Президент и спортивный директор Marussia F1 Грэм Лоудон – приятный собеседник, и это могут подтвердить все журналисты, кому доводилось с ним общаться. В эксклюзивном интервью F1News.Ru он рассказал о ситуации в команде и о планах на будущее, постаравшись развеять слухи о ее финансовых сложностях.
Вопрос: В паддоке и в пресс-центре звучат разговоры на разные темы, и люди обсуждают не только возможные контракты Хэмилтона и Шумахера или кадровую ситуацию в Ferrari в 2013-м году, но и прогресс команды Marussia, ведь, такое впечатление, что ваши машины по скорости скоро сравняются с Caterham. Как вы это объясняете? Вы действительно прибавили, или это соперники сдали?
Грэм Лоудон: По-моему, вполне очевидно, что мы прибавляем в скорости и не просто сокращаем отставание от Caterham, а делаем это за счет модернизации нашей машины. Все знают, что в Формуле 1 на это требуется время.
Мы действительно довольны достигнутым прогрессом, ведь в Бельгии впервые был опробован целый комплекс технических новинок. К сожалению, в пятницу в Спа шел дождь, и на оптимизацию работы новых компонентов у нас остался лишь один час во время утренней тренировки в субботу. Но нам, безусловно, удалось поднять скорость, и отставание от Caterham заметно сократилось. Причем, эта команда использует систему KERS, которой нет у нас.
Но в 2012-м году мы решили сосредоточиться на доводке аэродинамики и не заниматься KERS. Результаты последних гонок подтверждают, что конструкция нашей машины стала явно лучше. Но мы уже объявили, что в следующем году тоже будем применять системы рекуперации кинетической энергии.
В следующем году технический регламент в целом останется неизменным, и мы предвидим, что только за счет KERS сможем улучшить время прохождения круга сразу на 0,5-0,6 секунды. Это без учета улучшения аэродинамики, чего мы также добьемся, разрабатывая шасси для следующего года. Так что нам очень приятно, что мы сокращаем отставание, и этот процесс продолжится. В частности, наши новинки более эффективно покажут себя в Сингапуре, чем в Монце, так что мы довольны.
Также обращаю ваше внимание, что мы догоняем не только Caterham, но и в целом команды середины пелотона. Конечно, дело не в том, что соперники теряют скорость – это наши машины становятся быстрее, и в том числе мы приближаемся и к Toro Rosso.
Надо отметить, что команде удавалось реализовать неплохие тактические решения и хорошо проводить пит-стопы. Думаю, мы проводим их быстрее, чем команды середины пелотона, и по этому показателю уступаем только лидерам, которые имеют возможность тратить гораздо больше средств на совершенствование процедур пит-стопа.
Период, когда наша молодая команда только осваивалась в Формуле 1 и всему училась, позади, и сейчас Marussia работает слаженно и эффективно. Теперь самое главное – постоянно наращивать скорость машины, и коллектив с воодушевлением занимается этой работой.
Вопрос: Не так давно пресс-служба команды опубликовала большое и подробное интервью с Пэтом Симондсом, техническим консультантом Marussia F1, где речь шла именно о прогрессе команды. Можете ли вы прокомментировать со своих позиций: полностью ли вы довольны его темпами? Все ли складывается так, как хотелось бы?
Грэм Лоудон: В начале года мы упустили возможность хорошо подготовиться к старту сезона, а ведь это очень важно. Если вам предстоит соперничать с такими командами, как Red Bull, меньше всего хочется, чтобы они провели три предсезонных тестовых сессии, тогда как мы вообще не испытывали нашу новую машину до австралийского гоночного уик-энда. Это был непростой период, но с тех пор темпы прогресса были действительно впечатляющими.
Мы сокращаем отставание такими темпами, что им позавидовали бы и лидеры. Но крайне важно то, что прирост скорости на трассе соответствует нашим расчетам. Значение этого момента не всегда понятно людям со стороны, но это придает команде уверенность и подтверждает правильность действий ее технического руководства.
Команда достигла определенной стабильности, тем более, в следующем году мы будем использовать те же двигатели Cosworth и не сомневаемся, что сможем значительно приблизиться к нашим соперникам. Пока мы реально боремся только с парой команд, но в наших планах – соперничать со всеми остальными участниками чемпионата, и у нас есть ощущение, что мы этого добьемся уже довольно скоро.
