Оксана Косаченко, вспоминая события годичной давности, говорит, что ситуация тогда была абсолютно пожарной: буквально за несколько недель ей пришлось чуть ли не пятьдесят раз слетать в Европу на переговоры с командами. Известно, чем все завершилось: Виталий Петров провел сезон в Caterham F1. На этот раз межсезонье, по словам Оксаны, проходит куда спокойнее: варианты перехода в какую-то иную команду уже не рассматриваются, и сейчас осталось дождаться решения нового руководства Caterham.
Продолжит ли Виталий выступать в этой команде или нет, пока неясно, зато известно, что у Caterham завязалось перспективное сотрудничество с холдингом «Вертолеты России». Дает ли это Петрову какой-то дополнительный шанс?
Вопрос: Насколько можно понять, сотрудничество между компанией «Вертолеты России» и Caterham развивается, у них есть какие-то совместные планы на будущее. Это имеет какое-то отношение к дальнейшей судьбе Виталия Петрова в команде или нет?
Оксана Косаченко: Взаимоотношения холдинга «Вертолеты России» и команды Caterham всегда строились как взаимоотношения двух технологических партнеров. Присутствие холдинга в Формуле 1 обусловлено его потребностями по продвижению своей продукции на Западе. Справедливый вопрос: почему же такая большая программа активации проходила в России? Потому что у «Вертолетов России» огромное количество предприятий, все они были вовлечены в этот проект, и поэтому в 2012-м году мы посетили часть из них, показали машину Caterham, представили Виталия как гонщика команды.
Но в дальнейшем сотрудничество холдинга и команды будет выстраиваться напрямую, и никакого отношения к присутствию или отсутствию того или иного пилота это не имеет.
Вопрос: Значит, факт продолжения этого сотрудничества не должен добавлять оптимизма всем, кто следит за судьбой Виталия?
Оксана Косаченко: Это здорово, на самом деле, и я бы даже сказала, что это придает нам оптимизма, ведь наконец-то у нас не просто какой-то стикер на машине, а развивается настоящее сотрудничество, разработана серьезная программа – все это должно радовать. Но я понимаю подоплеку вашего вопроса: должно ли это давать нам надежду на то, что Виталий останется в команде? Я не знаю.
Не думаю, что это как-то повлияет на принятие решения. Другое дело, что, безусловно, финансовые возможности, которые есть у холдинга, могут гарантировать участие Виталия. Но в настоящий момент все в руках команды.
Нам были выданы требования, мы с этими требованиями по большей части согласились, поэтому я думаю, что у команды есть свои «за» и «против», но в какой-то момент она должна будет принять решение. Конечно, нам бы хотелось, чтобы это решение было принято как можно быстрее. Словом, сейчас шар на их стороне.
Вопрос: В межсезонье мы постоянно слышим стандартную фразу: «Переговоры ведутся». Вы можете несколько приоткрыть завесу и рассказать, что это значит? Вы просто сидите и ждете решения Caterham, или это действительно некий переговорный процесс, когда стороны выясняют позиции?
Оксана Косаченко: Это достаточно сложный процесс, который подразумевает, что мы действительно в деталях обсуждаем подробности контракта, обсуждаем те требования, которые выдвигает команда, ведь это не сводится только к умению хорошо управлять машиной. Честно хочу сказать: для команды такого уровня, как Caterham, которой нужны инвестиции, это, прежде всего, серьезная маркетинговая составляющая. Поэтому мы определяем, что помимо гонок делает пилот за пределами гоночных уик-эндов, сколько мероприятий он должен посетить, какие это мероприятия, что конкретно он будет делать – вплоть до того, какие логотипы будут на его майке на тех или иных событиях.
Недавно сменилось руководство команды, Тони Фернандес полностью передал управление Caterham F1 Сирилу Абитебулу, который теперь полностью определяет судьбу команды, её перспективу. Видимо, из-за этого всё и затянулось.
Мы точно знаем, что в дни проведения Гран При США состоялось заседание совета директоров команды, на котором был принят новый план развития, и вот теперь то, что есть у нас, мы пытались каким-то образом соединить с этим новым планом. Не могу сказать, получается это или нет, просто потому что план доподлинно нам неизвестен, поскольку это, естественно, конфиденциальная информация.
Тем не менее, нам был задан ряд вопросов – честно хочу сказать, что не на все из них мы ответили положительно. Возможно, именно поэтому команда вела переговоры еще и с другими пилотами. Претендентов на место в Caterham достаточно.
Вопрос: Сирил Абитебул, новый руководитель команды, человек с большим опытом работы в Формуле 1, причем работы не инженерной, а, скорее, управленческой и организационной, Тони Фернадес неслучайно назначил его на эту должность. Как это скажется на ситуации с Петровым: она усложнится, или наоборот, в чем-то станет легче договариваться?
Оксана Косаченко: Самое главное, наконец-то определено место команды Формулы 1 в структуре бизнеса Тони Фернандеса: если раньше Caterham Group существовала в параллели с Tune Group, в которую входила и авиакомпания Air Asia, и Tune Hotels, и другие подразделения, то теперь создана совершенно отдельная группа. В ней все систематизировано: автомобильное подразделение, технологическое подразделение и спортивное подразделение, которое, собственно, включает команды Формулы 1 и GP2. Также, как вы знаете, есть проекты, совместно с Arden в Мировой серии Renault и GP3.
Т.е. это большое спортивное подразделение, которое будет служить единственной цели: это маркетинговый инструмент для автомобилестроительной компании. Точка. И мы не знаем, как будет использоваться этот инструмент, вписываемся ли мы в эту концепцию?
До этого была команда, которая жила какой-то своей жизнью, и мы видели, например, что в этом сезоне Тони Фернандес появлялся на гонках только три или четыре раза. А сейчас есть человек, Сирил Абитебул, который постоянно там, который занимается повседневной работой, действительно ездит на все этапы, общается с пилотами, присутствует на всех технических брифингах. А предыдущий руководитель команды теперь является главой всей Caterham Group.
Вопрос: Может быть сейчас, когда поменялось руководство команды, несколько иначе будут сформулированы и спортивные задачи? Какие цели они ставят перед собой на 2013-й и 2014-й годы? Может, их теперь Петров уже не устраивает, может, им уже Алонсо подавай?
Оксана Косаченко: Сирил обладает огромным опытом работы в Формуле 1, он 11 лет проработал вместе с Флавио Бриаторе. Конечно, он не мечтатель и, думаю, не позволит себе говорить, что Caterham в следующем году планирует бороться за победу в чемпионате. Думаю, команда будет бороться за 10-е место в Кубке Конструкторов. И немаловажный фактор – это переход на новый Технический регламент в 2014-м. Думаю, именно этот год является главной стратегической задачей для команды, и сейчас все будет сделано для того, чтобы в 2014-м показывать более высокие результаты.
Между прочим, нигде не заявляется то, что мы слышали еще год назад, что уже в 2014-м Caterham начнет бороться с командами второго эшелона. Нет, просто говорится, что это должен быть качественный шаг вперед, поэтому в 2013-м надо ждать такого же уровня выступлений, как и в 2012-м.
Я уж не знаю, устраивает ли их опыт Петрова или не устраивает, но вы прекрасно знаете: чем хуже машина, тем больше требуется от пилота.