В обстоятельном интервью руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер рассказывает об отношении к новому Соглашению об ограничении ресурсов, к новому Договору Согласия и техническому регламенту на двигатели, который вступает в силу в 2014-м году.
Вопрос: Какую позицию занимает ваша команда по отношению к Соглашению об ограничении ресурсов, и участвует ли она в дискуссиях, которые идут в настоящее время?
Кристиан Хорнер: В основном оно касается общего оборота наших компаний, идет ли речь о Red Bull Technology или Red Bull Racing, которая участвует в чемпионате мира. Мы укладываемся в рамки этого соглашения, а Red Bull Technology – это один из деловых партнеров нашей команды.
Вопрос: Но между двумя организациями есть связь, не так ли?
Кристиан Хорнер: Такая связь есть, как есть связь, например, между компанией Dallara, которая производит шасси, и какой-нибудь гоночной командой.
Вопрос: Или между концерном Mercedes и командой Mercedes AMG, которая выступает в чемпионате?
Кристиан Хорнер: Совершенно верно. Если говорить о базовых понятиях, на которых должно основываться Соглашение об ограничении ресурсов, то в него я бы включал общее количество рабочей силы, а также внешние источники, имеющие отношение к конечному результату. В случае с Mercedes, например, практически неограниченные ресурсы привлечены к разработке KERS, двигателя и трансмиссии.
В прошлом году они применяли такой подход к разработке “выдувного” диффузора. Думаю, невозможно как-то разграничить ресурсы McLaren или Mercedes, или любой другой команды, которая базируется в Великобритании.
Вопрос: Согласно отчетам, число сотрудников Red Bull увеличилось на 20 человек: это соответствует действительности?
Кристиан Хорнер: Да, но это связано с ростом наших доходов, в том числе, с ростом доходов от маркетинга. Например, у нас есть два симулятора, которые также используются и другими командами: Caterham и Toro Rosso. Это оправдывает увеличение численности персонала.
Вопрос: Почему в Red Bull столь критично воспринимают Соглашение об ограничении ресурсов?
Кристиан Хорнер: Нам представляется, что когда мы говорим о численности персонала, это отвлекает от сути вопроса: в чемпионате участвуют команды, которые одновременно являются и разработчиками шасси, и поставщиками двигателей, и это надо рассматривать в комплексе. Если бы подход был такой, тогда мы бы не возражали против этого соглашения.
Вопрос: Как относится Red Bull к предложениям, которые должны вступить в силу в 2014-м году?
Кристиан Хорнер: Для начала нужно их детально изучить. Очевидно, есть некое предложение, сделанное Берни Экклстоуном, которое охватывает все аспекты экономической деятельности команд, за исключением зарплат гонщиков и работы отделов маркетинга. Это уже можно считать шагом вперед. Проблема с Соглашением об ограничении ресурсов состоит в том, что пока его сторонники подходят к проблеме весьма избирательно.
Например, на заводе Ferrari в Маранелло работает определенное количество сотрудников, и только часть этого персонала входит в команду Формулы 1. Каким образом можно точно разграничить, кто занимается двигателями, кто занят на производстве дорожных спорткаров, а кто отвечает за Формулу 1?
Разумеется, наша организация не столь велика, как Ferrari. И мы хотим добиться, чтобы правила были четкими и прозрачными по отношению ко всем командам.
Вопрос: Может быть, разумнее было бы ввести бюджетное лимитирование, отменив Соглашение об ограничении ресурсов?
Кристиан Хорнер: Лучший способ контроля расходов, по-моему, состоит в том, чтобы разработать технические стандарты в рамках текущей ситуации, которая, по-моему, не так уж плоха. Кстати, у таких команд, как Sauber, Williams и Lotus, появятся возможности для дальнейшего развития. В первую очередь необходимо добиться, чтобы технический регламент оставался стабильным, особенно это относится к шасси. Затраты, связанные с двигателями, в настоящее время находятся в приемлемых рамках. Не в последнюю очередь этого удалось достичь за счет ограничения на тесты.
Вопрос: Расскажите о ситуации с двигателями V6 для 2014 года?
