Директор Pirelli Motorsport Пол Хембри и тест-пилот Pirelli Лукас ди Грасси ответили на несколько вопросов болельщиков, связанных с шинами…
Вопрос: Почему у гонщиков в этом сезоне возникают проблемы с использованием резины? Почему у них не получается прогреть шины, «включить» их, ввести в нужный температурный диапазон? Почему на разных трассах и даже в разных сессиях это может проявляться по-разному, и недавние лидеры могут оказаться среди аутсайдеров?
Пол Хембри: Вопрос очень сложный. На разных машинах наша резина работает по-разному, но некоторые команды демонстрируют высокую стабильность результатов, и у них нет таких проблем.
Но давайте начнем с самого начала. В этом году шины стали другими, для Soft и Medium мы применяем новые составы, намного более мягкие, чем в прошлом сезоне. В прошлом году только командам, чьи машины развивали высокую прижимную силу, удавалось добиться эффективной работы от резины более жестких составов, а остальные команды были в невыгодном положении.
Новые Medium и Hard стали действительно мягче, и это значит, что на каких-то трассах, например, в Бахрейне, шины работали на пределе своих возможностей. Но у нас всего четыре состава, которые мы используем в течение всего сезона, следовательно, на каких-то трассах нам придется подходить к этому пределу, а где-то резина будет работать в оптимальных режимах.
Команды попросили нас применить такой подход, так что все находятся в равном положении. Но машины в этом году изменились, «выдувные» диффузоры больше не используются, и топ-команды столкнулись с тем, что характеристики управляемости машин стали другими, аэродинамика работает иначе. Возможно, в какой-то мере проблема, которая затронута в вопросе, связана с тем, что не всем удается добиться эффективной работы от своих машин.
Но команды постепенно разбираются с проблемами, начинают понимать, что нужно делать, и вносят изменения в конструкцию шасси.
Проблема «включения» шин представляется для нас несколько странной, и на самом деле она связана не с температурой, т.е. речь идет не о прогреве как таковом. Скорее, надо говорить об их перегреве, возникающем при избыточной пробуксовке резины. Может быть, Лукас ди Грасси, тест-пилот Pirelli, лучше объяснит, с какими сложностями сталкиваются гонщики в этом году?
Лукас ди Грасси: Индивидуальная техника пилотирования заметно влияет и на температуру шин и в целом на их работу. В разных фазах уик-энда используется разная техника пилотирования. Например, в квалификации на быстром круге необходимо атаковать предельно агрессивно, чтобы проехать его с максимально хорошим временем.
Но на длинных сериях кругов надо очень плавно работать газом и рулем; вообще, все надо делать плавно, стараясь по возможности не допускать пробуксовки и скольжений, чтобы шины меньше изнашивались и позволили проехать больше кругов с высокой скоростью.
Вопрос: Какое давление используется в гоночных шинах?
Пол Хембри: Не меньше 15 psi (1,02 атмосферы), но не выше 19 psi (1,29 атмосферы). Это довольно широкий диапазон, но, разумеется, давление намного ниже, чем используется в шинах, установленных на обычных легковых автомобилях.
Вопрос: Будет ли в каких-то предстоящих гонках использоваться тот же подход к выбору резины, что и в Барселоне, где составы шли «через один»?
Пол Хембри: В Испании нужно было поступить именно так, поскольку исторически гонки на этой трассе проходили не слишком интересно. Если честно, раньше, наблюдая за этим Гран При, можно было задремать.
Лукас ди Грасси: Организаторы гонки даже попытались после 2006-го года вносить в конфигурацию кольца некие изменения, надеясь, что это приведет к увеличению числа обгонов, но безуспешно.
Пол Хембри: Но в этом году гонка прошла очень интересно. Похожий подход к выбору составов мы применим в Сильверстоуне, куда мы привезем экспериментальную версию Hard. Лукас недавно испытывал эти шины, и мы хотим добиться, чтобы их рабочий диапазон был несколько шире, чтобы облегчить командам задачу. Кроме того, они позволят добиться более высоких скоростей.
Если этот опыт окажется успешным и шины командам понравятся, мы будем использовать их и в дальнейшем. Но это будет единственное изменение, которое мы собираемся вводить в ходе сезона.
Вопрос: Что бы вы изменили в чемпионате в следующем году, если бы у вас была такая возможность?
Пол Хембри: По-моему, в сегодняшней Формуле 1 немало хорошего. Формат квалификации оптимальный, гонки в этом году проходят очень интересно, телевизионные рейтинги растут – значит, публике все это нравится. Так что я не стал бы проводить какие-то масштабные реформы.
Вопрос: Собирается ли Pirelli или FIA что-то предпринять, чтобы прекратить практику, когда гонщик предпочитает пропустить финал квалификации ради того, чтобы сберечь лишний комплект резины?
Пол Хембри: Разумеется, мы не можем принимать такое решение в одиночку. Это зависит от команд и от организаторов чемпионата. Сегодня есть два разных мнения. Одни считают, что выезжать на трассу в финале квалификации или не выезжать – это чисто технический или тактический вопрос, а публике все равно интересны только первые пять или шесть машин.
Другие полагают, что когда кто-то сознательно не участвует в финале, он нас обманывает: раз мы пришли смотреть квалификацию, значит, ездить должны все.
Нам ближе второе мнение, ведь люди считают, что это мы виноваты в том, что гонщики не принимают участие в третьей части квалификации. Но мы сделаем то, что нас попросят сделать. Если мы должны будем предложить решение этой проблемы, мы его предложим. Но это может произойти только в следующем году, поскольку вносить такого рода изменения посреди сезона было бы неправильно.