Фелипе Масса – один из самых ярких гонщиков Формулы 1 последних пятнадцати лет. За годы выступлений в Ferrari бразилец был напарником Михаэля Шумахера, Кими Райкконена и Фернандо Алонсо, в 2008 году боролся за титул с Льюисом Хэмилтоном, а после завершения выступлений в чемпионате в 2017 году продолжил карьеру в Формуле Е в команде Venturi. Летом Фелипе объявил об уходе из чемпионата электромобилей и сейчас в роли эксперта комментирует последние события в Формуле 1.
Вопрос: Ferrari проводит один из худших сезонов в своей истории. Как вы оцениваете ситуацию?
Фелипе Масса: Команда переживает очень трудное время. Жаль видеть их в такой ситуации и все те проблемы, с которыми они столкнулись в этом году. Эта команда обязана быть конкурентоспособной, а когда этого не происходит, то это очень сильный удар не только по болельщикам, но и по сотрудникам.
При мне Ferrari тоже переживала сложные годы, когда машина была неконкурентоспособна, но, конечно, не так, как в этом году. Я надеюсь, что вскоре они смогут всё исправить, но для этого надо признать, что у команды очень серьёзные проблемы.
Вопрос: Шарль Леклер заработал 97 очков, а Себастьян Феттель только 33. Чем можно объяснить такую разницу?
Фелипе Масса: Всё зависит от машины – без конкурентоспособной машины гонщики ничего не смогут сделать. С другой стороны, я думаю, что время Себастьяна подошло к концу – он не добивается результатов, которых ждут от четырёхкратного чемпиона мира, поэтому команде нужны перемены.
Себастьян переживает не лучший период и считает, что в команде к нему плохо относятся. В свою очередь для команды тоже нет ничего хорошего, когда её гонщик так думает. Его уход – лучший вариант для обеих сторон.
Вопрос: Сможет ли Карлос Сайнс составить конкуренцию Леклеру в следующем году?
Фелипе Масса: Я считаю, что Сайнс будет конкурентоспособен. Он уже доказал свою скорость в Формуле 1, особенно за два последних сезона, добившись хороших результатов с McLaren. Я думаю, что он способен на большее. Шарль сейчас на пике формы, поэтому Карлосу придётся непросто, но у него есть всё необходимое, чтобы справиться и показать высокие результаты в Ferrari.
Очевидно, что лидером команды останется Леклер, пока Сайнс будет доказывать свой талант. В первый сезон Карлос может показать, чего стоит, и тогда во второй сезон от него может исходить реальная угроза для Леклера. Он сможет побороться за титул, но сначала должен доказать это команде.
Вопрос: Как вы оцениваете возвращение Фернандо Алонсо в Формулу 1?
Фелипе Масса: Фернандо – феномен, такой талант сложно найти среди гонщиков. Тем не менее, нужно понимать, что он возвращается в команду, которая находится отнюдь не на первых ролях, да и он сам пропустил два сезона. Не стоит отрицать, что Михаэль Шумахер, пропустив три сезона, так и не вернулся на прежний уровень.
Возраст тоже является фактором – Фернандо исполнится 40 лет, и ему предстоит бороться против 20-25-летних соперников. Возраст – это проблема, но учитывая талант Фернандо, он может преуспеть. Для Формулы 1 хорошо, что он возвращается.
Вопрос: Кто был вашим самым сложным напарником: Шумахер или Алонсо?
Фелипе Масса: Алонсо. С Михаэлем я выступал всего один год. Он был для меня скорее наставником, между нами не было такого соперничества, как между мной и Алонсо, хотя, конечно, всякое было.
Кто лучше? Я назову Шумахера. Правда у Фернандо было не так много конкурентоспособных машин, как у Михаэля, но Шумахер выиграл семь титулов и 91 гонку. Цифры важны и имеют значение.
Вопрос: Льюис Хэмилтон побил рекорд Шумахера по числу побед и сравнялся с ним по числу титулов. Думаете, он лучше Михаэля?
Фелипе Масса: Я считаю, что Хэмилтон на одном уровне с Шумахером. Он доказал свои способности в дебютном сезоне, когда опередил Алонсо, но не выиграл титул из-за ошибки в Бразилии. Его рекорды говорят, что он, возможно, лучший гонщик всех времён. Хэмилтон побил рекорды Шумахера, и, как я говорил, цифры имеют значение.
Вопрос: Всё идёт к тому, что Мик Шумахер дебютирует в Формуле 1. Что вы об этом думаете?
Фелипе Масса: Мик хорошо делает свою работу. В начале сезона у него возникли проблемы, результаты были далеки от желаемых, но он справился и в определённый момент прибавил. Думаю, он выиграет титул в Формуле 2 и в следующем году будет выступать за Haas в Формуле 1.
Здорово, что в Формулу 1 придёт ещё один Шумахер. Эта фамилия войдёт в историю. Я надеюсь, что Михаэль увидит своего сына в Формуле 1. Для отца мечта, чтобы сын попал в Формулу 1, и я надеюсь, что Михаэль сможет почувствовать это и увидеть сына в чемпионате.
Вопрос: Что вы думаете о переходе Формулы 1 на новый регламент в 2022-м? Доминирование Mercedes прекратится?
Фелипе Масса: Сложно сказать, поскольку сейчас Хэмилтон лучше всех справляется с работой, и в его распоряжении самая быстрая машина. В следующем году его будет трудно опередить. В последние годы у Red Bull конкурентоспособная машина, но всё же недостаточно, чтобы бороться за титул. Ближайший соперник Льюиса – Макс Ферстаппен, но он не может выиграть больше трёх-четырёх гонок за сезон.
В 2022-м расстановка сил может измениться. Если исходить из выступлений гонщиков в этом году, то наибольшие шансы, не считая Хэмилтона, должны быть у Ферстаппена и Леклера.
Вопрос: Летом вы объявили об уходе из Формулы Е. Это окончательное решение?
Фелипе Масса: Мне понравилось в Формуле Е – весёлый чемпионат, очень интересный, но у меня не было результатов, на которые я надеялся. С другой стороны, машина непростая в пилотировании – она очень тяжёлая и не доставляла мне удовольствие. Я решил не продолжать и подумать о других аспектах жизни, о другой работе. Я пока не знаю, останусь в Монако или вернусь в Бразилию. Мне нравятся гонки, и я собираюсь продолжить карьеру, но спешить с решением точно не буду.
Вопрос: Если вы решите вернуться в гонки, то какие могут быть варианты?
Фелипе Масса: Сейчас точно не лучшее время для выступлений в IndyCar. В последние годы в этой серии было много серьёзных аварий, а мне в следующем году исполнится 40 лет, так что это не мой вариант. Я должен думать о других вещах, о своей жизни, о семье и так далее.
Мне звонили многие люди с предложениями – из бразильского чемпионата Stock Car и из WEC. Было бы интересно выступить в Ле-Мане, но на данный момент никакого решения нет.