Вопрос: Для вас, видимо, не секрет, что в паддоке о Marussia говорят разное, но почему-то никто не распускает слухи о том, что ваша команда обзавелась новыми щедрыми спонсорами, и у нее полный порядок с бюджетом; наоборот, журналистов беспокоит ее экономическое состояние накануне 2013-го года…
Грэм Лоудон: Паддок всегда полон слухов. Постоянно выдвигаются версии о переходах гонщиков из команды в команду, а кто-то уверяет, что Элвис Пресли до сих пор жив, и все такое прочее! (смеется) Какие-то слухи, возможно, соответствуют действительности, какие-то – нет. Главное для нас состоит в следующем: за три года наша команда продемонстрировала, что умеет очень разумно расходовать бюджет. Не всем командам это свойственно. Затраты растут, спонсоры, случается, уходят, и тогда начинаются проблемы. Но мы доказали, что очень хорошо контролируем расходы; к тому же, у нас есть четкая и стабильная программа по привлечению спонсоров: у нашей команды отличные партнеры.
И, конечно, стабильность обеспечивает наш основной инвестор – компания Marussia, которая позволяет нам развиваться и спокойно строить планы на будущее, хотя у нас нет какого-то крупного внешнего спонсора. Так что, несмотря на все слухи, мы уверены в завтрашнем дне команды.
Вопрос: Тогда напоследок два вопроса – один сложный, другой попроще. Начнем с более сложного, отчасти философского. Культура автогонок уровня Формулы 1 – во многом британская, и, разумеется, в какой-то степени итальянская, немецкая и французская.
Исторически у России нет больших достижений в этой области, хотя нашу страну в Ф1 уже третий год представляет Виталий Петров. Но у команды Marussia – русское имя, российские инвесторы и выступает она под российской лицензией. Как удается найти правильный баланс между британской гоночной культурой и российским влиянием?
Грэм Лоудон: Во-первых, ситуация постепенно меняется, хотя у России действительно нет богатой истории участия в Формуле 1. Думаю, команда Marussia – самый яркий пример того, что в вашей стране есть стойкий интерес к Ф1.
И я бы не стал говорить об английском или русском образе мышления – в Формуле 1 нужен тот особый подход, которого требует наш спорт. Когда компания Marussia пришла в чемпионат мира, она приняла эту культуру, этот образ мышления. Затем, со временем, знакомясь с русским подходом к различным вещам, как в инженерной, так и в коммерческой области, мы тоже сможем почерпнуть немало позитивного и полезного, и это сделает команду сильнее. Но, полагаю, крайне сложно пытаться прийти в Формулу 1 с каким-то абсолютно своим, нестандартным подходом. Это очень сложный бизнес, и ключевой момент, который всегда остается неизменным, заключается в том, что здесь все происходит очень быстро, с очень большой скоростью.
Например, если мы не сможем подготовиться к первому Гран При следующего сезона, нас никто не будет ждать. Так что это очень динамично развивающаяся среда, причем, довольно жестокая. В этой ситуации вам приходится придерживаться одной определенной культуры, стараясь обогатить ее позитивными заимствованиями из других культур.
Думаю, нашей команде удается этого добиваться, разумно подходя к этому вопросу. Формула 1 – вершина мирового автоспорта, и наша цель состоит в том, чтобы создать команду, которой могли бы гордиться в России. На это нужно время, но пока мы движемся в верном направлении.
Вопрос: Что ж, а теперь обещанный простой вопрос. В Венгрии руководитель команды Джон Бут в интервью F1News.Ru сказал, что хотел бы сохранить состав команды неизменным и в следующем году. Приоритеты остаются прежними, или за последние полтора месяца что-то изменилось?
Грэм Лоудон: Я полностью согласен с Джоном: суть в том, что наши гонщики не просто принимают участие в Гран При – они помогают модернизировать машину, работают с коллективом инженеров, так что фактор преемственности очень важен. Понятно, что прежде всего мы должны дорабатывать машину, ведь оба гонщика Marussia – профессионалы мирового класса. Однако ясность в кадровом вопросе наступит в нужный момент.
Очень здорово, что Тимо Глок и Шарль Пик – способные, талантливые и очень быстрые пилоты. Шарль, конечно, подгоняет напарника, но Тимо – более опытный гонщик, а Формула 1 – это, прежде всего, командный спорт. Несомненно, гонщики – главные герои, но прежде чем они сядут за руль в воскресенье, нужно проделать огромную подготовительную работу, и здесь у Тимо намного больше опыта.
Так что состав Marussia – вполне органичное сочетание мудрого подхода с юношеским энтузиазмом, и это отличная комбинация.