Toro Rosso после окончания первой половины сезона уверенно занимает седьмое место в Кубке конструкторов. "Молодежку" Red Bull будет сложно догнать Lotus, Marussia, Sauber или Caterham, однако и сама команда сильно отстает от тех, что находятся впереди.
Одна из причин, по которой Toro Rosso не удалось добиться большего в первой половине сезона 2014 года, – проблемы с надежностью. На двоих у Жана-Эрика Верня и Даниила Квята девять сходов в одиннадцати гонках. О результатах, работе пилотов и проекте машины следующего года в интервью F1News.Ru говорил технический директор Toro Rosso Джеймс Ки.
Вопрос: Джеймс, начнем с главной темы последних дней. У вас в команде будет 17-летний пилот. Как вам такие новости?
Джеймс Ки: Волнующе! Прежде всего, чувствую себя старым (смеется). По-моему, перспективы отличные. Мы слышали много позитивного о выступлениях Макса Ферстаппена. Все убеждены, что у него есть талант. То, что он переходит в Toro Rosso – это великолепная новость. Похоже, Даниил будет самым опытным нашим пилотом в следующем году, но они оба очень молоды. Иметь двух настолько талантливых гонщиков в одной команде – это и правда заманчивая перспектива.
Вопрос: Франц Тост накануне говорил, что несмотря на молодость у современных пилотов, выступающих сейчас в молодёжных сериях, огромный гоночный опыт. Не кажется ли вам, что новое поколение гонщиков – это люди совершенно другого склада?
Джеймс Ки: Да. Они другие. В чемпионате есть несколько великолепных пилотов, которые выступают здесь на протяжении долгого времени. Они выросли в другой Формуле 1. И есть новое поколение очень молодых парней, которые приходят в чемпионат сейчас, из несколько другой реальности – технологии изменились, молодежные серии изменились, требования тоже. Они другие, да. Но наблюдать за тем, как быстро они адаптируются, очень интересно.
Посмотрите, в этом году выступают несколько действительно молодых гонщиков. Один из них – Даниил. Кроме него ещё есть Кевин Магнуссен и Валттери Боттас. Все они отлично справляются. Это представители нового поколения, которые приходят и сразу показывают, что могут выполнять эту работу не хуже пилотов с огромным опытом за плечами.
Вопрос: Вам когда-нибудь доводилось работать с 17-летними?
Джеймс Ки: Нет. Честно говоря, нет.
Вопрос: Франц сказал также, что команда все еще испытывает проблемы из-за того, что межсезонье было очень сложным. Вы согласны с такой оценкой?
Джеймс Ки: В определенной степени, да. Мы не можем сваливать вину за все те проблемы, что у нас случились по ходу сезона, на зимние тесты. У нас их было слишком много. Но в то же время нельзя не сказать – мы просто не закончили зимнюю программу. Многие проблемы, с которыми мы столкнулись в частности при работе с силовой установкой – это следствие неудачной зимы, а также собственных проблем у наших поставщиков.
Если бы мы проехали столько километров, сколько планировали зимой, вопросов было бы меньше. Мы планировали преодолеть гоночную дистанцию в ходе первых тестов, а в итоге впервые смогли сделать это только в Мельбурне. Так что мы начали сезон, имея большое количество долгов. Мы не смогли банально проверить работу многих элементов подвески, коробки передач, системы охлаждения и так далее…
Вопрос: Это то, что команды обычно делают зимой...
Джеймс Ки: Это то, что команды обычно делают во время первых же тестов. Это базовые параметры. Мы не смогли сделать этого нормально и почти всегда догоняли. И это касается не только надежности, но и скорости в том числе. До начала сезона, например, мы не имели возможности нормально оценить шины, поработать с ними. Так что мы все время были на шаг позади.
Вопрос: Со стороны складывается впечатление, что темп STR9 в гонках не так высок, как в квалификациях. В чем причина?
Джеймс Ки: Я бы не утверждал так уверено. В отдельных случаях – да, я согласен с оценкой. Но были гонки, когда показать результат в воскресенье мешали другие факторы. Мы набрали 17 очков в основном потому, что наши машины не смогли добраться до финиша во многих гонках. Зачастую обе машины попадают в финал квалификации, но мы не видим, как процесс мог бы завершиться, если бы в воскресенье ничего не ломалось.