Кристиан Хорнер: В этом вопросе существуют две проблемы. С одной стороны, это очень дорогая технология. Кто понесет эти издержки? Производитель моторов или команды? Я не представляю, как команды смогут справиться с такой финансовой нагрузкой. Так что решающим фактором в этом вопросе окажется цена двигателей, и в первую очередь это будет важно для команд, которые находятся на противоположном конце пит-лейн. Это интересная технология, однако, новые моторы не будут лучше нынешних, и разницу в их стоимости нельзя перекладывать на команды.
Вопрос: Renault выступает за новый регламент, а Red Bull – одна из команд, использующая французские двигатели. Вы не можете договориться друг с другом?
Кристиан Хорнер: Изначально в Renault были в восторге от нового регламента, когда его обсуждение только началось. Многие думали, что новые правила позволят привлечь в Формулу 1 новых производителей, но в итоге все сводится к тому, что из-за высокой стоимости разработки турбомоторы V6 будут поставлять только Ferrari, Renault и Mercedes. Можно понять интерес Renault к новым технологиям, однако, по-моему, эта компания чувствует некоторую нервозность по поводу вопроса издержек. Кроме того, необходимо гарантировать, что мотор не станет решающим фактором в расстановке сил в ведущих командах. Пока такое впечатление, что в 2014-м году успех будет зависеть от того, какой мотор стоит на машине.
Вопрос: Если бы вы выбирали между V6 и V8, то на чем бы остановились?
Кристиан Хорнер: Я бы проголосовал за V8, это точно.
Вопрос: Как к вашему мнению относятся в Renault?
Кристиан Хорнер: В Renault знают наше мнение, но мы уважаем их решение. Иногда интересы могут игнорироваться, но, по-моему, если бы остались двигатели V8, это было бы в общих интересах.
Вопрос: Что произойдет, если команды настоят на сохранении V8, и Renault решит уйти?
Кристиан Хорнер: Тогда у нас, пожалуй, возникнут проблемы. Однако надо вернуться к главному. V8 – надежный мотор, который обходится команде в сумму порядка 10 миллионов евро, и пока мы не можем оценить рост издержек при переходе на новые двигатели.
Вопрос: Тем не менее, Red Bull известно, какие правила должны вступить в силу в 2014-м году?
Кристиан Хорнер: Разумеется.
Вопрос: И как вы оцениваете шансы на то, что в Формуле 1 сохранятся моторы V8?
Кристиан Хорнер: Эти шансы равны нулю. Мы все согласились перейти на новые моторы, можно сказать, нам удалось достичь компромисса, ведь вопрос о 4-цилиндровых двигателях был снят. Проблема в том, что инженеры поддерживают этот переход, который обязательно будет сопряжен с ростом расходов.
Вопрос: И этот переход – требование маркетологов?
Кристиан Хорнер: Да, но, к сожалению, маркетологи и инженеры – не лучший союз, когда речь идет о снижении расходов.
Вопрос: Долгое время Ferrari была своего рода лидером Формулы 1, но сейчас, похоже, эта роль перешла к Red Bull, ведь у вас есть еще и Toro Rosso… Что вы об этом думаете?
Кристиан Хорнер: Я вообще об этом не думаю. Наша главная цель – добиться успеха на трассе. Это неизбежно приводит к тому, что растет напряженность в отношениях с другими командами. Если говорить о Соглашении об ограничении ресурсов, мы полагаем, что в этом вопросе всегда придерживались четкой позиции. А сложности в отношениях с другими участниками чемпионата, возможно, связаны с тем, что мы раньше многих подписали Договор Согласия.
Вопрос: Вы говорите о самом Договоре, или его коммерческих аспектах?
Кристиан Хорнер: О коммерческих аспектах.
Вопрос: Но Red Bull была не единственной командой, которая раньше других подписала Договор…
Кристиан Хорнер: Его также подписали Мартин Уитмарш (McLaren) и Стефано Доменикали (Ferrari). Понимаете, Red Bull Racing – это команда Формулы 1, которая быстро добилась больших успехов, и наша главная задача – остаться на этом уровне…