О переходе Мониши Кальтенборн с поста исполнительного директора Sauber на должность руководителя команды давно и много говорили, новое назначение было лишь вопросом времени. В новой для себя роли первая в истории Формулы 1 женщина-босс команды рассказала о переменах в своей жизни...
Вопрос: Ваше полное имя Мониша Кальтенборн Наранг. Почему вы редко используете вторую часть фамилии?
Мониша Кальтенборн: На самом деле, мне нравится индийское имя. Мое происхождение и родительская семья много значат для меня, поэтому я не хотела отказываться от фамилии Наранг. С другой стороны, надо признать, что в ежедневных деловых операциях использовать двойную фамилию непрактично, именно поэтому я редко называю полное имя.
Вопрос: Что значит для вас Гран При Индии?
Мониша Кальтенборн: Мне приходится разделять профессиональную и личную сферу. С точки зрения спорта и Sauber F1 Team, Гран При Индии – это одна из гонок сезона, к которой мы готовимся не менее тщательно, чем к любой другой, и надеемся добиться максимального результата. С личной точки зрения всё совсем иначе.
Я с особым нетерпением жду этапа в родной стране. Поскольку по работе я должна ездить с командой на все гонки сезона, у меня нет времени на путешествие в Индию. Пока я училась в школе и университете, я регулярно приезжала домой. Мы с мужем отпраздновали свадьбу в Индии – у нас был изумительный и очень веселый ритуал. Я очень привязана к родной стране.
Вопрос: У вас будет возможность навестить семью и друзей по ходу гоночного уик-энда?
Мониша Кальтенборн: В этом году по ходу гоночного уик-энда у меня не будет времени на личные поездки, но я приеду, по меньшей мере, на день раньше, чтобы провести некоторое время в Нью-Дели: я буду присутствовать на многочисленных пресс-конференциях. Я вхожу в комиссию FIA «Женщины в автоспорте», а также буду участвовать в мероприятии программы «Формула 1 в школах».
Вопрос: Какие у вас воспоминания об Индии?
Мониша Кальтенборн: Конечно же, они о прекрасном детстве. Я была единственным ребенком в семье, бабушка с дедушкой меня постоянно баловали. У нас были три замечательных собаки. До восьми лет я ходила в высшую школу для девочек Велхэм, в родном городе Дехрадун. Это один из старейших городов в северной части Индии, он сохранил множество исконных традиций. У меня было много друзей, так что это было очень счастливое время. Однако в 1979 году родители решили эмигрировать, чтобы дать мне более качественное образование.
Вопрос: Почему ваши родители решили переехать в Австрию?
Мониша Кальтенборн: Сначала мы планировали обосноваться в англоговорящей стране. Однако первой остановкой на нашем пути стала Вена: дядя отца работал в агентстве по атомной энергии. Нам там понравилось, поэтому мы решили остаться. Меня сразу же отправили в австрийскую, а не в международную школу, поэтому я очень быстро выучила язык и интегрировалась в общество. После этого я выучилась в Вене на юриста и приняла австрийское гражданство, у которого много достоинств. Конечно, у меня много связей с Австрией – в конце концов, я провела там значительную часть жизни.
Вопрос: Вам удалось сохранить индийскую культуру и менталитет, живя в Европе?
Мониша Кальтенборн: Не думаю, что я когда-либо забуду о своих корнях. В любом случае, мое происхождение легко угадать, просто посмотрев на меня. Кроме того, я считаю, что сохранила спокойствие и открытость, свойственные жителям Индии. Это подразумевает отрешение от негативных эмоций и концентрацию на успешном будущем – эти качества чрезвычайно важны в столь конкурентоспособной среде, как Формула 1.
Мое знание хинди уже не столь глубоко, как мне бы хотелось. Тем не менее, время от времени я стараюсь говорить с детьми на хинди. Моему сыну десять лет, а дочке – семь, мне бы хотелось, чтобы они выучили язык. Всё же из моих родителей учителя лучше, чем из меня.
Вопрос: Насколько важна Формула 1 в Индии?
