В Великобритании руководитель Sauber Мониша Кальтенборн заявила, что решение проблем, возникших в первой половине сезона, потребует времени, поскольку у команды не так много ресурсов, чтобы сразу начать добиваться успехов. Кроме того, она ожидает непростое начало и следующего чемпионата – с переходом на новые моторы многие клиентские команды окажутся в проигрыше.
Вопрос: Мониша, решение Международного трибунала FIA, касающееся совместных тестов Mercedes и Pirelli, вернуло нас к проблеме пробелов в регламенте, которые команды Формулы 1 максимально используют. Насколько далеко они могут зайти?
Мониша Кальтенборн: Я считаю, что эти тесты противоречили регламенту. Правила равноценны законам, и надо постоянно оценивать соответствие своих действий спортивному и техническому регламенту. При этом, они должны быть прозрачны, чтобы вы четко понимали границу возможностей. Всегда есть те, кто смотрит на вещи с иной точки зрения, поэтому приходится предельно ясно формулировать правила, ведь имея несколько трактовок, вы никогда не достигнете равенства. Мы должны сосредоточиться на создании четких правил.
Вопрос: Возможно, некоторые правила должны быть пересмотрены, а потенциальные пробелы ликвидированы?
Мониша Кальтенборн: Если посмотреть на систему в целом, то некоторые области, разумеется, нуждаются в уточнении, но многие аспекты сформулированы предельно четко. Как я сказала, когда вы что-либо пишете на том или ином языке, это всегда может быть интерпретировано по-разному, поскольку многое зависит от порядка слов. Всегда есть люди, желающие найти альтернативные трактовки, но это тоже часть нашей природы.
Вопрос: На месте Mercedes ваша команда поступила бы так же?
Мониша Кальтенборн: Нет. Мы иначе трактуем правила, поэтому не стали бы проводить подобные тесты. Этот ответ основан на известных нам фактах. Возможно, существует какой-либо неизвестный нам аспект, но судя по тому, что мы прочитали, в данных обстоятельствах и при нашей трактовке регламента мы бы не стали это делать.
Вопрос: Вернемся к Sauber. Почему этот сезон складывается для вас столь неудачно? В прошлом году к этому времени у вас было 60 очков, а сейчас только пять...
Мониша Кальтенборн: Начало сезона получилось неудачным – это совершенно не отвечает нашим ожиданиям. Мы знаем, что это связано с аэродинамическими проблемами в задней части машины. Команда работает над этим и уже разобралась в причинах, но ситуация меняется не так быстро, поскольку Sauber ограничена в ресурсах. Совершенно ясно, что мы разочарованы сезоном.
Вопрос: Вы довольны пилотами по итогам семи гонок?
Мониша Кальтенборн: Если говорить только о гонщиках, то мы ими довольны. У Нико Хюлкенберга больше опыта, чем у Эстебана Гутьерреса, он неплохо выполняет свою работу. Конечно, за рулем более конкурентоспособной машины Нико мог бы добиться большего, так что мы берем на себя ответственность за эту проблему. Мы обязаны предоставить ему машину, соответствующую его таланту.
Эстебан несколько раз демонстрировал свой талант. Ему не хватает стабильности, и мы должны ему помочь. Гутьеррес трезво смотрит на вещи, спокойно относится к тому, что внезапно стал пилотом Формулы 1. Он очень зрелый человек для своего возраста, но переход из статуса тест-пилота к основному гонщику – это очень серьезный шаг. Теперь он испытывает больший прессинг.
Вопрос: Раньше Нико умел блеснуть в ситуациях, когда его машина явно уступала в скорости. Вам не хватает этих моментов?
Мониша Кальтенборн: Думаю, он неплохо себя показал. Если вспомнить прошлую квалификацию, ему не повезло из-за красного флага – Нико не хватило нескольких секунд, чтобы закончить круг. Итак, в Sauber он тоже блистал, но, очевидно, команда должна дать ему более конкурентоспособную технику. Затем он должен регулярно добиваться успеха – тогда мы будем выступать на высоком уровне.
Вопрос: Очевидно, что вы не можете оставить всё как есть, но вместе с тем вы не можете тратить деньги на доработку машины, поскольку в следующем году всё изменится. Где находится золотая середина?
Мониша Кальтенборн: Это самый сложный вопрос. До настоящего момента мы, как и остальные команды, работали над двумя проектами, но еще не решили, когда полностью переключимся на новую машину. Я считаю, что у С32 есть скрытый потенциал и нам ещё рано сдаваться. Конечно, мы понимаем, что следующий сезон будет сложным.
Вопрос: Небольшие команды испытывают затруднения с финансированием, но после вступления в силу нового регламента проблемы с деньгами усилятся. Формула 1 собирается переписать учебники математики?
Мониша Кальтенборн: Я не думаю, что Формула 1 пытается что-либо переписать! Я боюсь, что мы не сумеем среагировать на изменения должным образом. Мы видели на примере некоторых команд, к чему это может привести. Многим нелегко сделать бизнес жизнеспособным. Нельзя концентрироваться только на контроле за расходами, ведь развитие команды может происходить в разных направлениях. Мы верим в идею ограничения бюджетов, поскольку считаем её эффективной. Однако надо учитывать важные аспекты регламента и складывающиеся тенденции. Многие связанные с расходами аспекты могут оказаться под контролем только с помощью четкого плана. Это придаст определенную стабильность и может стать неплохим средством контроля расходов.
Третий элемент заключается в следующем: поскольку все команды получают большую часть доходов от гонок (я включаю в это выплаты от владельца коммерческих прав), мы должны это учитывать и найти способ сохранить уровень финансирования. Формула 1 – это глобальный спорт, а учитывая состояние мировой экономики, сохранить этот уровень будет сложно. В подобной ситуации мы не можем ждать чудес ни от кого, даже от владельца коммерческих прав. Нам надо анализировать все факторы, способствующие сохранению или увеличению уровня доходов, и найти способ собрать всё воедино.
Вопрос: Получат ли в следующем году преимущество те команды, которые самостоятельно разрабатывают шасси и двигатель? Будет ли заметно неравенство с первой гонки сезона?
Мониша Кальтенборн: Такое вполне возможно. Покупая моторы, вы получаете информацию о нем в последнюю минуту и практически не можете ничего изменить. Вы должны выстраивать шасси, опираясь на эти данные. Весьма вероятно, что преимущество получат команды, разрабатывавшие и шасси, и двигатель. Кроме того, важно понять, насколько велика разница между моторами разных автопроизводителей, и какое преимущество в скорости даст вам правильный двигатель.
Вопрос: Какой двигатель будет использовать Sauber в следующем году?
Мониша Кальтенборн: Мы рассчитываем продолжить сотрудничество с нынешним поставщиком моторов.
Вопрос: Sauber всегда удавалось найти выход из ситуации, даже когда перспективы выглядели очень мрачно. Когда и где это произойдет?
Мониша Кальтенборн: Это произойдет. Мне сложно сказать, когда и где, но поворотный момент приближается.