На этой неделе телеканал Sky Sports предложил своим зрителям задать вопросы Максу Ферстаппену. Сегодня гонщик Toro Rosso ответил на наиболее интересные из них…
Вопрос: Перед Гран При вы ставите перед собой конкретную цель – какое место хотели бы занять в гонке?
Макс Ферстаппен: Сначала нужно дождаться окончания первых тренировок, понять, как машина ведет себя на трассе, на что можно рассчитывать. Я приезжаю на трассу, не ставя перед собой конкретных задач. Конечно, хочется заработать очки, но и соперники стремятся к этому же – нужна быстрая машина, чтобы добиться цели.
Как я сказал, я просто приезжаю на трассу, после двух-трех сессий свободных заездов понимаю, где мы находимся относительно соперников – потом можно ставить конкретные цели.
Вопрос: Если бы отец не был связан с Формулой 1, у вас были бы шансы попасть в чемпионат?
Макс Ферстаппен: Связи моего отца не дают никаких гарантий – пробиваться в Формулу 1 приходится самостоятельно. Конечно, отец помог мне, но, как и все остальные, я должен был работать с максимальной самоотдачей. Я всегда мечтал попасть в Формулу 1, делал для этого все, что мог. Не думаю, что участие моего отца в итоге сыграло какую-то роль.
Вопрос: Чем бы вы занимались, если бы не стали гонщиком Формулы 1?
Макс Ферстаппен: Вероятно, гонялся бы на мотоцикле. Гонки, но на двух колесах!
Вопрос: Вам помогает в дебютном сезоне тот факт, что отец всегда рядом?
Макс Ферстаппен: Мы с ним всегда были вместе, поэтому его присутствие на Гран При не кажется мне чем-то необычным – он сопровождал меня на все гонки ещё с картинга. Раньше он выступал в Формуле 1, теперь я – это здорово. Он мне во многом помогает, подсказывая некоторые моменты, в которых я могу прибавить. Мне нравится, что он рядом.
Вопрос: Макс, опишите себя одним словом?
Мак Ферстаппен: Одним словом? Крутой!
Вопрос: Как вам удается контролировать свои эмоции?
Макс Ферстаппен: Перед гонкой я не нервничаю. Нужно быть уверенным в себе, знать, что делать и понимать, какие у вас перспективы – так все и происходит.
Вопрос: Ваш отец участвует в ваших брифингах с инженерами между сессиями?
Макс Ферстаппен: Я рад, что он приезжает со мной на гонки, но во время сессий я очень занят, пытаясь помочь команде сделать машину быстрее. Мы с ним общаемся только после свободных заездов, квалификации или гонки.
Участвует ли он в работе с инженерами? Нет. В команде знают, что нужно делать, у отца нет причин участвовать в обсуждениях и помогать им – у наших инженеров большой опыт.
Вопрос: Что вы чувствуете, впервые приехав в Монако вместе с «большими парнями» Формулы 1? Вы нервничаете?
Макс Ферстаппен: Эти «большие парни» начинали карьеру точно так же, как я, так что меня это не сильно беспокоит. Конечно, у соперников намного больше опыта, но у меня тоже есть опыт участия в гонках на городских трассах – в Формуле 3.
Конечно, в Монако все немного иначе, понадобилось какое-то время, чтобы привыкнуть к трассе, но для этого есть свободные заезды. Надеюсь, к квалификации я полностью освоюсь – я стараюсь сосредоточиться на пилотировании, чтобы прибавить и быть в хорошей форме.
Вопрос: Что вы чувствуете, став самым молодым пилотом в истории Формулы 1? Насколько сложно перейти из картинга сначала в Ф3, а потом и в Формулу 1?
Макс Ферстаппен: Я не думаю об этом. Я всегда хотел выступать в Формуле 1, теперь моя мечта исполнилась. Конечно, я счастлив, а тот факт, что я самый юный участник, ничего не меняет.
Я гонялся в картинге в 2013-м, в 2014-м перешел в Формулу 3, а в середине сезона подписал контракт с Toro Rosso. За эти годы мне многое пришлось пережить, но отец с самого начала выбрал верный подход. Я участвовал в тестах Формулы Renault, которые мне очень помогли, но в итоге мы решили сосредоточиться на Формуле 3, хотя решение было принято поздно.
Мне сложно объяснить, что означает такой переход, но многое зависит от того, как вы чувствуете машину. Опыт, полученный в картинге, очень помогает, но в конечном итоге все сводится к тому, что вы должны показывать результаты на трассе.
Вопрос: Насколько поздно было принято решение о переходе в Формулу 3?
Макс Ферстаппен: В конце февраля или начале марта 2014 года. Решение было принято поздно, поскольку я хотел попробовать себя за рулем двухлитровых машин Формулы Renault, но это было рисковано – если бы ничего не получилось, то на этом для меня могло всё закончиться.
Я провел тесты в Формуле 3 и почувствовал себя комфортнее, чем за рулем двухлитровой машины. Переход из картинга в Ф3 – это серьезный шаг, но мне было гораздо комфортнее за рулем этой машины, так что мы приняли такое решение.
Вопрос: Насколько быстро был подписан контракт на выступления в Формуле 1?
Макс Ферстаппен: Мы начали об этом говорить во время Гран При Германии (в июле 2014 года), а через месяц подписали контракт. Всё произошло очень быстро.
Вопрос: Как вы охарактеризуете свой стиль пилотирования?
Макс Ферстаппен: Я не думаю, что у кого-то есть особенный стиль. Иногда нужно действовать агрессивно, иногда – достаточно консервативно. Хороший гонщик должен уметь адаптироваться. Все пилоты разные, у каждого собственные цели, поэтому не стоит сравнивать.
Вопрос: Весь этот антураж, окружающий этап в Монако, мешает готовиться к гонке?
Макс Ферстаппен: Не очень. Я сосредоточен на гоночном уик-энде, много времени провожу с инженерами, пытаюсь подготовить машину и себя к выезду на трассу. Конечно, вокруг трассы много всего происходит, но нас это не касается.
Вопрос: Некоторые гонщики в пятницу вечером будут участвовать в показе мод…
Макс Ферстаппен: Да, но я в нём не участвую.
Вопрос: Возможно, в следующем году?
Макс Ферстаппен: Может быть, но я не уверен!
Вопрос: Насколько хорошо гонщики должны разбираться в технических особенностях машины?
Макс Ферстаппен: Чем больше, тем лучше. Если вы разбираетесь в технике, вам легче объяснить инженерам, в чем проблема или как сделать машину лучше. Очень важно понимать базовые вещи, но полезно более подробно разбираться в технических аспектах. Это – один из факторов успеха.
Вопрос: Сколько кнопок на вашем руле?
Макс Ферстаппен: Много, но вы быстро к ним привыкаете. Со стороны кажется, что кнопок много, но когда вы знаете их назначение, то можете довольно легко делать то, о чем просит команда.