Пилот Lotus F1 ответил на вопросы читателей голландского сайта GPUpdate, рассказав, с кем из гонщиков прошлых лет ему бы хотелось сразиться на трассе, в чем главное отличие Кими Райкконена от Фернандо Алонсо, и что бы он взял с собой на необитаемый остров...
Вопрос: Есть ли гонщик, с которым вы никогда не соперничали на трассе, но рады этому? За рулем какой машины вам хотелось бы выступить в гонках?
Роман Грожан: На самом деле нет такого гонщика. Скорее, есть много пилотов, с которыми мне бы хотелось сразиться на трассе. С кем именно? Со всеми великими чемпионами. Было бы здорово выйти на старт вместе с Хуаном Мануэлем Фанхио, Айртоном Сенной и Аленом Простом. Но есть и много других гонщиков. Например, Джеки Стюарт и Джим Кларк. Все они выступали в разные годы, но было бы здорово собрать их вместе на стартовой решетке.
За рулем какой машины мне хотелось бы выступить? Мне нравятся машины середины 1990-х. Отчасти это связано с тем, что именно тогда я начал смотреть Формулу 1. Это машины из моего детства – вероятно поэтому я хочу попробовать их в деле. Мне нравятся некоторые из них.
Вопрос: Если бы вы оказались на необитаемом острове, что бы взяли с собой?
Роман Грожан: Во-первых, семью. Во-вторых, шоколад, поскольку я его очень люблю. Без шоколада у меня не бывает ни одного дня в году, и я больше предпочитаю темный. Вероятно, я бы не отказался от Интернета, поскольку люблю высокие технологии.
Вопрос: Это правда, что вы могли выступить в McLaren в 2013 году?
Роман Грожан: В то время у меня был контракт с Lotus. В паддоке всегда много слухов, но я все время оставался с Lotus.
Вопрос: Насколько сильно Эрик Булье помог становлению вашей карьеры?
Роман Грожан: Он очень много мне помогал. Мы давно знаем друг друга, и у нас особые отношения. Он давал хорошие советы. Иногда он был прав, иногда ошибался, но в целом мы отлично работали вместе с ним и с командой. Всегда сложно оценить, что он сделал или не сделал, но совершенно точно он мне сильно помог. Вероятно, без его помощи меня бы не было в Формуле 1, так что он сыграл важную роль в моей карьере. Мы до сих пор остаемся очень хорошими друзьями.
Вопрос: Если Toro Rosso станет заводской командой Renault, каковы шансы, что вы перейдёте к ним? Какие у вас сейчас отношения с Renault?
Роман Грожан: Все зависит от того, каких гонщиков они захотят пригласить, но было бы здорово, если бы у Renault вновь появилась заводская команда. Десять лет назад они выиграли чемпионский титул. Я дебютировал в их команде, поэтому было бы здорово вновь сесть за руль их машины.
У меня с Renault хорошие отношения. Они – французы, я их всех знаю, поскольку работал с Renault в 2006-м, 2007-м, 2008-м и в 2009-м, так что у меня с ними тесные контакты.
Вопрос: Каким вы видите будущее Lotus? Прошло почти два года с тех пор, как команда финишировала на подиуме.
Роман Грожан: Действительно, у нас давно не было подиумов, но команда справилась с проблемами, с которыми столкнулась в прошлом и в этом году. Прошлый сезон получился очень сложным, но с тех пор мы добились заметного прогресса. Очевидно, что команда переживает непростые времена, но мы неплохо со всем справляемся и можем построить хорошую машину.
Сколько времени пройдет, прежде чем мы вновь будем бороться за места на подиуме? Сложно сказать. Мне бы хотелось, чтобы это произошло как можно скорее, например, уже в следующей гонке.
Вопрос: Вы поддерживаете дружеские отношения с Максом Ферстаппеном после произошедшего в Монако?
Роман Грожан: Говоря откровенно, у меня никогда не было с ним каких-то обстоятельных бесед. Он – новичок в Формуле 1, поэтому я его знаю не очень хорошо. Произошедшее в Монако – ошибка гонщика. Иногда такое случается. Например, я ошибся в Канаде. Такое бывает, так что все в порядке – для меня это уже в прошлом, нет никаких проблем.
Макс – очень талантливый и быстрый пилот. Он производит отличное впечатление, как и Карлос Сайнс.
Вопрос: Вы можете что-нибудь посоветовать Максу?
Роман Грожан: Нет. Он выступает в Формуле 1. Я по собственному опыту знаю, что многому вы научитесь на своих ошибках.
Вопрос: Как бы вы изменили регламент, чтобы сделать гонки более захватывающими?
Роман Грожан: Сложный вопрос, поскольку не существует волшебных решений. Думаю, в последнее время мы видим достаточно интересные гонки. Сейчас обгонов стало больше, чем когда-либо, так что я не знаю, что ответить.
Правильно ли то, что многие обгоны происходят за счет DRS? Вероятно, это не идеальная ситуация. Сейчас мы гораздо реже обгоняем соперников на позднем торможении, однако DRS помогает делать шоу лучше и способствует перемене позиций на трассе. Полагаю, всегда есть возможность сделать что-то лучше, но и сейчас гонки Формулы 1 достаточно интересные.
Я знаю, что идут разговоры о возвращении дозаправок. Гонщику всегда хочется, чтобы у него была быстрая машина. Чем меньше топлива в баках, тем меньше вес, а значит машина быстрее, так что в этом отношении я за дозаправки. С другой стороны, мы должны оценить, как это повлияет на гонки. Станет ли больше обгонов? Будут ли гонки непредсказуемыми? А что будет с расходами? О многом нужно подумать.
Вопрос: Вашими напарниками в разное время были чемпионы мира – Фернандо Алонсо и Кими Райкконен. Вы многому у них научились?
Роман Грожан: Достаточно многому. Я был их напарником во время разных стадий своей карьеры и многое узнал об их подходе к работе в дни гоночного уик-энда, о том, как они готовятся к Гран При, как настраивают машину и так далее. Они очень разные люди, но, в конечном итоге, они делают одну и ту же работу. У них разный подход к делу, но при этом оба достигли своей цели. Я многому у них научился, хотя, как я уже говорил, я работал с ними на разных стадиях своей карьеры.
Вопрос: Какое главное отличие между Кими и Фернандо?
Роман Грожан: Один разговаривает, второй – нет. Для меня это самое большое отличие!
Вопрос: Где вы видите себя через четыре года?
Роман Грожан: Надеюсь, в ранге чемпиона мира я буду пилотировать машину, способную побеждать в гонках. Я не знаю, будет ли это Lotus. Я хочу пилотировать машину, которая позволит мне выигрывать гонки и бороться за титул. Есть ли команда, за которую я хотел бы выступать в будущем? У гонщиков всегда есть команда-мечта, но я хотел бы сохранить свою в тайне.