Я не могу выделить какую-то одну проблему. Случалось много всего, в том числе нам не везло. Но если бы мы чаще добирались до финиша, я не думаю что кто-то говорил бы о том, что гоночный темп не соответствует квалификационному.
Есть еще одна причина. Было несколько гонок, когда на результат напрямую влияло то, что наши пилоты застревали за более медленными машинами, но с моторами Mercedes. Когда вы преследуете их, обогнать очень сложно. Сильверстоун – яркий пример. Оба пилота были быстры, но оба провели долгое время за машинами с моторами Mercedes и просто не имели возможности для обгона. В итоге они финишировали девятым и десятым вместо того, чтобы занять шестое и седьмое место. Гонки часто складывались для нас неудачно, и, возможно, такое ощущение возникает именно поэтому.
Вопрос: Какова ситуация с двигателями? Даниил использовал уже пять отведенных на сезон. Что ждет его дальше?
Джеймс Ки: Шестой двигатель (смеется).
Вопрос: Когда?
Джеймс Ки: Пока мы не знаем точно. Надо принять стратегическое решение. Есть несколько факторов. Не хочется делать это на тех трассах, где вы чувствуете, что сможете побороться за большие очки. Нельзя, в том числе, этого делать там, где разыгрываются двойные очки (улыбается). Нельзя ставить себя в неудобное положение на тех трассах, где сложно обгонять. Как, например, на Сузуке.
Вопрос: Будет ли это Монца?
Джеймс Ки: Этого точно не случится здесь. Но начиная с Монцы, да – вероятность того, что это произойдет, будет возрастать. В следующие пять Гран При мы обязательно должны это сделать.
Вопрос: Спа и Монца – две самые сложные трассы для вас в календаре, учитывая то, что силовым установкам Renault не хватает мощности по сравнению с Mercedes?
Джеймс Ки: Да. Если совсем уж прямо: характеристики двух эти трасс играют на руку машинам с моторами Mercedes. Мы видели это в первых тренировках. Я думаю, они получат достаточно большое преимущество. В Сингапуре ситуация будет несколько иной: там больше будет зависеть от пилотов и шасси.
Вопрос: Насколько далеко вы продвинулись в разработке машины для следующего сезона?
Джеймс Ки: Достаточно далеко.
Вопрос: Работа команды инженеров над новым проектом сильно отличается от того, как вы работали над действующим шасси?
Джеймс Ки: Да, достаточно сильно. Я думаю, каждая команда в этом сезоне многое узнала – в первую очередь о том, как работают новые силовые установки, как могут быть оптимизированы процессы, протекающие в системах вокруг них. В том числе – что необходимо поменять, если возникают определенные проблемы. Я могу сказать, что мы в этом сезоне иногда реагировали неправильно.
Все полученные знания команды постараются применить при разработке новых машин. Нас ждёт второй сезон после смены регламента. Есть возможность сохранить то, что доказало свою эффективность, и исправить ошибки. Я могу сказать, что в некоторых областях изменения будут значительными.
Вопрос: Реми Таффен еще перед перерывом в чемпионате говорил, что регламент позволит производителям моторов изменить конструкцию достаточно сильно. Вплоть до того, что это будут практически новые двигатели. Очевидно, что Renault есть что менять, это практически неизбежно. Насколько это усложнит вашу работу?
Джеймс Ки: В какой-то мере да. Если изменения будут настолько серьезными, что это повлияет на инсталляцию установки в шасси, это повлияет на его архитектуру и скажется на нашей работе достаточно сильно. Мы плотно работаем над проектом 2015 года с Renault уже на протяжении нескольких месяцев, они еще продолжают разработку силовой установки, но постоянно оповещают нас о ее ходе, в том числе советуясь: они спрашивают, что можно было бы оптимизировать, чтобы процесс интеграции силовой установки в шасси был проще. Так что в этом отношении, мне кажется, все выглядит неплохо.
Вопрос: Напоследок – о внешности машин 2015 года. Уверены, что носы будут выглядеть более элегантно в следующем сезоне?
Джеймс Ки: (смеется) Вряд ли они будут выглядеть хуже, ведь это практически невозможно, не так ли?
Вопрос: В регламенте точно не осталось никаких серых зон?
Джеймс Ки: Я уверен, что если постараться – их можно найти, но на данный момент правила выглядят достаточно жестко в этой области, и мы увидим более привычные носы. Они должны выглядеть лучше.