Роман Грожан – не впервые в Москве и не впервые принимает участие в Гонке Звёзд «За рулём», но вряд ли можно было ожидать, что в очном поединке он с явным преимуществом одолеет Тимура Тимерзянова, двукратного чемпиона Европы по ралли-кроссу. В эксклюзивном интервью F1News.Ru пилот Lotus прокомментировал промежуточные итоги тестов в Бахрейне, рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются команды и гонщики в 2014 году, но начался разговор с его московских впечатлений…
Вопрос: Вас приглашали принять участие в ледовых гонках, но из-за непривычно теплой погоды ситуация несколько странная, согласитесь?
Роман Грожан: Нет-нет, по-моему, ничего странного! С погодой ничего поделать нельзя, и хотя ожидания, что будет холодно, не сбылись, мне кажется, организаторы хорошо поработали, готовя трассу. Могу сказать, что там очень скользко, несколько раз я слегка задевал отбойники, но получил большое удовольствие! Я рад, что вновь приехал в Москву, и готов принимать участие в этой гонке в будущем. Но в целом обстановка на трассе сложная.
Всё это несколько напоминает французские зимние гонки Trophée Andros: сначала ты стартуешь на льду, потом едешь по грязи, но я люблю ездить, когда скользко, а сегодня как раз такой случай!
Вопрос: Вчера Ник Честер, технический директор Lotus F1, сказал, что ваша команда, возможно, находится в лучшем положении по сравнению с другими клиентами Renault Sport. Вы готовы согласиться с его оценкой, несмотря на то, что на тестах вам удалось проехать совсем немного кругов?
Роман Грожан: Я могу лишь надеяться, что он прав! В последние два дня меня уже не было в Бахрейне, но действительно хочется верить, что Lotus – лучшая из команд, использующих моторы Renault. В Renault Sport напряжённо работают, чтобы преодолеть ряд проблем, но свои сложности есть и у нашей команды. Впрочем, это нормальная ситуация в условиях перехода на новый технический регламент. Возможно, я лучше разберусь в ситуации, когда буду работать на тестах в Бахрейне на следующей неделе. Безусловно, первая гонка сезона обещает быть эпичной, поскольку мы пока не знаем, что будет с надёжностью, с расходом топлива – непонятно, доедем мы до финиша или нет. Так что будет интересно.
Вопрос: Можете более детально рассказать о своих первых ощущениях от пилотирования E22?
Роман Грожан: Мне показалось, что есть два главных отличия по сравнению с прошлыми сезонами: звук двигателя стал намного тише, а коробка передач теперь восьмиступенчатая, поэтому на прямых приходится больше переключаться, чем раньше. Если говорить об управлении машиной, то нужно осваивать много нового: адаптироваться к турбомотору, к сложной системе ERS и так далее. Со всем этим надо разобраться и сложить воедино. Но в основном всё осталось по-прежнему.
Вопрос: Вы уже упомянули о проблемах, с которыми столкнулись команды-клиенты Renault. А что можно сказать о ситуации конкретно в Lotus? В каком направлении вы сейчас работаете, и какое впечатление произвела на вас новая силовая установка, которую отличает высокий крутящий момент?
Роман Грожан: Да, крутящий момент действительно впечатляет, он теперь намного больше, так что энерговооружённость машины стала выше. Результаты, показанные гонщиками других команд в Бахрейне, приближались к времени прошлогоднего поула, и это многообещающее начало. Да, у нас есть определённые трудности, но у меня об этом пока недостаточно информации, ведь я проехал совсем немного кругов. Могу лишь сказать, что когда возникает неполадка, мы стараемся её ликвидировать, но в следующий раз выявляется какая-то новая проблема. В последний день тестов нам удалось проехать 60 кругов, машина работала неплохо, а это говорит о том, что мы движемся в правильном направлении.
Вопрос: Может быть, у вас были доверительные беседы с мотористами Renault? Наверняка вы от них что-то знаете о ситуации, ведь вы французский гонщик…
Роман Грожан: (улыбается) Да, но это была информация, предназначенная для меня лично, и я не буду ей делиться.
Вопрос: У команды в этом году новое руководство, ушли некоторые сильные инженеры – вероятно, всё это только усложняет ситуацию?
Роман Грожан: Нет, не думаю. Хотя согласен, зимой произошло много изменений, но с другой стороны, все считают, что эти перемены – к лучшему. Команда стабильно работает, сотрудники довольны, возможно, нам удалось построить хорошую машину – судя по результатам исследований в аэродинамической трубе.
Возможно, в ближайшем будущем нам потребуется новый руководитель команды, который заменил бы Эрика Булье, но, по-моему, в Энстоуне осталось немало хороших специалистов, они работают с полным напряжением сил. Мы посмотрим, как в течение года будет идти модернизация E22, и тогда станет ясно, мы утратили какой-то потенциал или нет.
Вопрос: Но кто сейчас фактически руководит командой? Жерар Лопес?
Роман Грожан: Да, он ведь владелец команды, так что он давно ей руководит, вместе с фондом Genii. У нас новый исполнительный директор, Мэтью Картер, и теперь нужен ещё один человек. Так что проблем нет, несмотря на новую ситуацию, мы приступили к тестам и стараемся наладить нормальную работу.
