При желании можно усмотреть некую символику в том, что наша предыдущая встреча с Оксаной Косаченко, менеджером Виталия Петрова, состоялась на Moscow Raceway, первом российском автодроме действительно европейского уровня, а сейчас мы беседовали на Хунгароринге, первом автодроме Восточной Европы, появившемся в календаре Формулы 1 ещё в 1986-м году.
Разговор шел на серьёзную тему, которая волнует и Оксану, и очень многих людей, переживающих за российский автоспорт и его будущее. Казалось бы, начало положено: наши гонщики выступают во многих международных сериях, в России строятся отличные трассы. Но впереди ещё очень много работы…
Оксана Косаченко: «Ни для кого не секрет, что гонка Мировой серии Renault на Moscow Raceway проводилась в авральном режиме, когда были максимально мобилизованы все силы, задействованы все возможные рычаги – только для того, чтобы добиться результата и действительно показать, что Россия в состоянии проводить соревнования такого уровня.
Только абсолютная мобилизация и скоординированность всех действий могут принести плоды. И думаю, что здесь не стоит недооценивать роль разных участников. Повсюду хвалят только Moscow Raceway, но не надо забывать о том, что большую и очень сложную часть работы сделали другие люди. Визовую поддержку, многие организационные вопросы, прохождение таможни, всю логистику взяла на себя Российская автомобильная федерация (РАФ). И это сверх того, что она обеспечила работу судейского корпуса. Ведь ни одна трасса, даже Хунгароринг, которая принимает гонки Формулы 1 уже больше 25 лет, не обладает спортивной властью в стране.
Я думаю, что сейчас мы должны, с одной стороны, объединить все слагаемые этого успеха, потому что этап Мировой серии Renault на Moscow Raceway действительно прошел успешно, а с другой – четко разделить все функции, чтобы было ясно, кто какие задачи на себя берёт.
К сожалению, России свойственно то, что называется “перетягивание одеяла”, однако надо понимать, как складывается процесс, прежде чем браться за реализацию очередного проекта. Посмотрите, что произошло здесь, в Венгрии: когда случилось несчастье, ушел из жизни Тамаш Франк, промоутер венгерского этапа чемпионата, вообще встал вопрос: может быть, придется отменить Гран При? Потому что было непонятно, смогут ли все структуры, оставшиеся без управленческого центра, без менеджмента, сработать так, как они работали раньше. Активно подключался Берни Экклстоун, активно подключалась местная федерация и FIA, потому что именно федерация является спортивным управляющим органом даже в гонках уровня чемпионата мира. Но, конечно, напряженно работали и представители Хунгароринга.
По-моему, пока мы четко не поймем, кто чем должен заниматься при организации крупных автомобильных соревнований, мы не достигнем успеха. Давайте посмотрим на пример организации этапа чемпионата Европы по гонкам на грузовиках на «Смоленском Кольце». Там все четко структурировано: есть организатор этапа, совершенно ясны функции спортивных властей и абсолютно понятно, что предоставляет трасса и что она делает. И там все четко работает, поэтому этот чемпионат туда уже третий год приезжает и готов приезжать еще и еще.
Мне кажется, мы еще не подошли к такому уровню развития автоспорта, когда все происходит буквально “на автомате”, поэтому нам жизненно необходим какой-то координационный центр. Думаю, такую роль в России может взять на себя РАФ. Федерация обладает административными ресурсами, наделена спортивной властью, точно может определить людей, на которых можно возложить коммерческие и промоутерские обязанности.
Предлагаю всем начинающим в автоспорте использовать тот опыт, который сама приобрела в 2007-м году, когда мы проводили этап Intercontinental Rally Challenge (IRC) в Выборге. Мы считали, что мы такие крутые и вполне справимся сами с организацией соревнования мирового уровня. Договорились с Выборгом – спасибо Александру Петровичу Петрову (отцу Виталия Петрова), который активно нам помог, пригласили и федерацию автоспорта Петербурга – именно благодаря поддержке всех этих людей мероприятие прошло на отличном уровне. Но нам не хватило самого главного – поддержки РАФ, а заявить о включении соревнования в международный календарь может только РАФ. Мы столько дров наломали, прежде чем договорились с РАФ о сотрудничестве.
Когда нет правильной организации процесса, структурированной ответственности – тогда возникает хаос. Можно один раз навалиться всем миром и что-то сделать, можно повторить это еще раз-другой, но зачем? На опыте других стран совершенно понятно, как все это должно работать. Здорово, что мы развиваемся, что в России появляются хорошие трассы, и огромное спасибо тем людям, которые вкладывают средства в развитие автоспорта и выводят его на нормальный уровень. Но гоночная трасса не может жить сама по себе. Она должна быть вписана в общий процесс.
Думаю, что первый опыт Moscow Raceway очень важен, ведь через два года в нашей стране пройдет Гран При России в Сочи. 16 июля по приглашению вице-премьера Дмитрия Николаевича Козака прошло совещание с участием Германа Тильке, автора проекта сочинской трассы. К счастью, дело у него сейчас уже более-менее налажено, и мы очень рассчитываем, что господин Тильке не подведет.
Когда решена задача строительства спортивного объекта, а именно она стояла наиболее остро еще недавно, встает второй важнейший вопрос – коммерческий. Мало построить трассу – необходимо где-то найти деньги на проведение Гран При, на выплату стартового взноса FOM. Этим ведь будет не трасса заниматься, а промоутерская компания “Формула Сочи”, которая уже создана и будет активно усиливаться. Промоутеру в ближайшие месяц-два необходимо приступать к разработке конкретной маркетинговой программы, заняться поиском спонсоров, договариваться с РАФ о подготовке судей.
Но кроме строительства трассы, кроме коммерческой работы и промо-составляющей, не надо забывать о средствах массовой информации. Посмотрите, на этапы Формулы 1 ездят лишь несколько журналистов из России, причем, одни и те же люди. Что, больше никому не интересно? И пока пресса рассказывает только о спортивной и отчасти о технической стороне гонок, но мы же говорим о том, что Формула 1 – это бизнес. Так как же мы собираемся поддержать Гран При в Сочи? Откуда, в таком случае, у команды Marussia возьмутся спонсоры? За счет какой финансовой поддержки Виталий Петров должен продлить контракт на 2013-й год? Откуда появятся "новые Петровы"? Пока все эти вопросы остаются без ответов.
Если всерьез задуматься, получается, что мы не развиваем культуру автомобильного спорта, а пока только строим трассы. Шаг очень важный, но этого недостаточно».