В последние годы резина Pirelli играет огромную роль в интриге чемпионата, а в этом году изменение конструкции шин по ходу сезона повлияло на конкурентоспособность команд, результаты и сумму призовых по итогам сезона. Сначала итальянских шинников хвалили за то, что они вернули в Формулу 1 элемент непредсказуемости, потом этот фактор стал слишком навязчивым, но в Pirelli не согласны с критикой.
В интервью официальному сайту чемпионата руководитель Pirelli Motorsport Пол Хембри вновь повторил прежний аргумент – шины у всех одинаковые, но кто-то же выигрывает гонки…
Вопрос: Пол, кажется, всегда есть кто-то, кто недоволен шинами. Как вы на это реагируете?
Пол Хембри: Это даже забавно, не так ли? В таком случае я возвращаюсь к основам и говорю, что шины у всех одинаковые, и к ним нужно уметь адаптироваться. Пусть критикам что-то не нравится, но в воскресенье кто-то одерживает победу на точно таких же шинах. У всех машин разных команд только один одинаковый элемент – резина.
Вопрос: А если кто-то выступает плохо – это их проблема…
Пол Хембри: Это их работа. Так было с первого дня.
Вопрос: Почему у разных команд те же шины способны проехать большую дистанцию, реализовав иную стратегию – как Force India в Абу-Даби?
Пол Хембри: Это было одним из условий, которые перед нами поставили – повысить значимость стратегии в гонках. На этот фактор влияет конструкция машин, особенности работы с резиной, действия гонщиков. Порой мы видим, как гонщики одной команды находят разные варианты решения одной задачи.
Вопрос: Вы поставляете командам одинаковую резину, и если им не удаётся реализовать эффективную стратегию, вы говорите: «Жаль, парни, но это ваша ошибка?»
Пол Хембри: У команд множество специалистов по стратегии, которые по ходу уик-энда работают на трассе и на базе. Они пытаются учесть любую неожиданность – выезд автомобиля безопасности, дождь – целый ряд факторов.
Вопрос: Значит, если вы умны и разработали хорошую стратегию, то будете впереди?
Пол Хембри: По крайней мере, после гонки вы будете выглядеть умным! (смеётся) Мы тоже перед гонкой анализируем варианты стратегии. Это удивительно, но порой между стратегиями двух и трёх пит-стопов разница может составлять всего несколько секунд. Кажется, что две-три секунды не имеют значения, но вместе с другими факторами – выездом автомобиля безопасности, трафиком и авариями, эффект может быть очень серьёзным. Нужно учитывать большое число факторов.
Вопрос: Многие считают, что в этом году шины Pirelli решили судьбу чемпионата, хотя Red Bull Racing лидировала и до, и после изменения конструкции шин. Как вы это можете объяснить?
Пол Хембри: Никто не знает точный ответ. Да, Red Bull лидировала и до того, как мы изменили конструкцию шин – они всегда были быстры в квалификации, но порой сталкивались с определёнными сложностями в гонке. В Mercedes отлично проводили квалификации, но в воскресенье у них возникали проблемы, а машины Lotus были более конкурентоспособны как раз в гонке. Есть множество переменных, которые совершенно не изменились, и здесь мне больше нечего добавить.
Когда после летнего перерыва в Red Bull Racing доработали машину и добились прогресса в работе с резиной, почти не было сомнений в том, что они выиграют чемпионат. Эта команда всегда отлично справлялась со своей работой во второй половине сезона – так было и в этом году.
Люди часто забывают прошлые сезоны, но вспомните – Red Bull Racing доминирует последние четыре года, особенно во второй половине сезона – это началось ещё до нашего возвращения в чемпионат. Они всегда невероятно здорово прогрессировали. Нужно воздать им должное за ту фантастическую работу, которую они проделали с Феттелем.
Вопрос: Какая команда больше всех пострадала от изменения конструкции шин по ходу сезона?
Пол Хембри: Об этом сложно судить, поскольку мы не знаем, какого прогресса они добились в работе с машиной. Мы можем только предполагать.
Вопрос: Но у вас должны быть данные…
Пол Хембри: Возможно, Force India – для них вторая половина сезона складывается наиболее непросто. Некоторые называют Ferrari, но после изменения конструкции шин они завоевали второе место в Монце.
Вопрос: Сезон 2013 года почти завершен. Что вы можете сказать о 2014-м?
Пол Хембри: Для нас это будет шаг в неизвестное. Как и все, мы хотели бы знать, как новые машины будут вести себя на трассе. Пока мы знаем, что возрастёт крутящий момент двигателя – это может вызывать пробуксовку, но команды способны контролировать ситуацию, корректируя картографию двигателя.
Мы знаем, что должны повысить механическую прочность шин, но не можем дойти до крайности, когда они перестанут обеспечивать сцепление с асфальтом. Здесь нужен тонкий баланс.
Большая часть заключительной стадии работы будет завершена в конце тестов в Бахрейне – перед отправкой в Мельбурн мы сделаем окончательный выбор составов, что очень непросто. Составов будет четыре, но они должны подходить к двадцати разным трассам. Вспомните, к примеру, две последние гонки – в Индии у многих возникли проблемы с Soft, а в Абу-Даби их не было.
Вопрос: Вы получаете недостаточно информации от команд? Новые машины дебютируют на трассе в конце января – для вас это слишком поздно?
Пол Хембри: Очевидно, что прогресс машин по ходу первого сезона по новому регламенту будет очень серьёзным. На данном этапе команды неохотно делятся информацией о новых машинах, ведь конкуренция очень высока и они не хотят рисковать. Мы используем самый худший для себя сценарий и работаем, исходя из него. Нам придётся действовать более консервативно.
Вопрос: И каков этот худший сценарий?
Пол Хембри: Это только фраза! Я говорю о максимальных значениях скорости, боковых и линейных нагрузок, аэродинамической прижимной силы. Нужно собрать воедино данные от всех команд, создав виртуальную несуществующую машину – худшую для нас по набору характеристик, которые мы рассматриваем.
При столь серьёзных переменах в регламенте команды будут постепенно учиться работать с новыми машинами, добиваться от них большего, поэтому мы попросим их поставлять нам информацию и по ходу сезона. Это очень важно, чтобы не повторить ошибок этого года.
Вопрос: На этот раз две серии тестов пройдут при более теплой погоде – вам это поможет?
Пол Хембри: Конечно. Кроме того, этого очень хотели команды, особенно из-за электрической части силовой установки. Для нас тесты при жаркой погоде на абразивном асфальте в Бахрейне гораздо более информативны по сравнению с зимними тестами в Барселоне, где в прошлые годы температура колебалась в районе +10. Тогда мы понимали истинную ситуацию только через несколько месяцев, когда приезжали на Гран При в Китай или Бахрейн. Сейчас такая информация будет у нас за месяц до начала сезона. Мы всегда поддерживали идею переноса тестов.
Вопрос: Какие главные изменения в шинах мы увидим в 2014-м?
Пол Хембри: Их множество. Появятся новые материалы, изменится разница между составами. Форма и профиль шин будут ближе к тем, что мы используем в конце этого сезона, чем к тем, что были в начале.
Вопрос: Как сделать так, чтобы в следующем году все были довольны?
Пол Хембри: Думаю, это невозможно. Впереди очень интересный сезон, встреча с новыми технологиями – мы ждём его с таким же нетерпением, как и все остальные.