Вопрос: Что в этой ситуации можно сказать о стратегии команды в финальной серии тестов и в первых гонках сезона?
Роман Грожан: Она действительно сильно отличается от прошлогодней, поскольку надо усвоить много нового, и, к тому же, мы отстаём от нашего графика. Список задач, требующих решения, довольно длинный, но, тем не менее, мы должны сосредоточиться на главном.
Если под конец финальной серии тестов в Бахрейне нам удастся добиться высокой надёжности силовой установки и управляемости машины в целом, тогда мы будем вполне довольны. Тогда можно будет двигаться вперед и с уверенностью лететь в Мельбурн.
Вопрос: Сейчас много разговоров о новых подходах к экономии топлива. Есть опасения, что у вас не будет возможности атаковать так агрессивно, как раньше. Как вы готовитесь к этому?
Роман Грожан: Пока у нас об этом недостаточно информации, за исключением расчётов, которые мы делали на основе собственных представлений. Ситуация будет сложной, по ходу гонки придётся держать в голове множество факторов – надо будет думать о стратегии экономии топлива, стратегии использования энергии, обо всех подобных вещах. И хорошо, что не поменялась группа специалистов, с которыми я работаю, потому что мы очень хорошо друг друга понимаем, они смогут обеспечить меня необходимой информацией.
Вопрос: В этом году взаимопонимание между гоночным инженером и гонщиком приобретёт ещё большее значение, чем раньше. Что делается, чтобы этого добиться?
Роман Грожан: Кнопок на руле стало больше, поэтому переговоры с инженером станут более интенсивными. Пока гонщику сложно самому контролировать ситуацию с зарядом батареи, с расходом топлива и всё остальное. Это во-первых. Во-вторых, нужно следить за всеми настройками, влияющими на управляемость машины, за характеристиками торможения, за параметрами двигателя – мои инженеры знают, что мне нравится, что – нет, и могут быстро решать возникающие проблемы.
Вопрос: Айо Комацу, ваш гоночный инженер – толковый специалист, да и с гонщиком ему повезло, так что у вас всё должно получиться…
Роман Грожан: Да-да, я думаю, мы неплохо работаем уже на протяжении двух сезонов и взаимодействуем всё более эффективно, поэтому я рад, что моё ближайшее окружение не изменилось. В условиях перехода на новый регламент ситуация обещает быть интересной.
Вопрос: А что вы можете сказать о вашем напарнике? Пастор Мальдонадо – новый человек для Lotus, у него свои особенности, а в этом году информация, которую предоставляет напарник, будет очень важной. Как он адаптируется к команде, как вы ладите?
Роман Грожан: Пока мы мало общались, лишь несколько раз встречались на базе. Он – хороший парень, мы оба – молодые отцы, поэтому можем говорить о детях (улыбается).
Пастор уже выиграл один Гран При, так что он способен быть очень быстрым – мне это интересно, ведь я могу у него чему-то научиться. Разумеется, нам нужно добиться хорошего взаимопонимания, чтобы предоставлять команде адекватную обратную связь, это важно для модернизации машины. Но у меня к нему не слишком много вопросов…
Вопрос: Из Lotus в McLaren перешёл Эрик Булье, руководивший командой после смены её владельцев. Он сыграл важную роль и в вашей карьере. Кто теперь будет вашим менеджером, что вы можете сказать о своём будущем после 2014 года?
Роман Грожан: Моей карьерой по-прежнему занимается компания Gravity, здесь ничего не меняется, они назначат кого-то, кто возьмёт на себя функцию, которую раньше выполнял Эрик. По-моему, ему представился хороший шанс, он этого, безусловно, заслужил, а что касается моего будущего…
Знаете, ещё даже этот сезон не стартовал, так что, если честно, я пока не знаю, что буду делать и где окажусь. Прежде всего, надо максимально сосредоточиться на текущих задачах и попытаться побороться за победу в чемпионате.
Вопрос: Вы чувствуете, что лучше готовы к новой Формуле 1, чем её ветераны? Вы молодой гонщик, у вас уже есть определённый опыт, но, возможно, вам свойственен более гибкий подход, вам проще адаптироваться ко всем новшествам?
Роман Грожан: Не думаю. Чем больше опыта выступлений в Формуле 1 – тем лучше. Объём тестов ограничен, крайне трудно справиться со всеми новыми задачами. Полагаю, у меня для этого достаточно знаний и опыта, я попытаюсь добиться успеха, но вряд ли гонщики, давно выступающие в Формуле 1, находятся в менее благоприятном положении.
Вопрос: Напоследок о вашем любимом хобби: стали ли вы ближе к своей мечте о собственном ресторане?
Роман Грожан: Хорошая новость в том, что я придумал для него название! (смеётся) Уже есть первые идеи по поводу меню. Но до этого пока ещё далеко, это остаётся мечтой.
Вопрос: И как он будет называться? Или это пока секрет?
Роман Грожан: Секрет! (смеётся) Придётся подождать два-три года, тогда я смогу рассказать вам больше!