По словам Хельмута Марко, Даниила Квята перевели в Toro Rosso не для того, чтобы наказать, а чтобы предоставить ему второй шанс. В интервью Motorsport-Total он подробно объяснил свою позицию.
Вопрос: Какие цели вы преследовали, когда приняли решение о переводе Квята в Toro Rosso?
Хельмут Марко: В первую очередь это было сделано для того, чтобы снять часть прессинга, который Даниил испытывает в этом году. В нынешнем сезоне он выступает не так хорошо, как в прошлом – в среднем проигрывает от трёх до пяти десятых Даниэлю Риккардо, тогда как в 2015-м они выступали примерно на одном уровне.
Тем не менее, всё гораздо сложнее. Квят выступал нестабильно, у него было много подъёмов и спадов. В Китае у него всё получилось, но он сам на себя оказывал прессинг, что и привело к нестабильным результатам. Авария в Сочи стала следствием внутреннего прессинга, который исходил от него самого, а не от нас. Но преимущество нашего положения заключается в том, что мы можем перевести его в Toro Rosso…
Вопрос: У этих перестановок есть и позитивный эффект: вы получите возможность сравнить Макса Ферстаппена с Даниэлем Риккардо, ведь они будут выступать на одинаковых машинах…
Хельмут Марко: Это даёт нам возможность решать и другие внутрикомандные задачи. Формально Макс на глазах у всех опередил Сайнса, но на самом деле Карлос явно недооценён. Его единственная ошибка заключается в том, что он уверенно начинает уик-энд в пятницу, но далее мы не видим улучшений – он остаётся на этом же уровне. Почему тогда мы не видим высоких результатов? Ему просто не везёт.
Такой фактор тоже надо учитывать. Мы это знаем на примере Марка Уэббера, которому тоже часто мешали технические проблемы, возникавшие без всяких причин. В 2014-м в подобной ситуации оказался Себастьян Феттель, чья машина неожиданно начала ломаться, а у Даниэля Риккардо всё шло нормально. В гонках такое бывает…
Вопрос: В воскресенье утром перед гонкой в Сочи у вас состоялся какой-то разговор с Максом Ферстаппеном, или вы с ним просто завтракали?
Хельмут Марко: Нет. Это был разговор на конкретную тему, поскольку у нас есть вопросы к картодрому, который входит в комплекс Red Bull Ring. Мы ищем решение, которое в будущем позволит сделать его лучше, а Макс знает все европейские трассы для картинга. По моей просьбе он провёл что-то вроде исследования и подобрал разные документы и фотографии, связанные с разными трассами. Именно об этом мы и говорили.
Вопрос: К Ферстаппену присматриваются другие команды, в этом контексте упоминалась Ferrari – в какой мере на ваши действия повлияло то, что Макса надо было вовремя перевести в Red Bull Racing?
Хельмут Марко: В отличие от многих наших конкурентов, мы ищем таких гонщиков, которые нам действительно нужны, а не берём тех, кто остался. Как вы знаете, мы всегда подписываем долгосрочные контракты, чтобы потом не было необходимости предпринимать какие-то дополнительные шаги.
Но вы правы: теперь мы сможем напрямую сравнить Риккардо и Ферстаппена, а также Квята и Сайнса. В дальнейшем это упростит процесс принятия решений.
Вопрос: Значит, со стороны семьи Ферстаппенов не было ультиматума, вроде «Или вы уже сейчас берёте Макса, или мы уходим»?
Хельмут Марко: Нет. Такой ультиматум был бы просто невозможен.
Вопрос: Перед Барселоной у Ферстаппена и Квята будет какая-то возможность адаптироваться к новым машинам, например, поработать на симуляторе?
Хельмут Марко: Ферстаппен уже занимается на симуляторе, его подготовка к Барселоне началась, а Квят приступит к этой работе завтра, но только с настройками Toro Rosso. Думаю, особых проблем у них не возникнет, ведь не будем забывать, что Ферстаппен уже почти полтора года выступает в Формуле 1, Квят – третий сезон. Они уже не новички.
Вопрос: Такой старт, как был у Квята в Сочи, когда играл национальный гимн, на трибунах собралось 60 тысяч российских болельщиков, приехал президент Путин, вызвал воспоминания о проигрыше сборной Бразилии на своём домашнем поле сборной Германии со счётом 1:7 в полуфинале чемпионата мира по футболу…
Хельмут Марко: Если бы всё случилось не в России, возможно, Даниилу было бы проще. Однако на нём сказывались последствия истории, произошедшей в 1-м повороте в Шанхае, где он всё сделал правильно. Позиция четырёхкратного чемпиона всегда более весома, чем позиция новичка, и, конечно, это тоже повлияло.
Прессинг был огромный, он всё это чувствовал, это его домашняя гонка… Квят испортил гонку Феттелю, Риккардо и Сайнсу. Разумеется, он это сделал не намеренно, но последствия были катастрофическими, и это трудно выбросить из головы. Когда он оказался в хвосте пелотона без всяких надежд отыграться, многие зрители покинули трибуны.
Вопрос: Если подвести итог: у Квята по-прежнему остаются шансы в системе, выстроенной Red Bull?
Хельмут Марко: Однозначно. Иначе бы мы его и в Toro Rosso не стали переводить.
Вопрос: Вы лично с ним об этом говорили?
Хельмут Марко: Да.
Вопрос: Насколько сложно будет для Франца Тоста подбодрить Квята?
Хельмут Марко: На прошлой неделе в одном из интервью Франц очень высоко отзывался о Квяте, которого отлично знает, ведь Даниил дебютировал в Формуле 1 в составе Toro Rosso. С Даниилом и с Максом продолжат работать их прежние тренеры по физической подготовке, здесь ничего не изменится. У Франца Тоста есть весь необходимый опыт, который поможет ему в этой ситуации.
Хочу ещё раз подчеркнуть: это не наказание для Квята, а ещё один прекрасный шанс подтвердить свой талант, как в своё время было с Грожаном, который тоже часто попадал в аварии… Понятно, что все гонщики разные, но если говорить о степени чувствительности, то между Романом и Даниилом есть что-то общее.