В интервью O Estado de San Paolo Фелипе Масса рассказал о работе с Фернандо Алонсо и причинах своих неудач…
Вопрос: Фелипе, в 2006 и 2007-м вы выигрывали гонки, в 2008-м боролись за титул, но в двух последних сезонах уступаете напарнику. В чём причина?
Фелипе Масса: Я понимаю чувства своих поклонников, ведь я тоже болельщик и очень трепетно отношусь к результатам любимой команды. Не только в футболе, но и в гонках с участием своих друзей.
Сегодня легко можно выразить своё мнение через Интернет, но и до этого у спортсменов было представление о том, что думают болельщики. К сожалению, я не могу добиться тех результатов, которые они хотят видеть. Два последних сезона оказались для меня очень сложными, но главное – не терять желания вернуться в борьбу. Я выступаю в сильной команде и моим напарником всегда был быстрый пилот.
Вопрос: Работать с Алонсо легче, чем с Кими Райкконеном или Михаэлем Шумахером? Фернандо любит выстраивать команду вокруг себя...
Фелипе Масса: Это многие любят, так было и с Михаэлем Шумахером, но проблема в том, как это влияет на вас. Для команды важно, чтобы оба гонщика добивались успеха. В Ferrari меня уважают, а я уверен в том, что в будущем смогу стать столь же успешным, как прежде.
Вопрос: Что вы чувствуете, когда Алонсо регулярно вас опережает?
Фелипе Масса: Я анализирую причины, пытаюсь найти ответ. Прежде всего, прошу у команды телеметрию, сравниваю его пилотирование со своим, делаю выводы, стараюсь лучше проходить тот или иной поворот. В нашей команде эта информация полностью доступна - Фернандо знает, что делаю я, а я знаю, как действует он. Мы анализируем не только стиль пилотирования и поведение машины, но и правильность настроек. Если у одного из нас настройки оказались более эффективными, напарник тоже будет их использовать.
Вопрос: В Ferrari к вам относятся так же, как к Алонсо?
Фелипе Масса: Безусловно.
Вопрос: Что должно произойти, чтобы вы вновь одержали победу?
Фелипе Масса: Нужно продолжать работу и постараться переломить ситуацию. В этом году я добивался хороших результатов на многих трассах, был быстр в квалификации и гонке. Но что-то происходило, и я терял несколько позиций. Конечно, мне надо прибавить. Я уже смог добиться прогресса в квалификации. В середине сезона я больше уступал Фернандо, но после летнего перерыва мы боремся на равных.
Вопрос: С точки зрения техники, что мешает вам сохранять скорость?
Фелипе Масса: У нас много проблем с задней резиной. В большинстве Гран При наша машина гораздо более конкурентоспособна в гонке, чем в квалификации.
Вопрос: Стефано Доменикали считает, что ваша главная проблема - недостаточная уверенность в своих силах…
Фелипе Масса: Конечно, мне не нравится, когда я не могу добиться хорошего результата. Я всё ещё помню свою первую победу в Турции, в 2006-м. С тех пор многое изменилось, я одержал много побед, и мне помогает эта мысль. Уверен, скоро я вновь начну побеждать.
Вопрос: Некоторые считают, что спад в результатах стал следствием аварии в Венгрии'09 и связан с рождением сына...
Фелипе Масса: Это не так. Авария действительно была серьёзной, но она ничего не изменила. Я переживал и более сложные периоды. Должен сказать, что у меня была и более конкурентоспособная машина.
Сын… В кокпите я забываю обо всём, в том числе и о родственниках, чтобы максимально хорошо сделать свою работу.
Вопрос: Те, кто в Бразилии смотрит гонки по ТВ, говорят, что комментатор Гальвао Буэно редко вас критикует. Вы дружите? Дружба не мешает профессиональным отношениям?
Фелипе Масса: Совсем нет. У меня хорошие отношения с Гальвао. Если посмотреть отношение бразильской прессы к бразильским гонщикам и сравнить с отношением других СМИ к своим пилотам, станет понятно - мы совсем не получаем поддержки. Испанская пресса очень хорошо относится к своим гонщикам, японская и британская - к своим. В Бразилии такого никогда не было.
Вопрос: Какую помощь вы имеете в виду?
Фелипе Масса: Национальная пресса всегда поддерживает своего пилота, а бразильские журналисты всегда критикуют. В своей стране я встречаюсь с многими людьми, на Гран При Бразилии всегда много болельщиков, но стоит открыть газету – и вы видите нечто совсем иное, мнение не болельщиков, а критически настроенных журналистов.
Вопрос: С чем это связано? СМИ дезинформирует общественность?
Фелипе Масса: Нет, такова ментальность, и она не изменилась. Иностранная пресса совсем иначе относится к своим спортсменам.
Вопрос: Вы всегда говорили, что в Формуле 1 важен каждый сезон. Но сезон 2012 года окажется ещё более важным – у вас заканчивается контракт с Ferrari…
Фелипе Масса: Успешное выступление в 2012-м имеет крайне важное значение для моей будущей карьеры в конкурентоспособной команде, поэтому я ещё больше, чем обычно, нацелен на хороший результат.
Вопрос: Если вы не останетесь в Ferrari, что будете делать?
Фелипе Масса: Посмотрим. Перейду в другую команду (смеётся). Иного выбора нет. Я продолжу карьеру и постараюсь выбрать лучший вариант. Я ничего не боюсь и всегда реально смотрел на вещи. Я знаю, если не смогу добиться успеха в 2012-м, всё может измениться. Нужно добиться результата.
Вопрос: Считаете ли вы возможным продолжить карьеру в Формуле 1, если придется покинуть Ferrari?
Фелипе Масса (после паузы): Думаю, да. Независимо от того, каким окажется сезон, я считаю себя одним из лучших пилотов Формулы 1.
Вопрос: Ваш контракт истекает в 2012 году, шансы Рубенса Баррикелло остаться в чемпионате весьма невелики. Вскоре Бразилию будет некому представлять в Формуле 1. Уменьшится ли интерес к чемпионату?
Фелипе Масса: (после долгой паузы) Бразилии необходимо, чтобы её гонщик участвовал в чемпионате. Если этого не произойдет, интерес к чемпионату уменьшится, и я даже не знаю, сможем ли мы сохранить гонку в Сан-Паулу.
Вопрос: Многие бразильские болельщики уже потеряли надежду вновь пережить эмоции, которые испытали во времена выступлений Айртона Сенны?
Фелипе Масса: Не думаю, что это так. В спорте всё быстро меняется. Болельщики по-прежнему получают удовольствие от гонок. Уверен, если в следующем году или ещё через год у меня появится возможность добиться успеха, ситуация изменится, и я вновь смогу бороться за победы и титул, как в 2007 и 2008-м. Надеюсь, так и произойдет!