Гонщик Red Bull Racing Макс Ферстаппен подвел итоги года, рассказал об отношениях с напарником, прокомментировал ситуацию с силовыми установками и оценил перспективы команды в следующем сезоне.
Вопрос: В одном из интервью вы как-то сказали, что хотите увидеть заголовок: «Макс Ферстаппен и Red Bull ведут борьбу за титул»…
Макс Ферстаппен: Очевидно, что такого заголовка я пока не видел! (смеётся) По крайней мере, не в этом году. Может быть, в следующем…
Вопрос: Когда вы поняли, что в 2017-м не сможете побороться за титул?
Макс Ферстаппен: Во время зимних тестов.
Вопрос: Что послужило причиной этого?
Макс Ферстаппен: В начале года причиной были двигатель и шасси в равной пропорции. Ближе к концу сезона машина стала лучше, и мы были довольно близки к двум ведущим командам. С другой стороны, мы по-прежнему отстаем.
Вопрос: Чего не хватало шасси в начале сезона?
Макс Ферстаппен: Прижимной силы, механического сцепления с трассой, баланса в передней и задней части машины. В общем, нам много чего не хватало.
Вопрос: Помимо дефицита скорости, в этом сезоне вы столкнулись с техническими проблемами. Можно ли сказать, что этот год оказался самым трудным в вашей карьере?
Макс Ферстаппен: Абсолютно нет. В картинге у меня было несколько сезонов, когда проблем с надёжностью было ещё больше. Мне просто не повезло.
Вопрос: Ваша карьера в Формуле 1 развивалась очень стремительно – вы даже выиграли свою первую гонку за рулем Red Bull. Кажется, что сейчас прогресс застопорился?
Макс Ферстаппен: Темпы прогресса и не могут быть одинаково стабильными. В какие-то моменты вашей карьеры подъемы могут чередоваться со спадами. Думаю, все в паддоке прошли через это. Это вполне нормальная ситуация.
Вопрос: Можно ли сказать, что успех в Формуле 1 пришёл к вам слишком быстро?
Макс Ферстаппен: Нет, нет. Прогресс может быть ещё быстрее, но такова Формула 1. Иногда в вашем распоряжении оказывается лучшая машина, иногда – нет. Иногда проблем с надежностью нет, иногда – есть.
Вопрос: Что хуже для вас – отсутствие скорости или надежности?
Макс Ферстаппен: И то, и то плохо.
Вопрос: Вы согласны с тем, что в этом году прибавили как гонщик?
Макс Ферстаппен: Абсолютно, да. Я сделал заметный шаг вперед, особенно в квалификации. Чувствую, что стал лучше понимать машину, но это нормально. У меня уже больше опыта, и на зимних тестах я сразу почувствовал себя комфортно за рулем. В гонках у меня никогда не было сомнений в машине – по-моему, это хорошо. Жаль, что это не всегда отражалось на результатах, но на это я уже никак не мог повлиять.
Вопрос: Хельмут Марко говорил, что вы своими действиями на трассе дали понять соперникам, что с вами легко не будет. Вы согласны с такой оценкой?
Макс Ферстаппен: Понятия не имею. Честно говоря, я никогда об этом не думал.
Вопрос: Например, Нико Росберг после завершения карьеры, говорил, что ему больше не придется обгонять «сумасшедшего парня из Red Bull». Он сказал, что когда ему пришлось вас обгонять, это был худший момент в его карьере.
Макс Ферстаппен: Честно говоря, я не люблю отдавать позицию без борьбы. Вполне естественно, что вы защищаете свою позицию, и если на то пошло, то я не собираюсь упрощать жизнь соперникам.
Вопрос: Вы когда-нибудь заходили слишком далеко при защите позиции?
Макс Ферстаппен: Нет. Защищая позицию, вы всегда стремитесь сделать всё, что в ваших силах.
Вопрос: Ваш бывший напарник Карлос Сайнс говорил, что для достижения успеха в Формуле 1 нужно быть, в каком-то смысле, негодяем, плохим парнем. Вы согласны с ним?
Макс Ферстаппен: Да. Для того, чтобы выигрывать гонки и титулы, вам необходимо это качество. Мы в Формуле 1 не для того, чтобы заводить друзей. В конце концов, это очень эгоистичный мир. Если вы хотите побеждать и добиваться успеха, то должны думать только о себе.
Вопрос: Как вы проводите время за пределами гоночных трасс?
