Хейкки Ковалайнен - быстрый гонщик и удивительно обаятельный человек. В отличие от многих других финнов, он любит общаться и охотно отвечает на вопросы журналистов. В Монце пилот Lotus поделился своими мыслями в эксклюзивном интервью для читателей F1News.Ru...
Вопрос: Хейкки, три года назад вы пришли в Формулу 1 молодым гонщиком. Что изменилось с тех пор?
Хейкки Ковалайнен: Многое, хотя время пролетело незаметно. Я стал опытнее, прибавил как пилот во всех отношениях, и это здорово. Я очень доволен своей сегодняшней ситуацией и командой. Будущее тоже выглядит хорошо – уверен, мы прибавим уже в следующем сезоне.
Этот год складывается для нас непросто, приходится серьезно бороться. Но я знал об этом, когда принимал вызов, и пока испытываю только положительные ощущения. Так что сейчас я доволен тем, как складывается сотрудничество с Тони Фернандесом.
Вопрос: Если бы у вас была возможность что-то изменить, вы бы ей воспользовались?
Хейкки Ковалайнен: Всегда легко говорить об этом, оглядываясь назад. Но я, пожалуй, действительно бы кое-что изменил – не так много, но всё-таки. Впрочем, мне удалось набраться опыта, и теперь, в Lotus, я могу полнее использовать возможности команды. А это очень важно, чтобы добиться хороших результатов.
Вопрос: Что в Lotus нравится вам больше всего?
Хейкки Ковалайнен: Прежде всего – общая атмосфера. Тони Фернандес – отличный человек, а работать с [техническим директором] Майком Гаскойном мне очень приятно. Он – прирожденный лидер, и мы с ним отлично сработались. Кроме того, у нас прекрасные отношения с Ярно, и все это двигает команду вперед. И хотя атмосфера в Lotus весьма непринужденная, здесь работают настоящие профессионалы – и очень амбициозные люди. Да, в Формуле 1 конкуренция очень высока, но сейчас у меня нет оснований думать, что Lotus не добьётся прогресса в самом ближайшем времени.
Вопрос: Какое качество кажется вам самым главным в команде, и в людях, которые в ней работают?
Хейкки Ковалайнен: Тони умеет собирать вместе нужных специалистов и создавать им правильные условия, добиваться нужной мотивации. Майк тоже обладает этим умением. Да, мы и маленькая команда, но поэтому ещё лучше знаем истинную цену денег.
Вопрос: На Гран При Канады Lotus выглядела очень здорово. В Монце тоже много длинных прямых и медленных «эсок». Чего ждать от команды на Гран При Италии?
Хейкки Ковалайнен: Сложно сказать – мы уже остановили работы над машиной, а соперники продолжают совершенствовать свою технику. Мы начинаем отставать, но в Спа выглядели неплохо. Да и вообще, трассы с низкой прижимной силой нам лучше подходят.
Если требуется большой уровень прижимной силы – мы сразу начинаем терять в скорости на прямых из-за слишком большого лобового сопротивления. Единственное исключение – Гран При Монако, где мы выступили неплохо.
На другой медленной трассе, в Сингапуре, нам наверняка придётся непросто, машине не хватает эффективности. Но Монца – совсем другое дело. Угол атаки антикрыльев здесь даже меньше, чем в Монреале или Спа. Так что надо будет посмотреть, чего мы сможем здесь добиться – но в целом, полагаю, спор вновь пойдет между тремя новыми командами. Остальных нам не догнать – они слишком далеко, нужно ждать следующего сезона.
Вопрос: Вам нравится трасса в Монце?
Хейкки Ковалайнен: Да, она ни на что не похожа. В медленных поворотах, которые следуют за длинными прямыми, никогда не хватает сцепления с асфальтом, потому машина скользит, приходится даже менять стиль пилотирования. Но мне это нравится, как и местная атмосфера. Итальянцы – отличные болельщики, я всегда с удовольствием приезжаю в Монцу.
Вопрос: Вы помните свою первую гонку здесь?
Хейкки Ковалайнен: Да, это было в Мировой серии Renault – и тогда, говоря откровенно, я уже на старте попал в аварию. Но потом у меня были успешные выступления в GP2 – я выиграл, опередив Нико Росберга. Затем в дебютном сезоне я финишировал седьмым за Renault, годом позже под дождем занял второе место, выступая за McLaren. Лишь в прошлом году гонка не задалась – я стартовал четвертым, а финишировал только шестым. Но в целом с Монцей у меня связано немало хороших воспоминаний, надеюсь – в этом году мы тоже хорошо выступим здесь.
Вопрос: Думаете, вам удастся одолеть Ярно Трулли в его домашней гонке?
Хейкки Ковалайнен: Полагаю, что да – во всяком случае, такова моя цель. Но Ярно очень быстр, он отличный пилот, и чтобы удержаться впереди, нужно немало постараться. Мы подгоняем друг друга, мне нравится эта борьба, и она идет на пользу команде.
Вопрос: Кстати, а кто был для вас самым сложным напарником?
Хейкки Ковалайнен: Слабых напарников в Формуле 1 у меня не было. Джанкарло Физикелла в Renault в моём дебютном сезоне, потом Льюис, Ярно… Сложно сказать, кто из них сильнее, потому что все они очень-очень хороши. Льюис – чемпион мира, и это о многом говорит. Соперничество с каждым из моих напарников было очень непростым – и очень интересным.
Вопрос: Сейчас ходит много разговоров о возможной поставке Lotus моторов Renault. Насколько этот контракт важен для команды?
Хейкки Ковалайнен: Для начала хотел бы сказать, что ребята из Cosworth в этом году хорошо делают свое дело. У них было не так много времени на подготовку к сезону, и я должен отметить, что моторы получились достаточно мощными. Быть может, они чуть быстрее, чем хотелось бы, теряют свои характеристики, и их ресурс не очень велик. Пока мы еще не обсуждали с Майком ситуацию с моторами, но в целом я доволен сотрудничеством с Cosworth – у меня не было ни одного отказа двигателя в этом сезоне.
Разумеется, любая команда хочет получить двигатели помощнее. Но если посмотреть на те условия, в которых пришлось работать Cosworth – они хорошо сделали свое дело.
Вопрос: Чего вы ждете от следующего сезона – кто будет спорить за титул и где окажется Lotus?
Хейкки Ковалайнен: Уверен, что впереди будут всё те же – парни из Red Bull, McLaren, Ferrari, Mercedes и Renault. Эти десять машин будут быстры, как и сейчас. А наша задача состоит в том, чтобы оказаться следом за ними, чтобы быть как минимум не медленнее Sauber, Toro Rosso и Williams. И это уже гораздо интереснее. Выступая на таком уровне, есть шанс финишировать в первой десятке, а это гораздо лучше, чем бороться за 15-16 место. Думаю, это вполне реальная цель, и мы сможем оказаться сразу за первой десяткой.
Вопрос: Спасибо за интервью, Хейкки. Последний вопрос: если молодой финский гонщик обратится к вам за советом – где лучше гоняться, в кольцевых гонках или ралли, что вы ответите?
Хейкки Ковалайнен: Даже не знаю. Наверное, посоветую ему выбрать «кольцо», так как сам выступаю на кольцевых трассах. Всё зависит от того, что ему нравится – мне, например, ралли тоже по душе. Возможно, в будущем я попробую свои силы в раллийных гонках. Очень сложный вопрос. Наверное, я скажу, чтобы парень сам делал свой выбор. Но что бы он не предпочел – он всё равно останется в гонках, и это важнее всего.