В прошедшем сезоне Mercedes AMG доминировала в Формуле 1 – пилоты команды Льюис Хэмилтон и Нико Росберг одержали 16 побед, заняв первое и второе места в личном зачете. Неисполнительный директор команды Ники Лауда в интервью Auto Motor und Sport подвел итоги года.
Вопрос: Что стало ключом к успеху?
Ники Лауда: Мы впервые добились максимальной эффективности работы всей команды. Иногда такие вещи можно увидеть только по итогам года. Мы правильно подобрали специалистов и расставили их на правильные позиции, что помогает двигаться в верном направлении. Базы в Бриксоурте и Брэкли стали единым целым – в результате нам удалось создать инновационную и превосходную с технической точки зрения концепцию.
Вопрос: Вы говорите о гармонии в работе двух баз?
Ники Лауда: Не совсем. Между инженерами, работающими над созданием машины и силовой установки, всегда возникали споры, поэтому было важно прийти к компромиссу. Этот шаг оказался решающим, поскольку мы работали с совершенно новой концепцией двигателя. Если силовая установка работает не оптимально на конкретном шасси, у вас проблемы.
Почему мы добились успеха? Все очень просто: наша машина оказалась быстрее соперников. В зависимости от трассы, преимущество возрастало или уменьшалось, составляя от трех до шести десятых секунды на круге. До этапа в Сузуке мы работали над модернизацией машины, хотя в предыдущие годы прекращали эту работу уже летом, когда соперники продолжали заниматься модернизацией. С нашей стороны это была ошибка, но теперь она исправлена. Подобный подход принесет пользу и в следующем году, поскольку регламент практически не изменился.
Вопрос: В 2009-м в Red Bull Racing воспользовались переменами в регламенте, выиграв четыре чемпионских титула. Можем мы ждать что-то подобное от Mercedes?
Ники Лауда: Гораздо проще начинать новую техническую эпоху с удачной базовой концепцией, однако необходимо соблюдать осторожность, поскольку каждый год может преподнести сюрпризы. Команда продолжает постоянно модернизировать силовую установку и машину, но приведет ли это к такой же продолжительной победной серии, как у Red Bull, я не знаю. Я не провидец.
Вопрос: Какие ошибки ранее были допущены в Mercedes?
Ники Лауда: Главная ошибка была в том, что базы в Бриксуорте и Брэкли не работали как единое целое, так что нам пришлось заменить некоторых специалистов. Кроме того, наконец удалось найти подход к резине. Приход Льюиса Хэмилтона стал одним из факторов сегодняшнего успеха – с его появлением команда получила импульс для развития в правильном направлении. Можно сказать, мы собрали вместе все недостающие части мозаики.
Вопрос: Кого вы назовете авторами успеха?
Ники Лауда: Если говорить про силовую установку, то это Энди Кауэлл и его команда. Если говорить про шасси, то тут заслуга Падди Лоу и Альдо Косты. И Тото Вольфф, который занимался координацией работы – нам удалось добиться идеального взаимодействия.
Вопрос: А как же Росс Браун?
Ники Лауда: Росс создал команду. Он начал с пятого места в Кубке конструкторов, а ушел, когда мы занимали второе место. Мы обязаны ему таким развитием. В лице Падди Лоу мы нашли ему идеального преемника. Переходный период прошел гладко.
Вопрос: Титул чемпиона мира обошелся в 250 миллионов евро. Это реальная цена успеха?
Ники Лауда: Успех стал возможен благодаря усилиям всей команды, и, благодаря победам, финансовые вливания в команду со стороны Mercedes становятся все меньше. Если оценивать рекламный эффект, то компания получила гораздо большую отдачу по сравнению с объемом вложенных средств.
Вопрос: За рулем такой быстрой машины любой гонщик смог бы стать чемпионом мира?
Ники Лауда: Нет, ведь чтобы построить такую машину, вам нужен гонщик, который будет мотивировать команду и помогать в развитии. Если ваши пилоты начнут работать каждый сам на себя, то вы начнете двигаться в разных направлениях, и это будет только половина успеха. Нико и Льюис подгоняли друг друга – когда Росберг побеждал, Хэмилтон старался опередить его в следующей гонке и наоборот.
Вопрос: Насколько сложно контролировать таких гонщиков?
Ники Лауда: Было непросто, но после столкновения в Спа ситуация в команде изменилась, и мы больше не возвращались к этому вопросу.
Вопрос: Вы были гонщиком, руководителем команды, сейчас занимаете должность неисполнительного директора. Какой этап вашей карьеры был самым интересным?
Ники Лауда: Я бы сказал, что сегодняшняя роль. Теперь я думаю о том, как мы можем выступить еще лучше в следующем году. В Формуле 1 вы ни секунды не можете сидеть сложа руки. Меня интересует политическая ситуация в чемпионате. Сейчас ходит много разговоров о необходимости изменить силовую установку, так что нужно держать эту ситуацию под контролем. Все эти задачи делают мою работу очень интересной.
Вопрос: Насколько велико ваше влияние в чемпионате?
Ники Лауда: Благодаря должности и авторитету передо мной открыты любые двери. Я, как и Берни Экклстоун, уже давно в этом бизнесе, так что могу зайти в любой моторхоум и подойти к любому руководителю команды для обсуждения любого вопроса. Я стараюсь находить компромиссы между интересами команды и спорта в целом.
Вопрос: Можно ли говорить о возрождении легенды "Серебряных стрел"?
Ники Лауда: Благодаря успехам, легенда сама возродилась. В чем смысл легенды, если вы не побеждаете? Пришли победы – вернулась легенда.
Вопрос: Что вы помните о прошлых успехах Mercedes?
Ники Лауда: Я лично был знаком с Хуаном Мануэлем Фанхио и восхищался им. Как-то раз я был в Аргентине, и он мне дал проехать за рулем старого Mercedes W196. Машина выглядела потрясающе, но она меня пугала из-за другой посадки и расположения педалей. Для меня до сих пор загадка, как на ней можно было так быстро ездить – она была безумно быстрой на прямой, но в поворотах практически неуправляемой. Тем не менее, Фанхио был Фанхио. Сегодня мы живем в совершенно другую эпоху, и мне больше нравится думать о сегодняшнем дне и будущем, нежели вспоминать прошлое.