Макс Ферстаппен: Расслабленно. Отдыхаю, провожу время с семьей и друзьями.
Вопрос: Макс Ферстаппен на трассе отличается от Макса Ферстаппена в обычной жизни?
Макс Ферстаппен: Нет, эти два Макса очень похожи.
Вопрос: И при этом вы говорите, что должны быть плохим парнем…
Макс Ферстаппен: Мне пришлось стать таким уже в картинге, чтобы добиться успеха.
Вопрос: Есть ли гонщики, которые в этом плане отличаются от других?
Макс Ферстаппен: Я бы так не сказал. Конечно, есть очень опытные гонщики, которых действительно сложнее обогнать.
Вопрос: А кого обгонять сложнее всего?
Макс Ферстаппен: Трудно сказать, ведь это зависит от машины. Я не буду называть имен.
Вопрос: А кого проще всего обгонять?
Макс Ферстаппен: Это тоже зависит от машины.
Вопрос: Вы всегда говорите, что хотите добиться успеха. Для вас имеет значение, в составе какой команды вы его добьётесь?
Макс Ферстаппен: Меня не волнует, какого цвета будет машина и гоночный комбинезон. Я просто хочу получить в свое распоряжение технику, которая позволит бороться за победы. Я верю в Red Bull – посмотрим, что произойдет в следующем году. Не умею предсказывать будущее, но хочу победить. Если в следующем году мы победим вместе, то я буду только рад.
Вопрос: Для некоторых гонщиков, например, для Себастьяна Феттеля, важна легенда, которой овеяна команда…
Макс Ферстаппен: Я просто хочу сесть за руль самой быстрой машины.
Вопрос: Считаете ли вы, что должны отдать долг Red Bull за то, что они привели вас в Формулу 1?
Макс Ферстаппен: Думаю, я делаю это сейчас.
Вопрос: Значит, больше никаких подарков с вашей стороны?
Макс Ферстаппен: Ещё со времени выступлений в Toro Rosso я подписал с Red Bull долгосрочный контракт. Мне просто нужен результат, и вы это знаете. В команде тоже этого хотят, и я надеюсь, что в следующем году мы добьемся успеха.
Вопрос: В этом году Mercedes и Ferrari доминировали в чемпионате. Может ли так произойти, что в 2018-м будет доминировать Red Bull?
Макс Ферстаппен: Учитывая, какая силовая установка в нашем распоряжении, я не думаю, что это произойдет.
Вопрос: Для примера вспомним историю Фернандо Алонсо – после первого сезона в McLaren-Honda создавалось впечатление, что он постоянно оказывается в неправильное время в неправильном месте…
Макс Ферстаппен: Между силовыми установками столь заметная разница, что он не мог ничего сделать, даже если в его распоряжении хорошее шасси.
Вопрос: Можно ли сказать, что ваша карьера тоже зависит от силовых установок?
Макс Ферстаппен: Может быть, в какой-то степени.
Вопрос: Какой двигатель вы бы хотели увидеть на своей машине?
Макс Ферстаппен: Не скажу. Думаю, и так понятно, что гонщик хочет получить в свое распоряжение лучший мотор.
Вопрос: На ваш взгляд, какими должны быть силовые установки в Формуле 1?
Макс Ферстаппен: Думаю, ответ на этот вопрос зависит от того, кому вы его задаете. В Mercedes и Ferrari хотят сохранить нынешнюю концепцию, поскольку у них неплохо идут дела. Однако у других производителей не всё гладко, поэтому они предпочтут другое решение.
Вопрос: Считаете ли вы, что нынешние двигатели подходят вашему стилю пилотирования?
Макс Ферстаппен: Честно говоря, это не имеет значения. Вы просто приспосабливаетесь к ситуации.
Вопрос: Насколько для вас важно, кто является вашим напарником?
Макс Ферстаппен: Для меня это не играет никакой роли.
Вопрос: Но вы предпочитаете хорошие отношения с напарником?
Макс Ферстаппен: Конечно, но, как я уже сказал, Формула 1 – эгоистичный мир. Для меня это не имеет значения. Если вы хотите получить в свое распоряжение быструю машину, то должны быть готовы к тому, что вашим напарником окажется очень быстрый гонщик.
Вопрос: Как вы можете охарактеризовать текущую обстановку внутри команды?
Макс Ферстаппен: Все хорошо. Так было всегда.