Мониша Кальтенборн: В сущности, любому спорту сложно обосноваться в Индии, занять свою нишу рядом с крикетом. Но мне кажется, что за год, который прошел с дебютной гонки, интерес к Формуле 1 заметно вырос. По крайней мере, об этом свидетельствует интерес прессы к нашей команде. Индия, с ее мобильной нацией и высокотехнологичным производством, действительно нашла свое место в календаре чемпионата, где заняты столь высококвалифицированные инженеры. Это пригодится и Формуле 1, и Индии.
Вопрос: Что вы думаете о шансах Sauber в Гран При Индии?
Мониша Кальтенборн: Конфигурация трассы многим напоминает корейскую. Здесь есть медленные и быстрые повороты, а также довольно длинная прямая. В следующий уик-энд должно быть теплее, чем в предыдущий, поэтому Pirelli привезет разные по жесткости составы – Soft и Hard, а не SuperSoft и Soft, которые мы использовали в прошлый уик-энд. В итоге команды смогут выбрать оптимальный вариант из широкого диапазона возможных стратегий. Нельзя сказать, что эта трасса идеально нам подходит, но у нас не должно возникнуть особых проблем. Я уверена, в этот уик-энд мы заработаем немало очков.
Вопрос: Близится к концу первая неделя вашей работы в качестве руководителя команды. Насколько важен для вас этот шаг?
Мониша Кальтенборн: Я очень благодарна Петеру Зауберу за оказанное доверие. Я шла к этому шаг за шагом. В 2000 году я возглавила юридический департамент компании, а в 2001-м стала членом Совета Директоров. В 2010 году меня назначили исполнительным директором, а с конца 2011-го я владею третью акций компании.
Вопрос об уходе Петера Заубера от ежедневного ведения бизнеса встал некоторое время назад, так что этот шаг давно готовился. Я прекрасно понимаю, что такое ответственность за компанию, которая существует более сорока лет и уже двадцать лет выступает в Формуле 1.
Вопрос: Вас воспринимают, как руководителя команды?
Мониша Кальтенборн: С точки зрения профессиональной работы, пол не имеет значения. Кроме того, я давно участвую в этом деле и не думаю, что ко мне будут относиться как к женщине, а не как к руководителю. Тем, кто недавно оказался в этом бизнесе, может потребоваться некоторое время на то, чтобы сформировать мнение обо мне, но это быстро наладится.
Вопрос: Как вам удается совмещать работу и заботу о семье?
Мониша Кальтенборн: Обычно у меня не возникает проблем, хотя иногда бывает сложно в организационном и эмоциональном плане. Я считаю, что очень важно привлекать к этому детей. Мы часто созваниваемся в гоночные уик-энды или связываемся по Skype – к счастью, сейчас существует такая возможность. Мой муж Дженс, мои родители и няня стараются компенсировать мои частые отъезды, и им это отлично удается. У меня отличная система поддержки, а дети гордятся моей работой.
Вопрос: Вы довольны достижениями Sauber в этом сезоне?
Мониша Кальтенборн: Пилоты Sauber четыре раза поднимались на подиум, и теперь у нас 116 очков, так что мы, как частная команда, можем гордиться своими достижениями. Конечно, в некоторых гонках не все шло по плану, порой мы теряли важные очки. Всё же, нам удалось создать отличную машину – Sauber C31 конкурентоспособна на всех типах трасс. Некоторые считают нашу машину одной из лучших на стартовой решетке.
Важно сохранить этот уровень выступлений в оставшихся гонках. У нас амбициозные планы – мы хотим закончить сезон на пятой строчке Кубка конструкторов, и я верю в команду, которая работает в Хинвиле, и в тех, кто трудится на трассе по ходу гоночных уик-эндов, а также в наших гонщиков – Камуи Кобаяши и Серхио Переса.
Вопрос: Что вам лично больше всего запомнилось в этом году?
Мониша Кальтенборн: Чтобы ответить на этот вопрос, я должна на один момент забыть о своей объективности, ведь финиш Камуи Кобаяши на третьем месте в Японии был чрезвычайно эмоциональным моментом!