясающий рост в прошлом году.
Сейчас у нас также отличная пара пилотов, но есть некоторые проблемы с машиной, с силовой установкой и так далее. Но мы продолжаем напряженно работать и постоянно прибавляем.
Вопрос: Несколько лет назад на машинах команды было немало логотипов российских компаний…
Федерико Гастальди: …и у нас был российский пилот.
Вопрос: Добилась ли команда всего, на что рассчитывала на российском рынке?
Федерико Гастальди: Для нас это был период обучения, становления. В команду пришла новая группа управленцев, у нее появились новые владельцы. И когда появилась возможность выйти на огромный российский рынок, мы не могли ей не воспользоваться. Мы многому научились, и извлекли пользу из сотрудничества. Мы до сих пор очень активны в России. У нас есть спонсор из России, Yota Phone. Мы очень хотим продолжать развиваться в России, привлекать потенциальных спонсоров. Это огромный рынок, у которого огромный потенциал.
Вопрос: Вы бы сказали, что с российскими компаниями необходимо работать иначе, чем с европейскими или североамериканскими?
Федерико Гастальди: Не только каждый рынок, но и каждая конкретная компания обладает своим собственным ДНК. В конечном итоге всё сводится к общению с людьми, с конкретными персонами. Это от них зависит, как управляются их компании, как они предпочитают выстраивать работу. Вы не ждете во время переговоров, что они будут развиваться по какой-то определенной модели. Если отправиться в Северную Америку, подход там будет отличаться от европейского, но в конечном счете все зависит от людей, от их продукта, а не от страны.
Вопрос: В конце вернемся к той теме, с которой начали. Вы можете себе представить, что продолжите руководить командой на протяжении долгого времени, что вам комфортно на этой позиции?
Федерико Гастальди: Честно говоря, руководитель команды во всех смыслах – это Жерар Лопес. Он её владелец и лидер. В конце концов, все ключевые решения принимает Жерар. Как я сказал, я счастлив работать с ним, я рад, что мне доверили эту ответственную должность. Я работаю по принципу, что каждый день – новое испытание, и не заглядываю далеко вперед.